Газета Спорт-Экспресс № 120 (5590) от 3 июня 2011 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

3 июня 2011

3 июня 2011 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2012. Отборочный турнир. Завтра. РОССИЯ - АРМЕНИЯ

НАРОД И СБОРНАЯ ЕДИНЫ?

Окончание. Начало - стр. 1

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Не получается расположить к себе абсолютно всех болельщиков и у футболистов. Сочувствующие продолжают твердить, как мантру: "Болею за эту сборную, потому что другой нет и не будет". Недовольным подавай ответное отношение - пусть не в виде послематчевого братания, так в виде истраченных без остатка сил и матчей "от ножа", в виде превосходства над бельгийцами, катарцами и армянами, а не игры-размазни. Вот эти недовольные сейчас и бухтят: "Как команда к нам - так и мы к ней". Это ощущение все увеличивающейся дистанции между сборной и, не побоюсь громкого слова, народом наиболее отчетливо проявилось как раз в последний год, то есть при Адвокате. Если не сказать больше: оно при нем возникло.

Игроки дистанцированы от болельщиков суммами контрактов и образом жизни. Они справедливо опасаются панибратства и шарахаются от прессы, которую часто воспринимают как монолитную и консолидированную желтую силу. Они не просто граждане с более высоким доходом, а обитатели совсем другой ступеньки социальной лестницы. Их любят, как и всех звезд, лишь до тех пор, пока звезды ярко светят. А когда тускнеют, как потускнела за последний год игра российской сборной, их для начала пытаются понять. Но удается это далеко не всем и не всегда.

ГОЛУБОЙ ВАГОН

В такой ситуации кто-то должен вплотную заняться позиционированием российской сборной в нашем обществе. В первую очередь - ради самой сборной и ее результатов. Если вектор движения команды вперед прорисован, но виден не всем, надо показать его более отчетливо - без этого никак. Чтобы верилось, чтобы болелось, переживалось и сочувствовалось. Это тяжелая имиджмейкерская работа, которую не сведешь к декларативным заявлениям после каждой невзрачной игры: "Все у нас будет хорошо, потому что иначе просто быть не может и потому что Адвокат думает о футболе 24 часа в сутки". Такого рода лозунги не вселяют спокойствие, а злят. На поле - тоска, а в комментариях - дискотека. Где основания для надежды и веры?

То, что сборная у нас одна, а у Адвоката на футбольной почве бессонница, сгодится для молитвы, но не для оптимизма. Команда должна показать товар лицом. А если не получается, то повернуться своим лицом к людям и честно сказать: "Без вас плохо. Вы нужны нам не меньше, чем мы вам".

Неплохо бы и Адвокату определиться с одним важным вопросом. Мне кажется, ему необходимо наметить для себя новый ориентир персональной ответственности. Пока что спрос с тренера выглядит так: работодатель, то есть президент РФС, вне зависимости от игры команды поддерживает его абсолютно и безоговорочно. Катарский сон? Верной дорогой идем, товарищи! Армянский ступор? Что вы, наш футбол хорошеет с каждым днем! Бельгийский коллапс? Да кого волнуют товарищеские матчи! Лучшее у нашего голубого вагона, конечно, впереди!

Адвокат, получающий большие деньги, находится в своеобразном защитном коконе. Он неподотчетен никому, кроме человека, выписывающего ему регулярные индульгенции. Разумеется, на кону стоят тренерская честь и репутация голландца. Но у тех, кто помнит детали расставания Дика со сборными ОАЭ, Австралии и Бельгии, есть право сомневаться и в святости для него подобных понятий. Да и возраст Адвоката намекает: после России, быть может, ему не придется рыскать по свету в поисках очередного сладкого контракта. Так ли важна в этом случае забота о репутации?

Духовная связь тренера сборной со страной обязана быть более прочной. Ее не заменишь прочностью уз Адвоката с Сергеем Фурсенко и Константином Сарсания. Это совсем другое, это прячет Дика от болельщиков, а не сплачивает его с ними.

В свое время многим из нас казалось, что тренер-иностранец - гарантия подлинной самостоятельности решений и независимости от былых клубных пристрастий при определении состава. Однако единственное, что можно сказать сейчас об Адвокате с уверенностью, - он независим от нас с вами. Да, пожалуй, еще и от промежуточных результатов сборной. Работает, тренирует три дня в месяц, слегка селекционирует по выходным. Но в чем его коренное отличие от тренера-россиянина? Или даже так: в чем коренное отличие голландца от любого другого тренера?

В случае с Хиддинком у нас были ответы на эти вопросы. Как минимум две вещи Гус умел делать лучше, чем кто-либо другой: разбираться в душах своих подопечных и готовить команду к финальным этапам крупных турниров. Его сменщик, судя по всему, предпочитает иметь дело не с душами, а с функциональной готовностью игроков. Что же касается подготовки к финальным этапам, то, во-первых, туда надо еще попасть, а во-вторых, до сих пор Адвокату удавалось относительно удачно выступать на ЧЕ лишь с одной сборной - Голландии. Что наполняет исследуемую тему дополнительной массой нюансов и оттенков, скорее маскирующих ответ, чем его дающих.

Все это, впрочем, не отменяет уже сказанного: ментально Дик и сборная должны быть ближе к переживающим за них людям. Именно так, а не наоборот: забор можно сломать лишь со стороны тренера и команды, в то время как у болельщиков такой возможности нет. И результат завтрашнего матча с Арменией, кстати, на эту проблему никак не повлияет.