Газета Спорт-Экспресс № 260 (5730) от 15 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

16 ноября 2011

16 ноября 2011 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

ЕДИНАЯ ЛИГА ВТБ

БАСКЕТБОЛЬНОМУ РОЗЕТТИ НЕ ПО ДУШЕ ЧЕХОВСКИЙ "ВИТЯЗЬ"

Окончание. Начало - стр. 1

- Начиная с прошлого сезона ФИБА значительно изменила свои правила, заметно приблизившись к стандартам НБА. На ваш взгляд, это логично?

- Очень. И дело тут не только в сближении с НБА. Хотя, безусловно, для имиджа игры лучше, чтобы судейство везде было одинаковым. А на сегодняшний день у нас существует три разных стандарта - НБА, NCAA и ФИБА, и болельщикам сложно переключаться с одного на другой. Но есть специальная комиссия, в которую входят представители всех названных организаций, и ее цель - постепенно сводить эту разницу на нет. Считаю, что последние изменения действительно пошли на пользу европейскому баскетболу. Он стал не только быстрее, но и гораздо чище. Да и в Евролиге снизилось количество технических фолов, связанных с дисциплиной.

- Вы наверняка в курсе, что в России за последние годы было множество судейских скандалов. С этим связан тот факт, что наших арбитров так редко привлекают к обслуживанию крупнейших турниров?

- Это очень больной вопрос, но актуален он не только в вашей стране. У нас, в Словакии, все то же самое. Судей везде не любят, но без них играть в баскетбол невозможно. Современный спорт - это продукт, который нужно продавать. И все без исключения - игроки, тренеры, работники клубов, арбитры - должны работать сообща, чтобы болельщик, приходя на трибуны, наслаждался игрой. Чем крепче будет это сотрудничество, тем меньше будет скандалов. В Словакии команды тоже подают протесты на судейство. Но арбитры сами понимают степень ответственности за свои решения. Если не свистнул то, не свистнул это - потом будешь две недели сидеть дома. Без работы и, соответственно, без денег. Что касается молодых российских судей, то уверяю вас, не все так плохо. Знаю, что они регулярно ездят на семинары ФИБА, получают международные категории… Так что у них все впереди.

- Недавно в матче чемпионата России между "Химками" и петербургским "Спартаком" в какой-то момент второй четверти соотношение выполненных штрафных составляло невероятные 24:1 в пользу хозяев. При непредвзятом судействе такое возможно?

- Не могу говорить, не видя матча. Но в принципе здесь нет ничего криминального. Во-первых, не все фолы наказываются штрафными бросками, так что соотношение нарушений правил наверняка было меньше, чем 24 к одному. Во-вторых, количество фолов напрямую связано с игровой моделью, которая у каждой команды своя. Одни располагают сильными центровыми и постоянно играют через трехсекундную зону, где происходит подавляющее большинство фолов. А другие, наоборот, не имеют преимущества в атлетизме и потому делают ставку на трехочковые. Против таких команд правила нарушают заметно реже.

- Расскажите, когда и как на вас вышли представители Единой лиги ВТБ?

- Все было очень просто. Позвонили, спросили, есть ли интерес к такой работе… 6 ноября мы встретились с руководством лиги в Вильнюсе, где проходил матч "Летувос Ритас" - "Нимбурк". И довольно быстро обо всем договорились.

- То есть вы согласились почти не раздумывая?

- Нет, ну немного все-таки подумал. От первого контакта до моего согласия прошло недели три. Этого времени хватило, чтобы все взвесить. Лига ВТБ - интересный вызов для меня. Я уже работал в Словакии национальным инструктором арбитров, да и 20 лет судейства позволили накопить опыт, которым обязательно нужно делиться с новым поколением. Теперь у меня есть возможность делать это в глобальном масштабе.

- Работать будете в Москве?

- Пока нет. До конца нынешнего сезона руководству Единой лиги нужно решить определенные политические вопросы, о которых я не могу рассуждать (по всей видимости, речь идет о планирующемся слиянии с ПБЛ. - Прим. А.С.). Поэтому намерен жить в Словакии и выезжать на главные матчи Единой лиги в качестве инспектора.

- И последний вопрос: ваша фамилия как-то связана со словом "судья"?

- (Смеется.) Нет. Хотя действительно по-русски получается очень похоже! Но на самом деле "суд" в переводе со словацкого - это бочка.

Антон СОЛОМИН