Газета Спорт-Экспресс № 221 (5691) от 29 сентября 2011 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

29 сентября 2011

29 сентября 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1960 год. Часть восьмая

Кубок СССР, как и чемпионское звание, в 1960-м достался московскому "Торпедо".

НЕЖЕЛАННЫЙ РЕБЕНОК

Второй по значимости футбольный турнир, кубковый, как-то незаметно стал отходить в тень. Относились к нему не как к пасынку, отнюдь. Скорее как к не желанному в семье ребенку: раз уж родился, кормили, растили, воспитывали.

Со временем, с увеличением народонаселения в чемпионатах, расширением международных связей и участием сборной в официальных турнирах, хрустальное чадо, так со стороны казалось, стало несколько тяготить "родителей". Путавшееся под ногами дитя пинали, места постоянного в календаре не находили. То в летний зной отправляли, то в осеннюю хлябь, а то в снегопад и морозы, как случилось в 60-м.

В тот перегруженный событиями сезон, если помните (коли запамятовали, напомню), турнир доигрывался с прошлого, 1959 года. При 12 участниках первенства разыграть Кубок не успели - так пришлось отыскивать зазоры в календаре громоздкого, двухэтапного чемпионата о 22 командах. За год много воды утекло. Одних не стало - расформировали, к примеру, тбилисский СКВО, - других (армейские команды) переименовали. В кубковой сетке названы они так, как именовались на момент проведения матчей - СКВО (СКА) и ЦСК МО (ЦСКА).

Постепенно отношение к кубку стало меняться и в низах. Наглядный пример - ростовский СКА. 14 сентября армейцы проводили у себя матч 1/8 финала с "Шахтером". Располагались команды на разных полюсах: хозяева нацелились на медали, у гостей одна забота - не потерять жилплощадь в элите. Силы не равны, поле свое, соперник доступный - бери его тепленьким, ешь не спеша, тщательно пережевывая пищу, с удовольствием. Как волк ягненка. Когда трапеза завершилась, ножки без рожек остались… от волка. Итог шокирующий - 0:4. Причину катастрофы группа товарищей из Ростова объяснила в возмущенном письме в редакцию "Футбола" (от 18 сентября), озаглавленном "Нелепый фарс".

Обвинив тренера ростовчан Петра Щербатенко, сильно разбавившего состав дублерами, авторы письма принялись за футболистов:

"Защитники армейцев давали возможность форвардам горняков свободно проходить в штрафную площадку и беспрепятственно бить по воротам. Полузащитники не контролировали центра поля. За весь второй тайм пятерка ростовских форвардов только три раза била по воротам.

Для чего все это делалось? Для того чтобы, проиграв, выбыть из дальнейшей борьбы за хрустальный кубок. Парадоксально, но факт. Не надеясь на выигрыш этого почетного приза, руководство команды СКА решило сберечь силы для дальнейших матчей в финальной шестерке. Именно потому и был, на наш взгляд, разыгран нелепейший фарс перед 30-тысячной аудиторией".

На пути к финалу в тяжелых междоусобных боях перебили друг друга москвичи: "Динамо" в 1/8 финала - ЦСКА (1:0), "Торпедо" в 1/4 - динамовцев (2:0). Отстаивать честь столицы пришлось чемпиону, оставшемуся один на один с украинцами и грузинами.

После небольшой паузы, связанной с завершением первенства, довели, наконец, до ума долгоиграющий турнир. Три оставшиеся встречи (полуфиналы и финал) провели в последних числах октября в холодной из-за раннего визита зимы Москве в непотребных условиях.

НА ПОСЛЕДНЕЙ СЕКУНДЕ

26 октября. "Динамо" (Тбилиси) - "Шахтер" (Сталино).

В ночь перед игрой температура воздуха понизилась до минус 15,2. Впервые такой холодный конец октября синоптики зафиксировали в 1885 году. К началу встречи потеплело - "всего" минус 5. Поле и трибуны обледенели.

Техничным тбилисцам в таких условиях показать товар лицом сложно. В отличие от "Шахтера". В чемпионате дела у горняков складывались худо. Оставался шанс проявить себя в Кубке. Команда цепкая, хваткая, жесткая, изъяны в техническом образовании компенсировала колоссальной работоспособностью, неиссякаемой энергией. В коротком турнире на вылет способна была за счет перечисленных качеств и волевых усилий выложиться в одном-двух матчах и сотворить сенсацию.

С тбилисцами "Шахтер" играл осторожно, от обороны, на помощь которой постоянно отходили в тылы бойцы передовой. Общими усилиями им долгое время удавалось тормозить динамовские атаки, не позволяя превратить заметное территориальное преимущество в материальное. Отдельные резкие и острые контратаки таили опасность. По окончании нулевых 90 минут назначены 30 дополнительных.

Помимо официального командного проводилось в тот день и неофициальное личное соревнование: Заур Калоев - Юрий Ананченко. 14 сентября в Ростове все четыре гола забил форвард "Шахтера". Через две недели Калоев сыграл в "покер" с ленинаканским "Шираком". И в очном поединке бомбардиры отличились. Центрфорвард тбилисцев с фирменной подачи Месхи счет открыл. Горняки вынуждены были раскрыться, и в одной из массированных атак Ананченко расквитался с Калоевым, а "Шахтер" - с "Динамо" - 1:1.

Какое-то время донецкие футболисты, скорее по инерции, продолжали наседать и чуть было не сбросили южан с узкой обледенелой кубковой тропинки. Дважды Серго Котрикадзе бросался, как на амбразуру, в ноги атакующих. Короткая вспышка угасла, и обе команды решили не рисковать. Будь то шахматы, остановили бы по обоюдному согласию часы. Позицию неожиданно взорвал Месхи, объявив за секунду до падения флажка мат неприятельскому "королю". Прервав передачу у центральной линии, он, как заправский слаломист, лихо отмахал полполя, разбросав изящными финтами всех, кто пытался его остановить, и мощным, точным выстрелом сразил "шахтеров" наповал - 2:1. Болезненный стон сетки, принявшей на себя промерзшее кожаное ядро, совпал с последним в матче свистком литовского арбитра Йозаса Литвинаса.

КАК В ЛОНДОНЕ В 45-М

За этой встречей наблюдали с трибун торпедовцы вместе с тренером Виктором Масловым. На следующий день - их выход. Соперник - из другой "социальной среды", одесский СКА, участник турнира класса "Б" во второй украинской зоне. Что из того? Кубок на сюрпризы горазд. СКА это уже доказал, обнажив крепкие острые зубки: выбил в 1/16 финала вице-чемпиона СССР московский "Локомотив" - 3:1 (играли в 59-м, в год, когда железную дорогу единственный раз в Союзе удостоили серебра).

В назначенный день игра не состоялась. Вновь поработали небеса, сбросив на Москву и окрестности, уже две недели укрытые плотным белым покрывалом, новую порцию снега. Работники Лужников, трудившиеся не покладая рук, были бессильны придать полю приемлемый вид. Вторую полуфинальную игру и финал сдвинули на день.

На поле опустился густой туман. "Туман почти такой же, как в 1945 году на нашем матче с "Арсеналом", - сказал корреспонденту "Труда" Юрию Ваньяту сидевший рядом на трибуне Константин Бесков. Тренер одесситов Сергей Шапошников удовлетворения не скрывал: "Чем хуже, тем лучше", - признался он журналистам, имея в виду мерзкую погоду. Чемпионы, убежден он, проявить себя в полной мере не смогут, и шансы его ребят на благополучный исход повысятся.

Лучше, вопреки надеждам Шапошникова, его команде не стало. Торпедовцы хозяйничали на поле безраздельно, делали что хотели. Положив в одесские сети три мяча, отправили гостей столицы в раздевалку в тяжелом нокдауне. Во втором тайме наступило равновесие: "верхи" ("Торпедо") забивать не хотели, "низы" (СКА) не могли. Незадолго до конца "сдали нервы" у Метревели - 4:0.

Финал, по общему мнению специалистов, получился высочайшего качества, лучший из тех, что проводились ранее (возможно, добавлю от себя, и лучший в СССР за все годы). По накалу, драматизму, результативности он действительно стоит особняком, потому и отношение к нему проявим должное, опишем по распространенной в советские годы схеме.

ДО ИГРЫ

Согласно табели о рангах, сложившейся в 60-м, встречались первая и восьмая команды Союза, но лидеру сезона предпочтение никто не отдавал. Мартын Мержанов от прогноза воздержался. Борис Аркадьев победу тбилисцев не исключал. Нападение, считал он, один гол как минимум забьет, главное - оборону укрепить. И совет дал: "Торпедо" против Месхи выставит двух защитников. Это даст возможность безбоязненно сыграть по схеме 3-3-4. А Николай Озеров не сомневался - победят тбилисцы.

Тренеры обеих команд осторожничали. Андро Жордания, признавая силу и мастерство автозаводцев, надежд на благоприятный исход не терял. Виктор Маслов с высоты своего чемпионского положения был к динамовцам снисходителен, отделавшись дежурной фразой: мол, соперник серьезный, борьба предстоит трудная, но мы постараемся.

Корреспондент "Московской правды" В. Денисов напомнил о преимуществе, полученном тбилисцами до матча: торпедовцы перед финалом отдыхали два дня, гости - четыре. Но веры в москвичей не терял и допустил бестактность: "Сейчас слово за вами, дорогие автозаводцы. И вы должны его сказать завтра на стадионе в Лужниках". Во встрече двух советских команд негоже публично желать успеха одной. Хотя бы внешне следовало соблюсти нейтралитет. И приличие.

Пока журналисты проводили опрос и высказывали свои мнения, в Лужниках кипела работа. Более сотни рабочих счищали снег с хлорвинилового покрывала, под которым было заботливо спрятано продрогшее от мороза поле. За несколько часов до выхода команд "одеяло" убрали. Низкая температура, влажный воздух, небольшой туман, сыроватое поле и быстро отяжелевший мяч проблемы футболистам создали, но со свистком киевского судьи Александра Цаповецкого они с места в карьер ринулись в бой (в позитивном, спортивном смысле) и выдали яркий, незабываемый (для тех, кто его видел) спектакль.

За два дня до финала судить его федерация футбола назначила украинскую бригаду. Странно. Ни главный, ни линейные опыта и авторитета для работы в таких матчах не имели. Динамовские руководители попросили сменить бригаду на литовскую во главе с Йозасом Литвинасом, отлично отсудившую полуфинал тбилисцев с "Шахтером". После некоторых раздумий ходатайство "Динамо" удовлетворили. Литвинаса со товарищи срочно вызвали в Москву, и ко дню матча они явились в столицу в полной боевой готовности. Однако в последний момент начальство передумало и вернулось к первоначальному варианту. Что из этого вышло? Да ничего хорошего.

ИГРА

Цаповецкий вызвал обе команды на обрамленное снежными сугробами поле. Традиционные рукопожатия, брошена вверх монетка - и Геннадий Гусаров вводит мяч в игру. Первая половина тайма за "Торпедо". Грузины огрызаются редко, но очень опасно.

1:0. 25-я минута . Метревели проник в штрафную и оказался в одиночестве против Котрикадзе. Функции вратаря блестяще исполнил защитник Хочолава: отчаянным броском в ноги форварда он отбил мяч... рукой. Бесспорный пенальти. Гусаров пробил классно. Гол стал логическим следствием некоторого превосходства хозяев.

1:1. 26-я минута. Не прошло минуты, как взорвалась многочисленная грузинская диаспора и сочувствующие ей москвичи. Это Баркая вихрем ворвался в штрафную и красиво, с разворота, пробил. Гол к разряду неберущихся не отнесешь. Вратарь Поликанов так не считал.

Конец первого тайма и начало второго - за гостями, но забило "Торпедо".

2:1. 54-я минута. Умница Валентин Иванов (лучший в составе автозаводцев), увидев открывшегося Гусарова, в касание вывел его на свидание с Котрикадзе. Центровой "Торпедо", несмотря на отчаянные попытки голкипера спасти ворота, легко его переиграл. Не забота Иванова определять местоположение партнера. Негоже было и защитникам южан брать на себя функции арбитра, а взяв, выключаться из игры. Ни Цаповецкий, ни "махалы" офсайда не определили, и главный ничтоже сумняшеся показал на центр, не обращая внимания на протесты гостей и бурное возмущение их поклонников.

2:2. 58-я минута. Ответ не заставил себя долго ждать. Разыгравшийся Месхи легко ушел от своего сторожа Медакина и подстраховщика, сделал отработанную до автоматизма передачу в нужную точку и был, как всегда, точен. Мяч "попал" в голову Калоева и от нее дуплетом в угол. Эту комбинацию левый край с центрфорвардом могли бы, наверное, разыграть и с завязанными глазами.

Тбилисцев не остановить. Они рвутся вперед, атакуют, используя всю ширину поля и растягивая защиту москвичей. В образовавшиеся бреши то и дело врываются Калоев, Баркая, Яманидзе. Отдельные вылазки хозяев нагрузку на их оборону снимают ненадолго.

3:2. 67-я минута. Во время одной из них Иванов, оказавшийся один перед численно превосходящими силами противника, показал высочайший класс. Легко и непринужденно обыграв одного за другим, просочился в штрафную и, атакованный, падая, сумел оценить обстановку: заметив неприкрытый дальний угол, из труднейшего положения в него угодил. Высший пилотаж!

С этой минуты футбольный матч стал походить на хоккейный. Динамовцы, словно получив численное превосходство, заперли соперников в их зоне. Игра переместилась в район штрафной площади "Торпедо". Чемпион отбивался беспорядочно, абы куда, чаще пулял по аутам. Чтобы дать ребятам перевести дух и набрать в легкие воздуха, а заодно выиграть время, Маслов произвел замену. Не помогло.

3:3. 87-я минута. В несусветной толчее Мелашвили протолкнул мяч в ворота. Справедливость восторжествовала? Не торопитесь. Нас ждут дополнительные полчаса.

На поле по-прежнему одна команда. Ни разу в течение блестяще сложившегося сезона чемпион не выглядел так беспомощно. Чтобы не быть заподозренным в необъективности, сошлюсь на два солидных профессиональных издания.

"Футбол" (№ 24 от 6 ноября). Из отчета выдающегося в прошлом форварда Всеволода Боброва: "После короткого отдыха... вновь мы видим явное намерение южан победить. Нападающие М.Месхи и Ш.Яманидзе, почувствовав, что торпедовская защита устала, все настойчивее рвутся вперед, переигрывают своих "сторожей". Теперь в защите своих ворот участвуют все торпедовцы. Нелегко им приходится".

Спортивная газета отчитывалась перед читателями 1 ноября:

"91 - 106-я минуты. Игра проходит в непрерывном наступлении тбилисцев, лишь изредка прерываемом контратаками москвичей.

106 - 119-я минуты. Особенно тяжело приходится Медакину. Он почти все время проигрывает в единоборстве с Месхи. С левого края динамовского нападения следуют опасные подачи на штрафную площадку. Защита москвичей едва успевает отбивать мяч на угловой. Корнер у ворот "Торпедо", однако удар Яманидзе неточен... Месхи бьет по воротам, но Поликанов на месте".

4:3. 120-я минута . "Хитрый лис", Валентин Иванов как-то незаметно подкрался к тбилисским владениям, и не один - с мячом. Это всегда опасно. Гости опасность не учуяли. Секундная потеря бдительности - и на тебе: примите и распишитесь в получении. В. Иванов.

Валентин Козьмич мудрить не стал, отправил "бандероль" из точки на первый взгляд безопасной, с угла штрафной. Мяч летел - вру, бежал вприпрыжку - по неровному, промерзшему газону. Котрикадзе, бедный парень, долго простояв без дела на морозе, продрог и среагировал с небольшим опозданием. Все. Финита ля комедия. И место хитрец Иванов облюбовал, с какого пробить, и время подходящее выбрал. Три гола грузины отыграли, сквитать четвертый не успели: шансов Иванов не оставил. Едва установили мяч в центральном круге, как Цаповецкий просвистел отбой.

Насмешка судьбы. Над тбилисцами фортуна зло пошутила, чемпиону широко улыбнулась. Фемида бездействовала, не соизволила снять с глаз повязку и совершить правосудие. И по сей день не снимает (если полагаете, что я о футболе, разубеждать вас не стану). Подробности - завтра.

Окончание - в завтрашнем номере

СХЕМУ КУБКА СССР 1959 - 1960 СМОТРИТЕ В ФОРМАТЕ PDF