Газета Спорт-Экспресс № 138 (5608) от 24 июня 2011 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 6
ФУТБОЛ
КТО-ТО ПЛЯШЕТ, КТО-ТО ПЛАЧЕТ
Уханья и разного рода нацистские кричалки звучат на стадионах России едва ли не на каждой игре. По крайней мере в Москве и Питере - точно. Клубы реагируют по-всякому. Кто-то борется (безуспешно), кто-то не замечает, кто-то делает вид, что с секторов кричат совсем другое - чье-то имя, например.
У футболистов, которые становятся жертвами расистов, реакции тоже разнятся. Но уход с поля Роберта Карлоса - наверное, самое эмоциональное поведение, какое приходилось видеть у нас в чемпионате. Вы видели лицо бразильца, когда он уходил?...
Поступок Карлоса напомнил об инциденте с форвардом ЦСКА Муссой Маазу, которого во время кубкового матча против "Динамо" в 2009 году достали расистскими выкриками фанаты бело-голубых. Кстати, тогда болельщики притащили с собой даже не бананы, а коробки от них - и махали ими Маазу. Ни о каком штрафе в три очка никто и не заикнулся. А нападающий настолько бурно реагировал на оскорбления, что Зико, в ту пору возглавлявшему армейцев, пришлось игрока заменить. "Он потерял настрой", - констатировал тренер. Покинув поле, Маазу стал рваться к фанатам-расистам, его едва сдержали. Потом, рассказывают, уроженец Нигера плакал в раздевалке. Фактически российский этап его карьеры на этом закончился. Играть в такой стране Маазу не захотел. Или не смог.
Однако не все темнокожие футболисты реагировали так же, как Карлос или Маазу. Некоторых атаки расистов не выбивают из колеи, а делают только злее. После одного из голов в ворота "Спартака" во втором круге чемпионата-2010 Секу Олисе и Сейду Думбья, которых фанаты соперника пытались спровоцировать уханьем, подбежали к красно-белому сектору и в насмешку сплясали "танец мартышек". "А что? Обезьяны - замечательные животные!" - расхохотался, рассказывая об ответе расистам, Секу.
"В России мне ухали только фанаты "Спартака" и "Зенита", - где-то спустя месяц после случившегося сказал мне африканский полузащитник. - Они сравнивали меня с мартышкой, понимаете! Но ничего у них не получится! Я футболист и не имею права обидеться, взять и уйти с поля! Мое дело играть - и не важно, что там мне орут. Мне все равно, черный ты или белый. Пусть кричат: "Ух, ух, ух!" Я все равно остаюсь тем, кто я есть! Я черный парень - и люблю футбол!"
Секу и Думбья остается только поаплодировать за выдержку и чувство юмора. Но это не значит, что они готовы терпеть такое отношение к себе вечно. Защитник ЦСКА Чиди Одиа всегда с пониманием относится к кричалке собственных болельщиков: "Самый белый парень в ЦСКА". В России он давно обжился и порой сам подшучивает над своим цветом кожи. Но во время матча с "Тереком" в мае 2010-го Одиа отмахнулся от Кобенко, который позволил себе расистское высказывание в адрес нигерийца, заработал красную карточку и длительную дисквалификацию - и с тех пор так и не вернул себе место в стартовом составе ЦСКА.
Когда трибуны источают ненависть, нервы не выдерживают даже у самых стойких.
Дмитрий СИМОНОВ