Газета Спорт-Экспресс № 140 (5610) от 27 июня 2011 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

28 июня 2011

28 июня 2011 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 8-й этап - ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ

Вчера в Валенсии свою шестую победу в сезоне-2011 одержал действующий чемпион мира Себастьян Феттель на "Ред Булле", которого теперь от ближайших преследователей в общем зачете, Дженсона Баттона на "Макларене" и Марка Уэббера на "Ред Булле", отделяют 77 очков. Россиянин Виталий Петров из "Лотус-Рено" финишировал только 15-м с отставанием от лидеров в 1 круг.

ЕЩЕ ОДНА ЛЕГКАЯ ПРОГУЛКА ФЕТТЕЛЯ

Трасса в порту Валенсии в очередной раз продемонстрировала свой вредный характер, став местом самой, не побоюсь этого слова, нудной гонки нынешнего чемпионата. Сделать ее живее и интереснее не помогли никакие новомодные ухищрения типа KERS и DRS. Конечно, если сравнивать нынешний этап с его аналогом годичной давности, то обгонов было побольше, однако же, в этом сезоне по их количеству и качеству Валенсию переплюнуло даже Монако, где, как утверждают знающие люди, обгонять невозможно в принципе.

И дело, собственно, даже не в обгонах, хотя их дефицит заставил фанатов почувствовать себя в роли севшего на жестокую диету любителя вкусно покушать. Дело в том, что для лидера общего зачета сезона-2011 и действующего чемпиона мира Себастьяна Феттеля эта гонка прошла под девизом великого Гая Юлия Цезаря: Veni Vidi Vici - пришел, увидел, победил. На протяжении всех 57 кругов лидер и чемпион не был замечен вообще ни в каких активных действиях (за исключением обгонов круговых), а телеоператоры даже во время пит-стопов далеко не каждый раз вспоминали, что вообще-то на трассе есть еще и этот человек. Он никуда не сошел, он продолжает ехать во главе пелотона, совершая до неприличия легкую прогулку от старта до финиша!

А ведь в канун валенсийского уик-энда было столько надежд на то, что стремительный "Ред Булл" чемпиона удастся притормозить! Напомню, что с этого этапа в силу вступило ужесточение правил так называемого закрытого парка, согласно которым после завершения квалификации в машины запрещено вносить какие-либо изменения - за исключением жизненно необходимых, типа замены поврежденных деталей. Но раньше технические делегаты FIA сквозь пальцы смотрели на внесение изменений в настройки электронные, а конкретно в так называемые карты двигателей. Дело в том, что любой мотор может работать в разных режимах, и во время квалификации алгоритм функционирования двигателя меняют так, чтобы он мог короткое время работать на износ, обеспечивая наивысшую скорость прохождения круга. В гонке же такой режим подобен самоубийству, поэтому после квалификации картографию меняли на более щадящую. Теперь же этого делать нельзя - то есть на квалификацию болиды должны выходить с моторами, работающими в гоночных режимах.

Так вот, в паддоках если не все, то многие были уверены, что именно эти хитрые алгоритмы позволяли "Ред Буллам" играючи побеждать в квалификациях, и что теперь-то уж Феттель не будет нестись впереди на лихом "красном быке"! Однако не тут-то было. Немец как выигрывал квалификации, так продолжил это делать и в Валенсии. Хотя преимущество с "почти секунды" над конкурентами сократилось вдвое - занявший в субботу четвертое место двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо на "Феррари" свое отставание в 0,5 от Феттеля счел чуть ли не поводом для фиесты.

Фиесты, впрочем, местечковой - ведь для того, чтобы застолбить за собой очередной (седьмой из восьми проведенных в нынешнем сезоне квалификаций) поул, Феттелю снова понадобилась всего одна попытка в третьей фазе. Он вполне мог себе позволить пересидеть остаток времени в боксах, однако, во избежание так сказать, все же выехал, но даже завершать своего круга не стал.

А вот у "Лотус-Рено" поводов порадоваться как-то не возникло. Ведущий гоночный инженер команды Алан Пермэйн сказал прямо: нет скорости. В результате Петрову даже не удалось пройти в третий фрагмент квалификации, а его напарник Ник Хайдфельд, можно сказать, зацепился за него зубами. Но в итоге в борьбе за поул даже номинального участия не принял - ради возможности поколдовать в воскресенье со стратегией решено было, что Ник хронометрируемых кругов устанавливать не будет

Напомню, что согласно правилам на гонку пилоты финальной десятки выходят на тех покрышках, на которых квалифицировались, те же, кто финишировал за пределами "червонца", могут выбирать резину по вкусу. Если же пилот попал в число десяти, но времени в третьем фрагменте не показал, то он тоже имеет тут полную свободу воли.

Забегая вперед, скажу - никакой выгоды от этого в "Рено" не извлекли. Хайдфельд, стартовав 9-м, всю гонку болтался на грани очковой зоны и сумел-таки зацепиться за очко. Петрову же, оказавшемуся одним из считаных смельчаков, решившихся стартовать на жесткой резине, этот риск ничего не дал. По некоторым оценкам, по сравнению с мягкой резиной эти покрышки дают дефицит в 1,5-2 секунды на круге, и потери Виталия со старта оказались настолько велики, что наверстать упущенное за счет езды на сэкономленной мягкой резине, увы, не удалось.

Правда, оказавшись после старта ближе к арьергарду пелотона, Петров был довольно активен и вошел в число небольшого количества гонщиков, которые вели реальную борьбу за места и даже совершали обгоны. Один из фрагментов этой борьбы просто не мог не остаться незамеченным! На 15-м круге он сошелся в рукопашную с семикратным чемпионом мира Михаэлем Шумахером, чей "Мерседес" в результате этого лишился носового оперения. Что ожидаемо - в конце концов, рукопашная - это чисто русская забава, а отнюдь не немецкая! После этой стычки немец - уже не впервые даже в этом сезоне - откатился в самый хвост гонки, откуда, по сути, выбраться так и не смог.

Кстати, количество аварий и столкновений (с отрицательным для суперчемпиона исходом), в которые нынче попадает Шумахер, поражает воображение. Столько раз ему не обрывали элеронов и не прокалывали шин за всю его предыдущую карьеру! Причем далеко не всегда вина за это непотребство лежит на соперниках... Такое впечатление, что судьба в некотором роде предъявила ему к оплате счета за все ее предыдущие ссуды, позволившие выиграть семь высших титулов. И теперь немец - ходячая иллюстрация старой поговорки насчет мышкиных слезок, которые неминуемо отольются кошке...

Я уже сказала, что гонка в Валенсии получилась самой нудной в нынешнем сезоне. Феттелю в ней не угрожало вообще ничто. Без малейших видимых проблем он уехал со старта, не позволив никому даже на секунду помечтать о том, чтобы навязать ему борьбу за лидерские полномочия. Небольшой намек на возможные неприятности для него случился лишь на первой трети дистанции, когда у "Ред Буллов" (и не только у них) начали перегреваться задние покрышки. Однако ресурс Феттеля оказался таков, что даже сбросив немного скорость, чтобы остудить резину, никого из конкурентов на дистанцию для атаки он так и не подпустил. Впечатление, что лидер не может оторваться от преследователей (поначалу им был Уэббер, а затем Алонсо) на комфортное расстояние, оказалось ложным - ему просто не нужно было ехать быстрее. Феттелю и так было уютно.

Позади же лидера-невидимки (по количеству присутствия на экранах) случилось несколько довольно любопытных эпизодов. Героем старта чуть было не стал Масса. Хэмилтон стартовал неуверенно, и бразилец на первых же метрах сумел его пройти. Но одновременно с Массой тем же самым был занят и Алонсо - Фелипе лишь каким-то чудом сумел, втиснувшись между машиной партнера и "Маклареном" британца, не стать виновником неприятнейшей аварии! Из этих тисков он выскользнул и тут же попробовал атаковать Уэббера. И вот это оказалось уже лишним - на австралийца бразилец налетал по внутренней траектории, которую Уэббер защищал вполне уверенно. А тем временем снаружи Массу холодно-рассчетливо прошел Алонсо. Таким образом, тройка призеров гонки определилась в первом же повороте - в дальнейшем внутри этого трио лишь Уэббер и Алонсо поменялись местами.

Что, кстати, было довольно красиво. К 20-му кругу испанец уже довольно давно и тщательно "грел" австралийца, но даже при двойной зоне активации DRS пройти его чисто все же не мог. Более того - на 8-м круге при попытке атаки ошибся на торможении и отпустил соперника из "зоны риска" просветом в секунду. Но довольно скоро снова нарисовался на опасном расстоянии. А на 21-м в 12-м повороте в результате довольно плотной схватки красиво вышел на второе место.

Другим автором красивейшего обгона стал на 4-м круге чемпион мира-2009 Дженсон Баттон. Эта атака вообще была на загляденье - причем без всяких там DRS! То, что сделал англичанин против Росберга, называется "прошить". А еще - кинжальная атака. На торможении перед вторым поворотом, вне зоны активации заднего антикрыла, внутри виража, куда он влетел практически слип-стримом! Невероятно красиво!

Собственно, этим все "кружева и бантики" "Гран-при Европы" исчерпались. Ни зрелищной, ни напряженной эту гонку никак не назовешь. Хочется верить, что оставшиеся до финиша чемпионата одиннадцать этапов таким занудством отличаться не будут.

Ольга ЛИНДЕ