Газета Спорт-Экспресс № 122 (5592) от 6 июня 2011 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ХОККЕЙ
Будущий главный тренер сборной России Зинэтулла Билялетдинов даже после освобождения из "Ак Барса" отказывается от общения с прессой. Налицо своего рода "информационный вакуум", и в этой ситуации мы обратились за помощью к известному хоккейному специалисту Игорю КУПЕРМАНУ. В начале этого века он работал с Билялетдиновым в клубе НХЛ "Виннипег Джетс"/"Финикс Койотс".
БИЛЯЛЕТДИНОВ ДАВНО СОЗРЕЛ ДЛЯ СБОРНОЙ
Ныне Куперман - вице-президент компании Pointstreak, специализирующейся на подготовке разнообразной спортивной статистики. Живет он в Канаде, но полностью в курсе событий в российском хоккее. Куперман принимал активное участие в работе по созданию КХЛ, трудился в штабе сборной России на Олимпиаде-2002. Совсем недавно он побывал в Мытищах - на кахаэловском драфте, где и состоялся этот разговор.
КАК ИГРОК, ОН НЕ ДАЛ НИ ОДНОГО ИНТЕРВЬЮ
- Вы несколько лет проработали вместе с Билялетдиновым в "Виннипеге" и "Финиксе". Что его тогда отличало?
- Еще в Виннипеге меня приятно удивили его пытливость и въедливость, мы постоянно что-то обсуждали. Зинэтула не считал зазорным прислушиваться к моим словам, хотя я никогда не играл на профессиональном уровне. Зато я начал работать в "Джетс" задолго до его приезда и уже имел представление о хоккее НХЛ. Еще запомнил, как он смотрел видео, изучая все нюансы, - оставался после тренировок на несколько часов или занимался этим дома.
Билялетдинов - настоящий профи. У нас в компании работает бывший хоккеист, который долго тренировался под руководством Зинэтулы. Он до сих пор с удовольствием вспоминает о тех занятиях.
- Билялетдинов - очень закрытый человек. Для Казани это подойдет, а как быть со сборной, где ты всегда на виду?
- Вот любопытный факт. В качестве игрока в "Динамо" и сборной СССР он не дал ни одного пространного интервью - настолько был сосредоточен на деле… Типичный хоккеист старой формации! Но в Виннипеге ситуация была иной. Билялетдинов выучил английский - и сам стал давать интервью. Иного выхода у него просто не было!
В сборной, убежден, отмолчаться тоже не получится, поэтому рядом с ним должен быть человек, который поможет снять определенную "зацикленность" Зинэтулы исключительно на хоккее. Кстати, когда в Виннипеге мы большой компанией - вместе с Жамновым, Королевым, Улановым, Твердовским, Микульчиком, Хабибулиным - отмечали Рождество, то Билялетдинов вел себя со всеми абсолютно на равных. А потом игроки иногда жаловались: мол, в общении он нормальный, но, к примеру, не предоставляет достаточного игрового времени. Все правильно - дружба дружбой, а служба - службой!
Пресса, конечно, важный инструмент. Не случайно все претензии к прежнему штабу - Вячеславу Быкову и Игорю Захаркину - были высказаны именно через СМИ. Но все-таки самое главное сейчас - это создать наконец в сборной нужную структуру, которая просто обязана привести к победам.
ТАКОЙ ВОЛНЫ КРИТИКИ НЕ БЫЛО НИКОГДА
- О структуре чуть позже - а сначала о недавнем прошлом. Вам не показалось, что на исполкоме ФХР главной задачей "оппозиции" было устранение Быкова и Захаркина, а не продвижение Билялетдинова?
- Нет, у меня другое мнение. И хотел бы напомнить: в 2006 году именно Билялетдинов был претендентом номер один на пост главного тренера сборной. Тогда его долго уговаривали, но по ряду причин он был вынужден отказаться от предложения. Так что его время давно пришло.
- Со стороны ситуация вокруг тренерского штаба смотрелась как "кто угодно, только не Быков".
- В хоккее в разных ролях я нахожусь более 35 лет, поэтому, наверное, могу оценить положение дел в ретроспективе. Так вот - за всю историю этого вида спорта в нашей стране такого потока критики в адрес тренеров не припомню! Хотя, поверьте, доставалось и Анатолию Тарасову, и Виктору Тихонову по полной программе.
Да, чемпионат мира в Братиславе стал последним камнем, вызвавшим лавину. Но, думаю, точка невозврата была пройдена еще два года назад, когда Быков и Захаркин ушли из ЦСКА якобы ради сборной, а через две недели подписали контракт с "Салаватом Юлаевым". С этого момента все поменялось, и в первую очередь - отношение к ним со стороны общественности. Никто не любит быть обманутым. А то, что тренеры, мягко скажем, лукавили на глазах у всей страны, - очевидно. Нынешнее отношение к Быкову является следствием именно тех событий.
ТИХОНОВА НАЗНАЧАЛ АНДРОПОВ
- Хорошо, но, получается, что Билялетдинова поставили перед фактом. А он сам готов принять сборную?
- Давайте будем откровенны - это не тот случай, когда можно ставить вопрос в стиле "готов или не готов". В 1977 году Виктора Тихонова, возглавлявшего в тот момент рижское "Динамо", вызвали в кабинет председателя КГБ Юрия Андропова. Так вот в ответ на предложение Андропова возглавить и ЦСКА, и национальную команду Тихонов ответил: "Нет!" "В этом кабинете еще никто не отказывался", - отреагировал всесильный председатель КГБ. Хоккейные вопросы и сейчас нередко решаются на самом верху. И это неудивительно, ведь хоккей - национальный вид спорта, гордость и достояние страны.
Билялетдинову 56 лет, он выиграл четыре титула чемпиона России, находится, по тренерским меркам, в самом расцвете и готов для свершений. Для него самого нынешняя ситуация является вызовом с большой буквы. Билл в работу вгрызется точно так, как делал это в "Ак Барсе". У меня в этом сомнений нет.
- Его предыдущий опыт работы в сборной вряд ли можно назвать положительным.
- Вот здесь мне бы хотелось обратить внимание на очень важный момент - на правильную структуру управления сборной. Я бы даже сказал, что этот момент имеет принципиальное значение, особенно если мы рассчитываем на победу в Сочи.
НУЖЕН ГЕНМЕНЕДЖЕР
- О чем речь?
- Поверьте, без генерального менеджера ни одна структура, связанная с национальной командой, нормально работать не будет. Тренер не сможет справиться с колоссальным объемом информации, который будет обрушиваться на него изо дня в день. Посмотрите сами, во всех российских клубах давно работают генменеджер и главный тренер. Это считается само собой разумеющимся. Почему же в сборной должно быть иначе?
- Но ведь главный тренер будет освобожденным. Да и при совмещении постов сборная брала медали.
- Вот совсем свежий пример. "Вашингтон" вылетел из плей-офф, но Семина на чемпионат мира "брать нельзя", потому что он "невыразительно сыграл последний матч", которого главный тренер даже не видел! Это разве нормальная ситуация?
- В России не привыкли делегировать полномочия, предпочитая все забирать под себя.
- Такой стиль работы ничего хорошего не приносит. Невидимые и неизвестные шведские скауты, оценка игроков НХЛ по газетам - все это мы уже, к сожалению, неоднократно проходили…
Генменеджер сможет постоянно находиться в контакте с игроками. Одна фраза в телефонном разговоре где-нибудь в октябре, что данным игроком интересуется сборная, - и у этого хоккеиста вырастают крылья. Важно постоянное общение. Мы же по привычке, выработанной с 1917 года, идем своим путем. Хотя в мировом хоккее такая схема давно практикуется. И ничего, никто еще не умер.
- Не получится ли конфликта между тренером и генменеджером?
- Даже в НХЛ ни один генменеджер не возьмет игрока без тренерского согласия. По крайней мере попытается убедить, что надо сделать именно так. И еще один пример из недавней истории. Лишь дважды к Олимпиаде сборная России готовилась вместе с полноценным генеральным менеджером. В 1998 году им был Алексей Касатонов, если так можно сказать, вместе с ФХР. В 2002-м - Вячеслав Фетисов, но уже практически без федерации. В 2006 году Павел Буре был назначен только за месяц до турнира, а в 2010-м такого человека и вовсе не было.
В первых двух случаях работа начиналась уже с лета! И, думаю, не случайно, что с тех турниров сборная России вернулась с медалями. Высшее руководство страны, имеющее право последнего слова и в нашем хоккее, должно понимать, что от тренера зависит только половина успеха. От генерального менеджера - вторая половина. Это чрезвычайно важный момент, но думаю, что, к сожалению, этому не придается нужного значения.
ДИЛЕТАНТСТВО - ПРЕСТУПЛЕНИЕ
- Кто может занять этот пост в сборной России?
- У меня есть следующее предложение. Возьмем пять авторитетных людей нашего хоккея - Третьяка, Майорова, Тихонова, Юрзинова и Медведева. Пусть эта наделенная хоккейной властью группа предложит свои варианты. Ни в одной стране, ни в одном виде спорта нет такого количества заслуженных людей, как в российском хоккее. И, естественно, кандидатуры надо согласовывать с Билялетдиновым.
- А не появятся ли здесь противоречия, ведь каждый попытается пролоббировать своего кандидата?
- Надо собрать лучшие силы, но при этом учитывать негативный опыт прошлого, чтобы не получилось, как на ЧМ-1982 с футбольной сборной СССР. Бесков, Ахалкаци и Лобановский - маститые специалисты, только вот, работая вместе, они напомнили героев басни про лебедя, раку и щуку.
Генменеджер и главный тренер должны иметь в штабе людей, устраивающих их обоих. Вариант "стерпится - слюбится" в России может не сработать. А если в Сочи хоккейный турнир не будет выигран, то и Олимпиада не станет победной. Я до сих пор помню, как в 1980 году после Лейк-Плэсида был чуть ли не траур, хотя на тех Играх сборная СССР выиграла много золотых медалей в разных видах спорта.
- При Быкове атмосфера в сборной была демократичной, где-то даже анархической. На смену ему придет строгий Билялетдинов...
- Вот для таких ситуаций и нужен генменеджер. Он обязан сгладить противоречия и сделать так, чтобы все игроки приезжали в сборную с радостью, как и раньше. Сама идея победы на Олимпиаде заставит всех - менеджера, игроков и тренеров - отодвинуть свои амбиции на второй план и "микшировать" разногласия ради большого дела.
- Вы уверены, что это обеспечит результат?
- Гарантий никто дать не может. Даже при нормальной постановке дела возможен проигрыш в четвертьфинале. Просто необходимо сделать максимально возможное для того, чтобы достичь результата, - речь об изучении соперника, летних сборах и так далее. Если для победы было сделано все возможное, то камень в тебя никто не бросит.
А ведь часто приходится сталкиваться с откровенно наплевательским отношением к делу. Знаете, в середине 1980-х известный журналист Дмитрий Рыжков и ваш покорный слуга обратились к одному из высоких хоккейных чиновников с предложением вести подсчет бросков, как это делают в остальном хоккейном мире. В ответ услышали: "А зачем это нам надо? Мы же и так чемпионы мира!"
С тех пор прошло много времени, но воз, по сути, и ныне там, хотя, к примеру, о необходимости досконального изучения соперников исписаны уже тонны бумаги. Но как доходит до дела, только и слышно: "Ах, почему же мы не знали, как именно обводит Рик Нэш! Ох, как же мы не знали, куда бросать Роберто Луонго!" Сейчас, когда проиграны три турнира подряд, такой подход - преступление.
Михаил ЗИСЛИС