Газета Спорт-Экспресс № 97 (5567) от 6 мая 2011 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3
ФУТБОЛ
28-летний капитан "Зенита" очень редко дает большие интервью. Но с обозревателем "СЭ" побеседовать согласился.
Александр АНЮКОВ: "ХОЧУ ЗАКОНЧИТЬ КАРЬЕРУ В "ЗЕНИТЕ"
Игорь РАБИНЕР
Порой один поступок заставляет взглянуть на человека совсем иначе. Что мы знали об Александре Анюкове до конца октября прошлого года? На поле - боец без страха и упрека, способный без устали сновать по своему правому флангу от своих до чужих ворот. На публике - закрытый, малоразговорчивый человек. Лучшие друзья - Игорь Денисов и Владимир Быстров, также никогда не пытавшиеся быть "обаяшками" с прессой.
И вдруг - интервью на первой полосе "СЭ" через два дня после прошлогоднего матча второго круга со "Спартаком". Того самого, когда "Зенит" в Лужниках за несколько туров до конца чемпионата потерпел первое поражение, а Игорь Денисов с Валерием Карпиным после финального свистка устроили памятную перепалку.
"Хочу извиниться перед помощником главного тренера "Спартака" Борисом Поздняковым за свои высказывания в ходе событий, происходивших уже после финального свистка, - сказал тогда Анюков. - Просто до какого-то момента считал, что именно он ударил одного из наших тренеров - Игоря Симутенкова. Приношу извинения и арбитру встречи Игорю Егорову - за те слова, что сказал в его адрес сразу после того, как в наши ворота был назначен пенальти. Сейчас, когда уже посмотрел видеоповторы, убедился: пенальти был очевидным, причем и в первом случае тоже. Так что не надо было спорить с рефери. Не стоит это делать и в будущем".
Извиняются через прессу у нас чаще всего тогда, когда поднялся шум и грозит какое-то наказание. Здесь всего этого не было и в помине. Больше всего Анюков поразил меня тем, что попросил у Позднякова и Егорова прощения за эпизоды, которых никто на экранах не видел! Да и в протоколе никаких претензий к капитану "Зенита" ни арбитр, ни тренер "Спартака" не зафиксировали. То есть игрок повел себя так не для нужного ему и его команде фальшивого публичного покаяния: вдруг, мол, поможет? А просто потому, что посчитал: так будет по-мужски и по-человечески.
Прочитав то интервью, я открыл для себя совершенно нового Анюкова. И решил как-нибудь обязательно с ним потолковать. Если удастся, конечно, - с учетом его нерасположенности к обстоятельному общению с прессой.
Иные коллеги меня отговаривали. Мол, разговорить Анюкова - миссия невыполнимая. Фразы будут односложными, а на множество вопросов футболист отвечать не захочет.
В чем-то они были правы. Специально подсчитал: за 70 минут нашего разговора я успел задать 241 вопрос. В среднем - три с половиной вопроса (а значит, и ответа) в минуту. На моей памяти - рекордная лаконичность. И действительно, немало ответов вроде "Зачем об этом говорить?" или "Это - личное". Хотя о личной жизни ни одного вопроса задано не было.
Но вот что интересно - покидал я базу в Удельной, где проходило интервью, с хорошими ощущениями. Потому что собеседник ни секунды не рисовался и не врал. Если не хотел говорить - не говорил. Но порой в его очень кратком ответе заключалась такая "сермяга", какой невозможно дождаться от куда более словоохотливых собеседников.
Заговорили мы, к примеру, о Гусе Хиддинке. Спрашиваю:
- Благодаря чему он добился со сборной бронзы Euro, чего с нашей национальной командой никому 20 лет не снилось?
И слышу в ответ:
- Он человек хороший. А когда человек хороший - к нему и тянется все хорошее.
Более чем кратко и просто. Но разве можно объяснить лучше?
- Правильно ли понимаю, что именно Хиддинк в 2007 году, выставив вас, сосланного в дубль "Зенита", в стартовом составе сборной в Хорватии, спас вашу зенитовскую карьеру?
- Да.
* * *
За этим "да" - едва не повернувшаяся вспять карьера. После известной истории накануне матча со "Спартаком" в отеле "Кемпински" Дик Адвокат сослал Анюкова, Аршавина и Денисова в дубль, но двух последних вскоре реабилитировал. Анюков же наглухо застрял в резерве до лета и уже настроился было уходить. 0:0 в Хорватии заставили Адвоката вернуть игрока. Который - вот сюжет! - при нем же, Адвокате, два года спустя станет капитаном "Зенита"...
- Сами чувствовали после той истории себя в чем-то виноватым?
- В чем-то - да. Но люди иногда пишут о том, чего не знают.
- В какие клубы звали тогда?
- Много куда. Мне хотелось играть, и это нормальное явление. Каждый человек, который сидит на скамейке и чувствует, что в нормальной форме, этого хочет.
- В "Спартак" или ЦСКА приглашали?
- Я бы не пошел. Ни туда, ни туда.
- Табу на эти клубы у вас уже в "Зените" появилось?
- От ЦСКА было предложение, еще когда в Самаре играл. Но, считаю, сделал правильный выбор.
- Зачем же перед людьми из "Спартака" в прошлом году извинялись, если для вас это соперничество так принципиально?
- Думаю, это по-человечески было правильно. Потому что с тем же Поздняковым я ошибся. И посчитал, что надо извиниться. Игра - это эмоции, тем более в дерби. Тебя захлестывает. И если сделал что-то не так, свои ошибки надо признавать. Иначе они обязательно повторятся. Этому меня отец научил.
- ЦСКА - единственный клуб, откуда в "Зенит" никто не переходит. Кого-нибудь оттуда хотели бы видеть в Петербурге?
- Думаю, фанаты на это отреагировали бы плохо. Руководство "Зенита" на это вряд ли пошло бы.
Окончание и другие материалы - стр. 3