Газета Спорт-Экспресс № 206 (5676) от 12 сентября 2011 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ФОРМУЛА-1
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 13-й этап. ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ
Очередным, восьмым в нынешнем сезоне триумфом чемпиона мира-2010 Себастьяна Феттеля завершился последний в этом году европейский этап "Формулы-1". Россиянин Виталий Петров выбыл из "Гран-при Италии" вскоре после старта.
ФЕТТЕЛЬ - ЧЕМПИОН УЖЕ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ?
Гонку в Монце каждый год и болельщики, и представители прессы, и сами пилоты ждут с воодушевлением - не меньшим, а, возможно, даже чуть большим, чем этап в Монако. По той простой причине, что Autodromo Nazionale - по сути, единственная по-настоящему скоростная трасса в календаре, на которой и поворотов-то настоящих - раз-два и обчелся. А ведь именно скорость - то блюдо, которое гурманы автогонок ценят больше всего.
Гонка нынешнего года и вовсе обещала нечто несусветное - обгоны, призванные стать поистине изысканным гарниром к основному "блюду"! Ожидания оправдались в полной мере. Возможно, по общей насыщенности событиями (то есть обгонами) "Гран-при Италии" и не стал бесспорным лидером сезона, но главное, как известно, все-таки качество, а не количество. А к качеству-то как раз и не придерешься! Абсолютное большинство красивейших атакующих и защитных действий, почти каждое из которых достойно войти в Зал славы "Формулы-1" (если бы таковой существовал!), происходило не где-то в недрах пелотона, а в авангарде, в борьбе за места, начиная с пятого и заканчивая первым.
И от того, как они происходили, буквально захватывало дух.
Но сначала - пара абзацев о квалификации. Она очень уж интересной не получилась - свой 10-й в сезоне-2011 и 25-й в карьере поул (а заодно и 14-й подряд для "Ред Булла") Феттель получил, можно сказать, играючи. У его партнера по команде Марка Уэббера в очередной раз очень кстати отказало все, что только могло отказать, - в частности, батареи KERS, без которых в квалификации на серьезный результат рассчитывать не приходится, и свое пятое место на стартовом поле он завоевывал почти вручную. При этом обеим "Феррари" категорически не хватало скорости на прямых, как, впрочем, и "Макларенам", которые тем не менее попробовали навязать Феттелю хотя бы видимость борьбы, и в итоге и Хэмилтон, и Баттон оказались, скажем так, первыми из проигравших поул.
Собственно, легкость, с которой была выиграна эта квалификация, слегка удивила даже самого Себастьяна: "Насколько же конкурентоспособной выглядела здесь наша команда! Я был уверен, что результаты окажутся намного плотнее. Честно говоря, мы даже не рассчитывали быть на поуле в Монце, на трассе, которая предыдущие два года была для нас крайне неудобной".
Снова максимально по-деловому выглядела "Лотус-Рено". Сомнений в том, что Виталий Петров попадет в решающий сегмент квалификации, не возникало. Слегка заставил поволноваться дебютант Бруну Сенна, от которого после его блестящего 7-го места в Спа ждали чего-то похожего. В Монце вышло сложнее - в третью часть, как на подножку уходящего поезда, бразилец вскочил в последний момент, уже за флагом, когда завершающим быстрым кругом сумел на две сотых опередить Пола Ди Ресту.
Правда, в схватке за поул ни Петров, ни Сенна не участвовали. По сравнению с Бельгией партнеры поменялись местами - Петров показал солидное 7-е время, Сенна же из боксов не выезжал, решив сэкономить резину и обеспечить себе свободу выбора. Напомним, что в гонке быстрейшая десятка стартует на том же компаунде, на котором проходила квалификацию, а если ты не выезжал, имеешь право выбирать.
Забегая вперед, скажу, что Сенна и еще четверо других пилотов, включая Нико Росберга, стартовали на жестких покрышках, остальные 19 - на мягких. Увы, но понять, насколько результативным мог оказаться этот риск, не удалось - до финиша из этой пятерки добрался только Бруну... На 9-м месте. Это были первые очки пилота с гордой фамилией.
- Счастлив добыть эти очки, ведь это была всего лишь моя вторая гонка за "Лотус-Рено", - сказал Сенна. - Стартовав 10-м, я приехал на финиш 9-м, и это было совсем непросто! Из-за заварушки на старте я вынужден был объезжать по траве и потерял все, что завоевал в квалификации. По-настоящему счастлив, что смог вернуться в очковую зону и реально сражаться за места с намного более опытными пилотами. Жаль, что гонка так быстро кончилась - еще пару кругов, и я прошел бы Ди Ресту в борьбе за 8-е место!
На финише Сенну от Ди Ресты отделили 0,8, а ведь еще парой кругов раньше бразилец отставал от шотландца без малого на пять секунд!
В авангарде же пелотона и вовсе кипела настоящая буря. Старт был просто фантастическим. К первому повороту в ряд, колесом к колесу, подошли аж три болида - Феттель, Хэмилтон и Алонсо, причем испанец успел ввинтиться в него первым. Немец мертвой хваткой вцепился в соперника, но атаковать сразу же не вышло - на трассе показался пейс-кар. Витантонио Лиуцци, начавший гонку с последнего места, умудрился так хитро вылететь с трассы, что его болид по траве, как по льду, проскользил насквозь шикану и торпедировал и Петрова, и Росберга, и Баррикелло, и Кобаяси. Двоим последним повезло - они смогли продолжить гонку, другие болиды убирали эвакуаторы.
Сразу же после ухода пейс-кара последовала атака Феттеля, но оказалась нерезультативной. А вот следующая, на 4-м круге, безумно рискованная - по внешнему радиусу, двумя колесами на траве, при агрессивнейшей защите испанца! - увенчалась успехом. После этого эпизода лидер чемпионата в гонке участвовал чисто номинально, ибо практически сразу же уехал и от Алонсо, и от остального пелотона.
На этом же круге из гонки после неудачного свидания с Массой выбыл с оборванными передними антикрыльями Уэббер. Это была первая в этом году гонка, в которой до финиша добрался только один "Ред Булл". Во всех остальных оба болида Эдриана Ньюи неизменно финишировали в очках.
Примерно в эти же минуты началась долгая, непередаваемо напряженная и красивейшая дуэль Шумахера и Хэмилтона. Честно говоря, не помню, чтобы в свои чемпионские годы немец так ездил. Если и существовали какие-то сомнения в том, что семикратный чемпион мира все-таки умеет ездить в борьбе и даже весьма эффективно защищаться, то вчера они рассеялись. Я сбилась со счета, сколько кругов по трассе неслась жесткая сцепка из "Мерседеса" и "Макларена".
Хэмилтон атаковал при каждом удобном и неудобном случае. В этой весьма стрессовой ситуации он странным образом из пилота, совершающего немотивированно агрессивные и чреватые вылетами действия, вдруг превратился в предельно холодного и расчетливого бойца. Не сосчитать, сколько раз два болида шли практически бок о бок! Но Шумахеру за счет более высокой скорости на прямых удавалось удерживать британца позади.
При такой плотности борьбы вопрос стоял так: у кого первого не выдержат нервы. Наверное, первым дрогнул все же семикратный. На 13-м круге в первой шикане Хэмилтон прошел Шумахера, но тот активировал DRS и восстановил статус-кво. А на 16-м очередная атака Хэмилтона вынудила Шумахера фактически выдавливать соперника с трассы. Уходя от столкновения, Хэмилтон сбросил скорость - и его тут же прошел Баттон. И буквально через несколько сотен метров потрясающей атакой по внешнему радиусу поворота Аскари - против всех законов и здравого смысла - тот же Баттон прошел Шумахера! Атака на загляденье - маневр был осуществлен с хирургическими хладнокровием и точностью.
Что же касается дуэли Шумахера и Хэмилтона, то она продолжилась и после пит-стопов обоих, длилась почти 10 кругов и закончилась победой Хэмилтона, который прошел соперника там же, где Баттон, и почти аналогичным маневром.
Еще один эпизод, украсивший гонку, случился на 35-м круге с участием Алонсо и Баттона, когда в Родже англичанин атаковал по внутреннему радиусу и вышел на второе место.
А лидер в это время безмятежно катался. Даже не знаю, пожалеть его за то, что весь этот праздник жизни прошел мимо, или нет? Может, Феттелю, как в свое время Шумахеру, нравится выигрывать именно так?
Правда, после финиша чемпион мира, которому до второго подряд титула осталось всего ничего (достаточно через две недели в Сингапуре финишировать на подиуме), отчего-то вдруг почти расплакался. И назвал свою победу в Монце одной из самых эмоциональных: "Эта трасса очень много значит для меня - ведь именно здесь я одержал свою первую победу за рулем "Торо Россо". И сегодня, финишируя, я перебирал в памяти каждую из пережитых тогда минут".
Ольга ЛИНДЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ
Пилот | Q1 | Q2 | Q3 |
1. Себастьян ФЕТТЕЛЬ | 1.24,002 (2) | 1.22,914 (1) | 1.22,275 |
2. Льюис ХЭМИЛТОН | 1.23,976 (1) | 1.23,172 (3) | 1.22,725 |
3. Дженсон БАТТОН | 1.24,013 (3) | 1.23,031 (2) | 1.22,777 |
4. Фернандо АЛОНСО | 1.24,134 (4) | 1.23,342 (5) | 1.22,841 |
5. Марк УЭББЕР | 1.24,148 (5) | 1.23,387 (6) | 1.22,972 |
6. Фелипе МАССА | 1.24,523 (7) | 1.23,681 (8) | 1.23,188 |
7. Виталий ПЕТРОВ | 1.24,486 (6) | 1.23,741 (9) | 1.23,530 |
8. Михаэль ШУМАХЕР | 1.25,108 (15) | 1.23,671 (7) | 1.23,777 |
9. Нико РОСБЕРГ | 1.24,550 (8) | 1.23,335 (4) | 1.24,477 |
10. Бруну СЕННА | 1.24,914 (13) | 1.24,157 (10) | - |
11. Пол ДИ РЕСТА | 1.24,574 (9) | 1.24,163 |
|
12. Адриан СУТИЛЬ | 1.24,595 (10) | 1.24,209 |
|
13. Рубенс БАРРИКЕЛЛО | 1.24,975 (14) | 1.24,648 |
|
14. Пастор МАЛЬДОНАДО | 1.24,798 (11) | 1.24,726 |
|
15. Серхио ПЕРЕС | 1.25,113 (16) | 1.24,845 |
|
16. Себастьен БУЕМИ | 1.25,164 (17) | 1.24,932 |
|
17. Камуи КОБАЯСИ | 1.24,879 (12) | 1.25,065 |
|
18. Хайме АЛЬГЕРСУАРИ | 1.25,334 |
|
|
19. Ярно ТРУЛЛИ | 1.26,647 |
|
|
20. Хейкки КОВАЛАЙНЕН | 1.27,184 |
|
|
21. Тимо ГЛОК | 1.27,591 |
|
|
22. Жером Д'АМБРОЗИО | 1.27,609 |
|
|
23. Даниэль РИККЬЯРДО | 1.28,054 |
|
|
24. Витантонио ЛИУЦЦИ | 1.28,231 |
|
|
Q 1 107% - 1.29,854