Газета Спорт-Экспресс № 137 (5607) от 23 июня 2011 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 6

23 июня 2011

23 июня 2011 | Авто-мото - Ралли

РАЛЛИ-РЕЙД

В ГОНКАХ НА СУМАСШЕДШИХ ТАБУРЕТКАХ РУССКИЕ - ЛУЧШИЕ

Финишировав вторым в гонке Sardegna Rally Race в Италии, россиянин Дмитрий Павлов досрочно стал чемпионом мира по ралли-рейдам в классе квадроциклов. Звонку корреспондента "СЭ" 40-летний спортсмен немного удивился (видимо, потому, что его вид спорта не относится к особо популярным в России), но на беседу согласился сразу же.

- Чемпионат мира, проводимый Международной мотофедерацией (FIM), в дисциплине квадроциклов состоит всего из четырех этапов. А во сколько, если не секрет, обходится вам участие в одном этапе?

- Все зависит от страны, в которой он проходит. Но когда формирую бюджет на сезон, то планирую в среднем по 28 тысяч евро на одну гонку. Какой-то этап обходится дешевле, какой-то дороже, но в среднем цифра именно такая.

- Став третьим в Объединенных Арабских Эмиратах, первым в Тунисе и вторым в Италии, вы заранее обеспечили себе победу в чемпионате. На последний - октябрьский - этап в Египет, который для вас уже ничего решать не будет, поедете?

- Вместо Египта мы отправимся на нестатусную гонку в Марокко, которая будет проходить примерно в те же сроки. Там будет очень сильный состав участников. Эта гонка всегда была своего рода подготовительной для тех, кто планирует когда-нибудь поехать "Дакар".

- Видимо, вы тоже собираетесь это сделать?

- Я должен был участвовать в "Дакаре" в 2008 году на автомобиле категории Production, но тот ралли-рейд, если вы помните, отменили в связи с угрозой терактов. Теперь речь пойдет о квадроциклах, и, быть может, в 2013-м году мы действительно ввяжемся в эту авантюру. Правда, произойдет это лишь в том случае, если наши зарубежные партнеры дадут денег. Посмотрим, что получится: определенные предложения уже есть. Даже финишировать на "Дакаре" - уже почетно, а если попадешь в итоговую пятерку, то это вообще здорово.

- Вы выступаете на квадроцикле марки "Хонда". У вас есть контракт с этой компанией?

- Нет. В нашем случае все делается на свои деньги, и техника была выбрана из расчета цена-качество. Нас кормят обещаниями, что представители компании с нами свяжутся и чем-то помогут. Но денег от производителя мы не получаем, да и не особо ждем их.

- А на какие средства, в таком случае, существуете?

- Нас обеспечивают люди, которые неравнодушны к нам не только как к спортсменам, но и как к личностям. Кстати, на Западе мы популярны гораздо больше, чем в России, как это в принципе обычно и бывает. Тем, кто нам помогает, просто приятно, что в Европе россиян уважают и даже боятся.

- Какие призовые существуют за победу, например, на этапе чемпионата мира?

- Мы ничего не получаем ни за участие, ни за победу. Призовых фондов как таковых нет, это не теннис или что-то еще. В прошлом году мы стали вторыми - и нам прислали серебряную медаль. Сейчас, наверное, пришлют золотую. Но моральное удовлетворение дороже железок и денег. Слава богу, у нас есть средства на участие. Хотя в целом получается минус сто тысяч евро за год.

- Коммерческих стартов нет вообще?

- Только в Америке. У них там выстроена целая индустрия, в которой крутятся немалые деньги. В принципе за океаном есть определенный интерес к тому, чтобы посражаться с сильнейшими ребятами из Европы. Так что если получится все это осуществить, будем только рады.

- Как вы добираетесь до места проведения этапа - например, до Объединенных Арабских Эмиратов или Туниса? И еще - вы все время говорите "мы", "нас". Кого имеете в виду?

- На собственном автобусе едем до одного из европейских портов, где загружаемся на паром. Выезжаем втроем - я и два механика. Ставим перед собой задачу преодолеть путь от МКАД до порта в Марселе, Генуе или Венеции, откуда отходят паромы в Африку, максимум за 48 часов. В автобусе у нас квадроцикл, запасные части, включая мотор, двадцать запасных колес - по 10 передних и задних, запас еды и воды. Ведь иногда организаторы из-за погодных условий, как это было в нынешнем году в Тунисе, не могут обеспечить питание участников. Во время песчаной бури это очень проблематично. Также всегда с собой два сидячих и одно спальное место.

- То есть "боевой" квадроцикл у вас на этап всего один?

- Да. Но мы везем все запасные части для него, кроме рамы. Слава богу, у нас на гонках пока особо серьезно ничего не ломалось. Были случаи, когда я переворачивался, и мы меняли рулевые тяги. Или же навигация может в любой момент разлететься на части. Надо быть ко всему готовыми, чтобы, если что сломается, поменять это к следующему дню. К счастью, с двигателями, пока мы за ними следим, ничего серьезного до сих пор не происходило.

- Какова мощность мотора вашего квадроцикла?

- В техническом паспорте, по-моему, написано - 74 лошадиные силы, но в реальности на колесе - 49. Что же касается скорости, то максимум, который я выжимал, - 135 километров в час. Но, естественно, это было не в песках - там даже очень быстрый мотоцикл развивает скорость не более 40-50 километров. Пески - они и есть пески.

- Какие расстояния приходится преодолевать во время этапов?

- В классическом ралли-рейде не менее 350-400 километров в день, включая лиазон (так называется дорожная секция, предшествующая спецучастку. - Прим. В.Л.). Но в Тунисе в этом году весь этап был порядка 700 километров. Из них "боевых" - 400. А доездка до старта спецучастка и возврат с финиша до лагеря - по 150. Что порой даже больше утомляет, чем сама гонка.

- В среднем сколько спортсменов стартует на этапе в классе квадроциклов?

- Порядка 15-17 участников.

- Если американцев вынести за скобки, кто сейчас законодатели мод в вашей категории?

- Французы - им нет равных. Традиционно ралли-рейды считались французской дисциплиной, и, конечно же, сейчас они не особо довольны русским вторжением.

- Этапы чемпионата мира проходят с апреля по октябрь. А когда к сезону начинаете готовиться?

- Техника готовится всегда. Этот процесс бесконечен. У механиков, как у официантов, есть записные книжки, куда они записывают все недочеты и неполадки. А в плане физической формы особенно тяжело приходится зимой. Выезжать куда-то особой возможности нет, а в России ездить на квадроцикле в этот период очень сложно. Кататься по снегу - это совершенно другое ощущение. Так что стараюсь ходить в бассейн.

- Почему именно в бассейн?

- В юности на протяжении 10 лет занимался плаванием профессионально, дорос до кандидата в мастера.

- Пересекались в бассейне с кем-то, кто потом стал звездой?

- С Александром Поповым неоднократно сталкивались на региональных соревнованиях. Я всегда ему проигрывал, но уже тогда было понятно, что этот парень из другого измерения. И на него уже как на соперника мы внимания не обращали, видели, что это не стандартный пловец. Так что боролись за вторые - пятые места.

- А почему ушли из плавания?

- Всю жизнь мечтал об автоспорте. Я и в Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) пошел только благодаря своей мечте. Все делал для того, чтобы в итоге прийти к ралли-рейдам. Долгий путь пришлось преодолеть. Сначала надо было заработать денег на первый автомобиль. Как зарабатывал? По-разному, в том числе и на черкизовском рынке торговал, занимался мелким бизнесом. Приходилось вертеться, пока нас не стали привлекать профессиональные команды.

- Управлять квадроциклом - это как управлять машиной или мотоциклом?

- Если бы я десять с лишним лет не гонялся на автомобилях, то вряд ли показал бы хороший результат на квадроциклах, особенно в ралли-рейдах. Потому что здесь важна не только скорость, но еще и умение соображать. Как-то неоднократному победителю "Дакара" в зачете мотоциклов испанцу Марку Кома дали прокатиться на квадроцикле. Позже он сказал, что в качестве туриста на рыбалку на нем гораздо легче ехать, чем на мотоцикле, но на гонке он никогда в жизни не сядет на эту сумасшедшую табуретку.

- Вам 40 лет. На ваш взгляд, есть ли какой-то возрастной предел для гонщика, участвующего в ралли-рейдах?

- Чех Йозеф Махачек, пятикратный победитель "Дакара" на квадроциклах, в последний раз выигрывал там в 53 года. Смысла начинать раньше 27 лет я вообще не вижу. Здесь побеждают опыт и физическая сила, а молодые начинают баловаться и играть в гонщиков. В итоге их хватает на один-два дня.

Владас ЛАСИЦКАС