Газета Спорт-Экспресс № 99 (5569) от 10 мая 2011 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
ШАХМАТЫ
МАТЧИ ПРЕТЕНДЕНТОВ
В полуфиналах встретятся Гата Камский (США) - Борис Гельфанд (Израиль), Александр Грищук (Россия) - Владимир Крамник (Россия) .
РОССИЯ ДОЙДЕТ ДО ФИНАЛА!
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Казани |
Систему, по которой проводятся матчи претендентов в столице Татарстана, шахматисты давно уже окрестили боксерским термином "нокаут". Цена ошибки здесь чрезвычайно высока: стоит пропустить лишь один сильный "удар в голову", и ты - на полу. А соперник, переступив через твое распростертое тело, идет дальше. Это аллегория, конечно, но суть такова.
Помню, как во время претендентских соревнований в Дортмунде на шахматы пришел чемпион мира по боксу в тяжелом весе Виталий Кличко. Я задал ему тогда только один вопрос: "Что роднит бокс и шахматы?" Меня восхитил ответ знаменитого атлета: "И там и там надо уметь терпеть".
В интеллектуальном боксе, как позволю себе назвать шахматы, выдержка и умение терпеть важны не меньше, чем в "благородном искусстве самозащиты", как именовали бокс его родоначальники, английские джентльмены. При прочих равных эти качества здесь могут сыграть решающую роль.
Именно феноменальная выдержка помогла одержать победу "великому возвращенцу" Гате Камскому в матче против экс-чемпиона мира Веселина Топалова...
Но позволю себе немного отвлечься. Так как это мой первый "полноформатный" отчет из Казани, скажу несколько слов об организации соревнований. По единодушному мнению всех участников, тренеров и журналистов, она выше всяких похвал. Место игры и проживания - казанский гостинично-развлекательный центр "Корстон" - отвечает лучшим мировым образцам. Сервис в нем - тоже. Интернет, трансляция партий на весь мир - все работает отменно.
Особо надо отметить "ноу-хау" РШФ - полную (без купюр!) видеотрансляцию события в интернете с одновременным очень квалифицированным комментарием гроссмейстеров. Это подлинный прорыв в деле популяризации шахмат!
Необходимо также сказать и о таком важном аспекте современных шахмат, как "компьютерная безопасность". Она важна не потому, что кто-то кого-то подозревает в чем-то нехорошем. Но необходимо, чтобы на эту тему не было никаких вопросов в принципе.
Председатель правления РШФ, вице-президент ФИДЕ Илья Левитов познакомил меня с подробностями этой специфической "кухни":
- Мы сделали три вещи. Во-первых, поставили экран, разделяющий игровой зал и сцену. Зрители видят шахматистов, а шахматисты практически не видят зрителей. Это обычное тонированное стекло, как в автомобиле, только большое. Во-вторых, игроки проходят через металлоискатель, который настроен на очень высокую волну. И в-третьих, пространство над местом игры, отдыха и даже в туалетах заблокировано от всех электронных сигналов извне. Кроме того, игрокам запрещено выходить туда, где они могут столкнуться с любым человеком, не имеющим отношения к матчу. То есть на протяжении партии игрок видит только своих коллег, судей и официантов. И если он по какой-либо причине вышел из зоны под названием "сцена, комната отдыха, туалет", то назад его уже не пустят и засчитают поражение.
…Но вернемся к матчу Топалов - Камский. После феноменального разгрома, который американский гроссмейстер черными (!) учинил болгарину во второй партии, в третьей встрече он умело пресек азартные наскоки желавшего отыграться соперника, а вот в четвертой оказался на грани проигрыша… Точнее, эту невидимую грань, отделяющую "свет от тьмы", черные, которыми играл Гата, переступили. Они уже были "по ту сторону добра".
Камский только что пережил страшнейший цейтнот, в котором, балансируя над пропастью, находил единственные ответы, спасающие его от мгновенной сдачи. Уже раздавались в комментаторской смеющиеся голоса: "Пора черным сдаваться…" Уже экс-чемпион России Константин Сакаев написал в онлайне на сайте СhessPro: "Теперь все. Белые выигрывают".
Лишь каких-то три, в общем-то несложнонаходимых, даже очевидных хода надо было сделать Топалову, чтобы оформить капитуляцию соперника. За прошедшие четыре часа игры он сделал 40 сильных ходов и добился совершенно выигранной позиции. У него был час в запасе - по шахматным меркам вечность для того, чтобы найти пару простых ходов. Но случилось невероятное!
На пресс-конференции после партии я спросил у Камского: "В какой момент вы уже "похоронили" себя в этой партии?"
Он ответил: "После того, как белые пошли ферзем на d6, я понял, что проигрываю. И надеялся лишь на чудо…"
Здесь заканчивало борьбу указанное Сакаевым 41.Ке6 Кре8 (вынужденно) и 42.Сd4! - уничтожая последнего защитника и выигрывая (как признал и сам Камский на пресс-конференции).
Но Веселин сыграл иначе. 41.Кd5 тоже не упускает выигрыша, но требует нахождения точного 44-го хода после шахов и взятий белых: 41…Фе2 42.Фf6+ Кре8 43.Фе6+ Крf8.
Здесь белые должны были найти отступление слоном 44.Сg1. Но Топалов сыграл 44.Крg1? Последовало 44…Фd1+ 45.Cf1 Сd5 46.ed. Здесь компьютер указал, что, если бы белые сыграли 46.Фd5, у них еще оставалась узенькая тропинка к победе. Но Веселин, не чувствуя опасности, "проскочил" мимо этого поворота и вынужден был смириться с неизбежной ничьей: черная конница, вырвавшаяся на оперативный простор, при участии сильнейшей фигуры черных организовала набег на белого короля. И белым, чтобы не проиграть, пришлось объявлять вечный шах.
Таким образом, "чудо", на которое уповал Камский, случилось: он не пал духом, выискивал малейшие шансы, соперник грубо ошибся, и Гата - в полуфинале!
Надо отдать должное Веселину Топалову. Поблагодарив своих секундантов, находивших для него ценные новинки, которые он так бездарно растрачивал, экс-чемпион мира на пресс-конференции произнес горькие, но честные слова:
- Если не выигрывать такие позиции, то нет смысла бороться за первенство мира.
Азербайджанский гроссмейстер Шахрияр Мамедьяров отдал должное победителю другого матча - Борису Гельфанду:
- Я не могу сказать, что мне не повезло. Гельфанд создал настоящий шедевр в третьей партии, очень сильно играл весь матч, и его победа совершенно заслуженна. Мне помешало то, что практически полгода я нигде не играл. Сказалось отсутствие соревновательной практики. Зевнул пешку одним ходом во второй партии (29.Сс4), зевнул очевидный удар (20…Лс3) - в третьей. Нельзя было делать такую большую паузу в игре. Ну что ж, это мой первый матч. Я получил неоценимый опыт. Думаю, у меня впереди еще лет тридцать - сорок в шахматах и я сумею этот опыт использовать.
Последние слова были встречены аплодисментами пресс-центра.
Я задал Борису Гельфанду вопрос, ответ на который в общем-то ожидал: "Кого бы вы хотели видеть в качестве соперника в полуфинале?" В этот момент абсолютно все считали, что в матче Топалов - Камский тай-брейк неизбежен, поэтому вопрос был не совсем праздный.
- Хотел бы сам хорошо играть в полуфинале, - ответил израильский гроссмейстер. - А кто будет соперником, мне совершенно все равно.
А вот Гата, когда я спросил у него о сопернике по полуфиналу, его имя уже знал.
- Мы играли один матч в Элисте. Хотелось бы, конечно, реваншироваться, - сказал американский гроссмейстер.
Ну, что ж, один реванш Камскому уже удался. В 2009-м он проиграл Топалову матч в Софии. А вот теперь - выиграл.
О матчах с участием российских гроссмейстеров - Владимира Крамника против Теймура Раджабова и Александра Грищука против Левона Ароняна - можно сказать лишь то, что они в "классической составляющей" оказались совершенно равными. О чем свидетельствовал счет: все четыре партии в обоих матчах завершились вничью
Судьбу двух оставшихся путевок в полуфинал решил тай-брейк.
Рапид-матч Крамник - Раджабов, как и классический их поединок, проходил в равной, вязкой борьбе, и все четыре партии закончились вничью. Начался блиц. Серия микроматчей по две партии. В первой серии Раджабов выиграл первую партию, а во второй случилось непредвиденное: вышли из строя часы. Согласно правилам, их заменили, восстановив время. После этого Крамник каким-то чудом выиграл ничейную внешне позицию. В следующей серии Раджабов применил "староиндийку". Крамник выиграл и эту партию, затем свел вничью последнюю и вышел в полуфинал.
В рапид-матче Аронян - Грищук россиянин эффектно выиграл черными первую партию, вторую проиграл, попав по дебюту в тяжелую позицию. В третьей Аронян в лучшей позиции зевнул пешку, но партию спас. В четвертой же армянский гроссмейстер действовал неудачно, грубо ошибся и проиграл. Грищук вышел в полуфинал, где встретится с товарищем по сборной России.
3-й тур. Мамедьяров (Азербайджан) - Гельфанд (Израиль) - 0:1. Ничьи: Раджабов (Азербайджан) - КРАМНИК, Аронян (Армения) - ГРИЩУК и Камский (США) - Топалов (Болгария).
4-й тур. Ничьи: КРАМНИК - Раджабов, ГРИЩУК - Аронян, Гельфанд - Мамедьяров и Топалов - Камский.
Тай-брейк. Аронян - ГРИЩУК. Быстрые шахматы - 1,5:2,5 (0:1, 1:0, 0,5:0,5, 0:1). КРАМНИК - Раджабов. Быстрые шахматы - 2:2 (4 ничьи), блиц - 2,5:1,5 (1:0, 0:1, 1:0, 0,5:0,5).
Диграммы партий см. в PDF