Газета Спорт-Экспресс № 149 (5619) от 7 июля 2011 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1
ФУТБОЛ
ЧМ-2018
Большой город на Волге обожает футбол, располагает одним из самых больших стадионов России - правда, совершенно непригодным для проведения турниров уровня национальных сборных - и верит, что принять чемпионат мира сумеет достойно.
САМАРСКИЙ ШАНС
ЭХ, ДОРОГИ...
Помощница главы Самары Дмитрия Азарова обсуждение условий встречи с шефом начала с наболевшего.
- О дорогах будете спрашивать? - в голосе звучала нотка грусти.
Самарские дороги - общегородская боль. Они вроде бы есть, но при этом их нет: весной вместе с тающим снегом в Волгу и Самарку с пугающим постоянством утекает асфальт. Город по этому поводу очень переживает. Молодой мэр ситуацию со временем, наверное, изменит, но пока реалии не радуют. Теперь же, когда Самара приобрела статус одной из столиц футбольного ЧМ-2018, ее проезжая часть - головная боль не только властей города, но и РФС, а то и ФИФА.
Город тонет в ворохе давних проблем, каждая из которых тянет на несколько десятков миллиардов рублей. Утонуть можно и в спорах по поводу места для стадиона. Причем буквально: новую арену хотят построить там, где сливаются две реки, ежегодно частично затапливая территорию самарской Стрелки.
СТРЕЛКА
Самара пока не подсчитала до рубля масштабы грозящего ей "бедствия", но уже понятно, что тратиться придется основательно. Только перенос речного порта - это полтора миллиарда рублей. А еще, как гласит документ, составленный министерством строительства и ЖКХ региона, - освобождение земли от прав так называемых третьих лиц. Если называть вещи своими именами, то это переселение людей и выкуп прав на земельные участки на Стрелке. А они, едва область заявила о планах возведения стадиона, стремительно подорожали.
Не забудем о тратах на намыв песка и насыпку грунта: его потребуется миллион кубометров на площади 24 гектара, чтобы укрепить берег протяженностью около 2,5 километра. Не забудем и о коммуникациях. Они есть, но изношены основательно, а то и до состояния, близкого к аварийному. Ведь строить арену хотят там, где без малого 500 лет назад родилась Самара. Более того, власти понимают, что их работа на каком-то этапе будет сродни труду археологов, успокаивая себя тем, что глубоко в грунт никто с инженерными сетями не полезет.
- Есть вероятность обнаружения дополнительных объектов археологического наследия. Стрелка - то место, с которого начиналась история самарского городского поселения. Однако при изысканиях и разработке проекта мы до этого культурного слоя не дойдем, - заявил 29 апреля министр строительства и ЖКХ области Павел Донской, выступая на "футбольном" заседании правительства региона.
Заседание, кстати, было публичным, пусть журналистов после первых 15 минут и попросили удалиться.
РАЗГОВОР С МЭРОМ
- Самара долго определялась с участком для строительства арены. Нынешний вариант - окончательный? И почему выбран именно он?
- Окончательное решение примет федеральное правительство, - отвечает Азаров. - Мы подготовили два варианта - основной и запасной. Сама история выбора площадки под застройку довольно долгая. Когда в город приехала комиссия ФИФА, я работал в областном правительстве и сопровождал делегацию. Приехавшие в составе комиссии зарубежные архитекторы прямо сказали: с эстетической точки зрения идеальное место - Стрелка. А эстетике стадионов ФИФА сегодня уделяет большое внимание, и для успеха заявки это момент крайне важный. В итоге гости уехали от нас с проектом арены на острове Коровий, сказав на прощание, что строить нужно обязательно на Волге - ведь это главная достопримечательность нашего региона. При этом вариант размещения стадиона на Коровьем возник спонтанно. Он расположен ниже по реке от Стрелки. Рассматривалась также площадки в Заречье (противоположный от железнодорожного вокзала берег реки Самара. - Прим. А.А.), на территории завода имени Масленникова (волжский берег сразу на север за самарской набережной. - Прим. А.А.) и на въезде в город со стороны Тольятти, где летом проводится рок-фестиваль. В итоге принято решение в пользу Стрелки.
Когда стали заниматься подготовкой необходимой документации, выяснилось: еще в 1985 году именно на этом месте планировалось строить новую арену. Нельзя мыслить исключительно финансовыми категориями. Необходимо думать о том, что проект даст городу, людям. Этот выбор изменит Самару, повлечет за собой развитие исторической части города как места отдыха и общегородской витрины. Да, стройка предстоит масштабная, но технологии решения всех проблем при достаточном финансировании сегодня существуют. Однако мы будем иметь в виду и запасные варианты, чтобы исключить любые риски.
- Кто будет заниматься проектированием арены и когда начнется эта работа?
- Самарская область стала первой в России, где был создан оргкомитет по проведению в регионе ЧМ-2018. Его возглавил губернатор области Владимир Артяков. Еще федеральный оргкомитет не появился, а мы уже работали. Подготовительная работа, без которой невозможно строительство, ведется. Мы, например, ограничили резервирование земельных участков, понимая, что если этого не сделать, неизбежно начнется спекуляция. Соответствующие ведомства области заняты моделированием развития транспортных потоков. А что касается проекта, то он появится, когда будет утверждена площадка для строительства.
- Во что Самаре обойдется новая футбольная арена?
- В пять-шесть миллиардов рублей. Это не самые большие деньги. Гораздо больше придется потратить на развитие инфраструктуры и транспортной сети. Там суммы совершенно иные.
- Дороги, аэропорт, гостиницы?
- Ну, гостиницы-то регион рассчитывает строить при помощи инвесторов. А бюджетные деньги пойдут на дороги, инженерные сети, попутную инфраструктуру, реконструкцию города.
- И кто будет все это строить?
- На территории области планируется создать управляющую компанию "Самара-2018".
- ФИФА при строительстве новых арен требует, чтобы дорога от аэропорта до стадиона занимала не более 45 минут. Как решить эту проблему (аэропорт Курумоч расположен в 35 километрах от города. - Прим. "СЭ") ?
- Предполагается, что аэропорт и центр города свяжет скоростная магистраль. У нас сегодня есть две главные трассы - Ново-Садовая и Московское шоссе, а по плану развития Самары еще 1961 года планировалось проложить так называемую Центральную магистраль. Этот проект реально осуществить и сегодня. Кроме того, планируется строительство скоростной железной дороги Тольятти - Курумоч - Самара. Есть и вариант доставки болельщиков к арене водным путем, на скоростных судах.
- Кто уже готов принять участие в создании городской инфраструктуры - имею в виду гостиницы, транспортную сеть, индустрию развлечений?
- Нам необходим пятизвездный отель, и это решаемая проблема. В частности, существует проект Hilton. Есть четырехзвездные Renaissance и Holiday Inn. Хотя болельщиками больше востребованы трех- и даже двухзвездные гостиницы. К Новому году запустим Ibis - это три звезды.
Мы подняли всю документацию, пересчитав пансионаты, дома отдыха, мини-отели так называемой самарско-тольяттинской агломерации. Требование ФИФА - 7500 мест для туристов, у нас уже сейчас - 7340. При этом по документам лишь 16 процентов соответствуют категории две звезды или ниже. Другое дело, что даже имеющийся номерной фонд требует модернизации и частичной реконструкции с учетом требований мирового стандарта качества. Будем этим заниматься.
РАКЕТЫ И ТУРИСТЫ
- Как будет выглядеть фан-зона?
- Она расположится на площади Куйбышева - самой большой в Европе. А также на прекрасной волжской набережной.
- У вас есть понимание, сколько средств может потребоваться и где их найти?
- Есть понимание, что для Самары ЧМ-2018 - исторический шанс изменить город, который почти 50 лет был закрыт для иностранцев. Здесь ведь строят ракеты. До сих пор, кстати, строят, но иностранцев уже ждут. Понятно, что сегодня между регионами существует конкуренция за право попасть в ту или иную федеральную программу. Без неких идей, которые делают город узнаваемым, сегодня стать по-настоящему успешным в этом жестком споре сложно. За любые инвестиции, в том числе бюджетные, приходится вести борьбу. В Самаре в предшествующие годы сделано для этого крайне мало. Чемпионат мира - уникальная возможность поменять городскую среду к лучшему. Плюс это еще и новые рабочие места. Такой шанс упускать нельзя.
- Вы понимаете, что пока Самара - аутсайдер гонки?
- Насколько я знаю, сегодня есть очевидные фавориты, а с аутсайдерами все как раз иначе.
- Просто у каждого региона ЧМ-2018 есть своя изюминка. Екатеринбург - это шанс провести ЧМ сразу на двух континентах. Волгоград - город ратной славы, известный всему миру как Сталинград. Ярославль - центр Золотого Кольца. А что Самара?
- Мы дважды были столицей страны. Это город, где начинается наш космос. Есть национальный парк "Самарская Лука" с Жигулевскими горами. У нас, в конце концов, третья по численности населения агломерация в стране - 2,5 миллиона жителей. Стадион в Самаре - многие годы один из самых посещаемых в лиге. Футбольные болельщики - наше основное преимущество на сегодня: не возникает вопросов, для кого здесь строить большой новый стадион.
- Какие деньги город может позволить себе потратить на ЧМ-2018?
- Все события, о которых мы с вами говорим, так или иначе связаны с развитием Самары. Естественно, мы будем участвовать в этом, в том числе и своим бюджетом.
- А нужен такой хлопотный и дорогостоящий проект Самаре, которая сегодня и так живет не очень хорошо?
- У нас, конечно, есть люди, которые полагают, что ЧМ-2018 городу не нужен, но большинство горожан сознают, какая это уникальная возможность поменять свою среду обитания за очень короткий срок.
СТРОИТЬ ИЛИ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ?
Директор аэропорта Курумоч Леонид Шварц - болельщик со стажем.
- Новый аэровокзал у нас хотят построить давно, и он региону в любом случае нужен, - говорит он. - Та же история со скоростной магистралью до центра города и электричкой, связывающей Самару, Тольятти и Курумоч. Другой вопрос, какие средства для этого потребуются и как быстро их можно вернуть инвесторам.
Средства, если называть вещи своими именами, нужны колоссальные: десятки миллиардов рублей. Только на реанимацию нынешней дорожной сети Самары требуется как минимум 13 миллиардов. А еще нужны новые станции метро и скоростной трамвай. Плюс отели, два автовокзала, минимум две тренировочные базы и аэропорт, ремонт старых домов... Неудивительно, что министерство транспорта области говорит о реконструкции аэровокзального комплекса, а не о строительстве нового.
Сколько денег потребуется на скоростную трассу от Курумоча до центра Самары, пока не ясно. Есть лишь примерные оценки, "плавающие" в диапазоне от 10 до 20 миллиардов рублей. Руководители местного дорожного ведомства утверждают, что давно отправили информацию об объектах строительства всей транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство и оргкомитет чемпионата мира. После того как будет принят федеральный закон о ЧМ-2018, в Самаре разработают детальную программу исходя из средств, которые будут предусмотрены региону. Затем проект нужно будет защитить в Москве.
Тут бы самое время написать: " и Самара заживет по-новому", - но лучше не врать самому себе. Пока что ЧМ-2018 в Самаре выглядит проектом амбициозным, но страшно дорогим.
МИНИСТР-ОПТИМИСТ
Скептиков в Самаре хватает, но и оптимистов немало. Министр спорта, туризма и молодежной политики области Сергей Бамбуров - оптимист. И не только по должности, которая предполагает позитивный настрой по отношению к перспективам Самары как крупного центра Поволжья.
- Где, начнись чемпионат завтра, вы смогли бы поселить сборные, которые приедут в Самару играть на чемпионате мира?
- Есть Академия футбола в поселке Приволжском, но ее нужно осовременить. Все-таки то, что хорошо для детей, не вполне подходит сборной.
- В Самаре сегодня порой негде тренироваться даже "Крыльям".
- У клуба есть программа, которая поможет решить эту проблему.
- Как и за какие деньги?
- Мы точно знаем, что у нас будут средства на сооружение нового стадиона из расчета 4-5 тысяч долларов за место. Мы уверены, что регион получит деньги и на строительство двух тренировочных баз.
- Будет ли задействован в приеме участников чемпионата мира санаторий "Волжский Утес", где когда-то отдыхал первый президент России?
- А зачем? Если построим две базы - одну в Тольятти, одну в Самаре, будет очень хорошо.
- Есть ли у города стратегия развития туризма?
- Мы формируем необходимый пакет документов, понимая: подписание контрактов с инвесторами и создание определенной бизнес-среды помогут в защите наших проектов на федеральном уровне. Семь контрактов уже в работе, появятся и другие.
- Заложены ли средства на эти цели в бюджеты Самары и области?
- Да. Цифры можно найти на сайте правительства области. Каждое министерство создает свою программу. Мы не обсуждаем, нужно нам проводить чемпионат или не нужно, а просто двигаемся в этом направлении.
- В городе понимают, что шанс можно и потерять?
- Не думаю, что ситуация у нас значительно хуже, чем в Ростове-на-Дону или Нижнем Новгороде. Есть явные лидеры, их называли, они примут Кубок конфедераций, но явных аутсайдеров сегодня нет.
- Когда в Самаре ждут гостей из ФИФА?
- В 2013 году.
- Куда вы их первым делом отвезете и что скажете?
- На стройку нового стадиона. Самаре он в любом случае нужен, так что будем строить.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Самара - Саратов