Газета Спорт-Экспресс № 80 (5550) от 15 апреля 2011 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ
ЛИГА ЕВРОПЫ. 1/4 финала. Ответный матч "СПАРТАК" - "ПОРТУ" - 2:5
После разгрома со счетом 1:5 прийти на стадион могут заставить только два чувства - либо всепоглощающая любовь к родной команде, либо не менее сильная ненависть к тем, кто в поражении виноват.
КРАСНО-БЕЛАЯ КАРДИОГРАММА
Дмитрий СИМОНОВ |
из Лужников |
НЕНАВИСТЬ
Катастрофа. А как еще можно охарактеризовать такую посещаемость игры, которая при прочих раскладах собрала бы в Лужниках аншлаг или что-то близкое к нему? Сколько там народу? Как на посредственном матче российского чемпионата? И в чем тогда ценность участия в Лиге Европы, если против твоего там пребывания народ голосует ногами?
Час двадцать до начала. Вагон метро мчится по красной ветке. Обычно перед футболом в такое время это банка с красно-белой килькой. Сейчас в салоне всего два человека в спартаковских шарфах. Правда, в другом конце вагона маячит еще кто-то в красном. На "Спортивной" тайна раскрыта: из дальней двери вываливается необъятных размеров дама в кричаще-красном пальто.
Час до игры. Трибуны почти пусты, а ведь к этому времени болельщики обычно в приличном количестве начинают разминать глотки. Сейчас расклад сил таков: первая по численности - милиция, вторые - гости из Португалии. Поклонники хозяев в призовой тройке, потому что проиграть бронзу некому. Стюардам разве что?
Болельщики прислушались к совету Карпина, который на их месте, по его словам, либо не пошел бы на игру, либо взял бы с собой помидоры. Но томатов я не увидел. Только "лимоны". Это были кислые лица болельщиков.
На фоне обветшалого лужниковского бассейна девушка фотографировала мрачнейшего парня. Более гнетущий кадр трудно будет отыскать в их коллекции. Брели болельщики в убийственной тишине. Если у кого флаги, то смотаны. Если смех, то язвительный до жути.
На футбол идут не только окрылять поддержкой своих, но и испепелять ненавистью чужих. Но будет ли эта ненависть направлена на "Порту"? Или...
ЛЮБОВЬ
Папа одного из лучших моих друзей работает в "Спартаке". Кем именно, раскрывать не буду, уж простите. Когда друг был маленьким мальчиком, он сильно болел, и, чтобы спасти жизнь ребенку, отец вместе с семьей переехал на несколько лет в другую страну, поскольку только там были врачи, способные его сыну помочь. Сына он спас.
Помимо того, что у человека, про которого вам рассказываю, красно-белое сердце (так принято фигурально выражаться), у него еще и сердце настоящего мужика, без всякой фигуральности. Когда я позвонил ему перед матчем, друг был хмурый-хмурый.
- На матч пойдешь?
- Ну да.
- И зачем? Все же ясно.
Друг, не готовый к такому вопросу, кое-как выдавил:
- Так, схожу время провести…
Постеснялся - или просто не подобрал нужных слов. Но я и так все понял. На матч, для "Спартака" безнадежный, он отправился потому, что там - папа. И к этому нечего добавить.
Есть такие болельщики, для которых клуб - как отец. И его нельзя бросить, в какую бы передрягу тот ни попал, в каком бы состоянии ни находился. Как минимум потому, что когда-то, много-много лет назад, твой отец подарил тебе жизнь. На таких матчах как раз и выясняется, кто дети, а кто просто сопереживает-болеет. Что тоже отнюдь не порок.
НЕНАВИСТЬ
В пресс-центре те журналисты, кто в душе красно-бел, эмоционально обсуждали хоккей (благо телевизоры светились четвертым матчем финала КХЛ). Упоминаний об игре "Спартак" - "Порту" нарочито избегали, будто ее и в помине нет.
А для остальных были накрыты столы. Все расселись, приборы в руках. У кого-то уже текут слюнки. Ждут, когда им подадут главное блюдо. Это блюдо - Карпин. Можно целиком, а можно голову одну, не важно. Сам себе главный тренер "Спартака" отвел три матча, что решат его дальнейшую судьбу. Но после ничьей с "Тереком" слишком велик соблазн поверить, что дело ограничится всего двумя. И даже отрезвляющие слова Олега Ивановича Романцева: "Да дайте вы ему поработать!" - утопают во всеобщей жажде карпинской крови.
Главному тренеру "Спартака" ставят в вину, что он огрызается, дерзит на пресс-конференциях. Хотя если бы о работе специалиста судили исключительно по его красноречию, вторым после Моуринью сильнейшим тренером мира был бы Игорь Гамула. Карпину пеняют, что не по Сеньке шапка, но большинство пеняющих к этой шапке даже прикоснуться бы побоялись.
Картина с прожорливыми журналистами-каннибалами - чистой воды фантасмагория. Нет ни скатертей, ни тарелок, ни ножей с вилками - только диктофоны да ручки. Но атмосфера... людоедская какая-то. И не поймешь, кто есть кто. То ли журналисты - охотники за нечистью, с улюлюканьем несущиеся вдогонку тому, кто в их глазах - скопище всех футбольных грехов. То ли наоборот: Карпин - герой-одиночка в окружении толпы кровососов, готовых вцепиться в него за каждый пропущенный гол, за каждого неправильно выпущенного Ари, за каждое "ну и?".
ЛЮБОВЬ
Прозвучал стартовый свисток, и на фанатской трибуне началось световое представление. А может, светопреставление? Что это - свет в конце тоннеля или зарево грядущего армагеддона? "Вперед!" или "Вон!" будут кричать эти люди по окончании встречи?
Они взрослые и все понимают (каждый, правда, в меру своей испорченности). Но ведь на футболе были еще и дети. Пришел, например, целый класс - одни мальчишки. Боевые, счастливые, смешливые. Им все равно, какой там счет в первом матче и насколько издевательски от Макеева убегал Халк. Для них матч - лишь яркая вспышка, как та, что была на трибунах. Они идут поболеть.
Именно такая поддержка - чистая, не замутненная размышлениями о неверной тактике, нерадивых бразильцах и неокрепших россиянах, футболистам и нужна.
Великая Людмила Гурченко (а футболисты в современном мире - одновременно и спортсмены, и актеры) сказала однажды: "У нас и так тернистый путь. Но артиста пытаются сделать хуже, чем он есть, вывернуть наизнанку... А мы обидчивые. Как дети..."
НЕНАВИСТЬ-ЛЮБОВЬ
Очень трудно представить, с какими мыслями вышла на игру команда "Спартак". Предматчевые слова Кирилла Комбарова в интервью "СЭ" о надежде на полуфинал прозвучали и как ирония, и как дикость. Какой полуфинал?!
Порой кажется: дай Карпину волю, он бы даже не авоську с помидорами принес - грузовик бы пригнал и вывалил на своих подопечных за то, что они его не понимают: неправильно становятся во время угловых, не держат Фалькао с Адамовым, проигрывают 1:5 и 0:4 вместо того, чтобы с таким же счетом побеждать. Главный тренер уже который раз устраивает игрокам прилюдную порку. А те выглядят как нерадивые ученики, которых классный руководитель притащил на родительское собрание (то есть пресс-конференцию) и чехвостит на глазах у пап и мам. За день до матча пострадал Дзюба. У него Карпин спросил, почему футболисты не выполняют установки. Двоечник Дзюба ответа не знал. И как спортсмены такое выносят?
И все же - что-то такое есть между Карпиным и его командой. Нынешний "Спартак" - действительно его. Человек обеспеченный и в целом успешный, Карпин мог бы позволить себе бросить все и уйти. Но он-то работает. Пропагандируя чисто русский подход: бьет - значит, любит.
А команда? Обратите внимание: ни один футболист ни слова критики не позволяет себе в адрес тренера. В "Динамо" бунтует Воронин, в "Зените" и ЦСКА взбрыкивает то одна, то другая звезда, а в "Спартаке" - вне зависимости от результата - тишь да гладь. Уважают? Боятся? Стесняются вынести сор из избы? Любят и ценят?
А какая разница? Главное, что все - за одного.
СТОП
А когда-нибудь все закончится. Прекратятся отчаянные рывки линии ненависти-любви, она превратится в прямую, и ничего не останется. Как рождение - начало пути к смерти, так тренерское назначение - начало пути к отставке. Рано или поздно этого не миновать, будь то после "Анжи", в конце сезона, через три года, через десять лет или сразу после "Порту".
Потом придет новый человек, и кардиограмма вновь оживет. Вверх - вниз. Любовь - ненависть. Красный - белый.
...А друг на стадион, как выяснилось, не попал. Позвонил в перерыве: в метро у него из кармана вытащили билет, а денег на новый не хватило. Бывают дни, когда все против тебя...