Газета Спорт-Экспресс № 83 (5553) от 19 апреля 2011 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
БАСКЕТБОЛ
КУБОК ЕВРОПЫ. "Финал четырех"
ПЕРВЫЙ НОВЫЙ РУССКИЙ ТРЕНЕР
Окончание. Начало - стр. 1
Итак, если кто не знает. Пашутин-игрок конца минувшего века вспыхивал от малейшей искры, как бертолетова соль. Орал на судей, лез в драки… На тренировке сборной России мне как-то довелось наблюдать, как двое партнеров минуту, а то и две сдерживали взбесившегося Джона (именно так его звали во всех командах, пока Пашутин не сменил игровую майку на тренерский пиджак и не стал именоваться Евгением Юрьевичем), который рвался "начистить лицо" партнеру третьему - за то, что тот (от конкретных имен, извините, воздержусь) применил грязный прием в двусторонней игре.
Хорошо, что удержали - связываться с Пашутиным-игроком, мягко говоря, побаивались. Помимо бешеного нрава он славился неимоверной силищей. Его рекорды российского баскетбола по жиму штанги лежа от груди, полагаю, не побиты до сих пор.
Да что там штанга! Как-то в 1994-м, когда в Москву приехал "Реал" с Сабонисом и у служебного входа в УСК ЦСКА образовалась огромная людская пробка, я, промаявшись в толпе без толку добрых полчаса и уже отчаявшись выполнить редакционное задание, вдруг заметил какого-то здоровяка, неумолимо пробивавшегося к заветной двери. Пристроился за ним - и через две минуты был у входа. Тронул спасителя за плечо, здоровяк обернулся (по инерции одновременно размахнувшись, по-моему) - и я увидел лицо Джона. Сначала яростное, потом - улыбающееся.
В те годы сборная России по баскетболу была, наверное, самой курящей командой в истории спорта. Да и погулять ребята были не промах - продолжая при этом выигрывать. Пашутин не курил и не пил. Совсем. Просто не умел. Однажды на банкете (если не ошибаюсь, дело было после российского Матча звезд) в него все-таки влили рюмку или две. Так наутро Джон выходил из гостиницы как сомнамбула, чудом не наступая на болтающиеся по полу шнурки собственных кроссовок.
Впрочем, в сборную его - бесспорно, одного из лучших действующих игроков страны - брали не всегда. А если и брали, то, как правило, мариновали в запасе. Особенно Белов, который не любит "небросающих" игроков. А Пашутин был именно небросающим - правда, не по своей воле…
В 87-м году в матче одного из первенств СССР младших возрастов 18-летний Женя Пашутин бросился в аут за мячом и врезался в окно маленького белгородского зала, располагавшееся сразу за боковой линией. Осколком стекла ему перерезало запястье правой, бросающей руки. Врачи потом все пришили. Однако восстановить чувствительность пальцев так и не удалось. А для разыгрывающего это приговор. Ни поводить мяч как следует, ни по кольцу бросить.
Пашутин приспособился. Сначала начал "качаться" и доводить до ума свои действия в защите - чтобы хоть "персональщиком" в команде держали. Потом стал осваивать броски левой. Потом - дриблинг правой. А в конце концов, уже когда было под 30, и правой научился забивать трехочковые (без сопротивления, конечно) с процентом порядка пятидесяти! Это был не игрок, а монстр! Как остановить накачанный мускулами танк, который идет напролом и может выстрелить с обеих? А отойдешь от него, когда он на дуге, - тут же получишь "треху". О голевых передачах, которые Пашутин в саратовском "Автодоре" (главный клуб его карьеры и главный конкурент ЦСКА в 90-е) раздавал десятками, я уже и не говорю…
Он менял не только свою манеру игры, но и манеру поведения в игре. С возрастом стал сдержаннее, спокойнее - технического уже не дождешься. А после перехода в тренеры и ассистентства у Ивковича с Мессиной стал и вовсе полным тихоней. По крайней мере на людях. Ни беготни вдоль боковой линии, ни криков на судей и подопечных, ни яростной жестикуляции. Интервью Пашутин теперь тоже давать не любит. А если дает, то, как правило, обтекаемые…
Умение не сгибаться под ударами судьбы. Умение меняться в зависимости от обстоятельств - ради достижения высокой цели. Ну и пахать до потери сознания. Все это - он, Джон. Евгений Юрьевич Пашутин. Первый новый русский тренер.
Лев ТИГАЙ