Газета Спорт-Экспресс от 8 августа 2011 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2
ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 19-й тур
ЦСКА - "ЗЕНИТ" - 0:2
На матч лидеров российского чемпионата корреспондент "СЭ" взглянула глазами болельщика, которому посчастливилось в этот субботний вечер попасть на "Арену Химки".
ЕЩЕ НЕ ПРАЗДНИК, УЖЕ НЕ БИТВА
Мария КРАВЧЕНКО |
из Химок |
В прошлом году во время визита в редакцию "СЭ" Сергей Фурсенко ярко описывал свои детские впечатления от посещений вместе с родителями матчей "Зенита": мороженое на стадионе имени Кирова, ощущение настоящего праздника. Именно такого настроения и влияния на умы, по мнению президента РФС, недостает современному российскому футболу.
Матч ЦСКА - "Зенит" показался идеальным поводом проверить: изменилось ли что-либо? Способствует ли сейчас в России посещение футбола поднятию настроения и интереса к самому популярному виду спорта? С одной стороны, сама по себе встреча лидеров российского первенства обещала достойный уровень игры, с другой - противостояние фанатов двух клубов издавна было настолько жарким, что поход на встречу для обычных болельщиков иногда превращался в экстремальное приключение.
НЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Могу признаться сразу: чистой "реконструкции" походов семьи Фурсенко на футбол не получилось. Все знакомые, у кого в семьях имеются мальчики младшего школьного возраста, отпускать свое чадо на стадион в моей компании категорически отказались. Зона повышенной опасности, ничего не поделаешь.
Большинство зрителей, впрочем, с моими приятелями было солидарно. За весь вечер на "Арене Химки" мне удалось насчитать всего восемь семей, решившихся на посещение матча в расширенном составе. Конечно, можно было бы прибавить к этому еще и детей, занятых непосредственно в организации встречи: тех мальчиков и девочек, которые выводят на поле футболистов за несколько минут до стартового свистка. Но вряд ли их можно считать рядовыми посетителями. Так что пока следует констатировать совершенно определенно: детских утренников на футболе пока не бывает.
А между тем большинство развлечений перед игрой оказалось расcчитано именно на юных болельщиков. Например, рекламные стенды автомобильного спонсора ЦСКА давали возможность и проверить точность удара на специально оборудованной мишени, и получить приз, ответив на несколько вопросов ведущего из серии: "Назовите любой клуб, выступающий в чемпионате Голландии".
Совершенно неожиданно был обнаружен дефицит традиционного атрибута "детского праздника", столь запомнившегося Фурсенко: мороженого. Ни при входе на стадион, ни в подтрибунных барах найти его не удалось. Хотя, казалось бы, теплая погода должна была стимулировать спрос, да и скомпрометировать себя этот продукт в отличие от бананов еще ничем не успел. Работники арены, впрочем, уверяли, что мороженое можно добыть "где-то на первом ярусе", но найдено оно было почему-то лишь в пресс-центре.
ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ
Взрослым радоваться жизни перед футболом было несколько сложнее. Слишком уж много препятствий необходимо было преодолеть перед получением права посмотреть за футбольными перипетиями: добраться до Химок - раз; отстоять приличную очередь под жарким солнцем на проход через рамку и досмотр - два; вовремя занять свое место на стадионе - три. Но все зависит от компании: некоторые болельщики ЦСКА, приехавшие в Химки заранее, устраивали "пикники" на крошечных пятачках зелени возле близлежащего торгового центра и выглядели при этом весьма довольными.
А вот в ходе самого матча больше поводов для праздников было уже у зенитовцев. Даже в первом тайме, когда исход встречи был совсем неочевиден, фанаты ЦСКА, казалось, больше занимались общением между собой, хором отзываясь лишь на самые обидные кричалки соперников. Возможно, дело в том, что игра армейцев, пусть провальной и не была, поводов для выплеска адреналина тоже не давала.
Не помогла и развлекательная программа, подготовленная хозяевами в перерыве, когда публике сначала продемонстрировали игру юных футболистов 2000 года рождения, а потом провели конкурс пенальтистов. Десять человек, включая двух девушек, били по воротам с 11-метровой отметки. Попали четверо - и получили пригласительные на следующую домашнюю встречу армейцев. Остальным достались сувениры.
Гостям из Питера, правда, заразить своим настроением стадион тоже не удалось. Увы и ах - несмотря на все предпосылки, встречу в Химках вряд ли можно отнести к событиям, запоминающимся надолго: и по игре, и по антуражу.
С другой стороны, на этот раз болельщикам, даже без вмешательства службы безопасности стадиона или милиции, удалось обойтись без серьезных выяснений отношений, а значит, есть шанс, что в недалеком будущем футбол перестанет выглядеть способом провести досуг для любителей острых ощущений. И превратится наконец в искомый президентом РФС праздник.