Газета Спорт-Экспресс № 56 (5526) от 18 марта 2011 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

18 марта 2011

18 марта 2011 | Парус

ПАРУС

В Сан-Диего завершилась первая регата серии RC44 Championship Tour сезона-2011 - Oracle RC44 San Diego Cup.

"СИНЕРГИЯ" НАШЛА СКОРОСТЬ И РАБОТАЕТ НАД МАНЕВРАМИ

Регаты этой серии интересны и сами по себе - уж больно много знаменитых яхтсменов принимает в них участие. Но нас они привлекают в первую очередь тем, что здесь гоняются сразу две команды, выступающие под российским флагом, - "Синергия" и "Катюша".

Мы довольно внимательно следили за недавними гонками, прошедшими в марте в Калифорнии, а чуть раньше - за завершающей регатой сезона-2010 во Флориде. Настал момент небольшого экскурса в историю класса, который, надо сказать, настолько молод, что проходит лишь стадию становления.

Новый гоночный класс четырехкратный обладатель самого знаменитого трофея в парусном спорте Кубка "Америки" и ключевая фигура нынешнего обладателя Кубка - американской команды Oracle, новозеландец Расселл Куттс задумал создать в середине 2000-х. Основными его требованиями к лодке были относительная дешевизна и простота транспортировки. Такая яхта была создана за год. В итоге RC44 (Russell Coutts 44) действительно получилась не слишком дорогой и... разборной. Своего рода лодкой-конструктором. У нее демонтируются нос и кормовая часть, из двух частей состоит и 20-метровая мачта. Все это "хозяйство" умещается в стандартном 40-футовом контейнере, которые используются для перевозок грузов. Контейнер, правда, хотя и имеет стандартные размеры, сам отнюдь не стандартен - во время гонок он трансформируется в стапель. Что касается ходовых качеств новой яхты, то гонки на ней возможны даже при небольших ветрах в 4-5 узлов.

Еще один принцип, заложенный в идеологию класса, - максимальная близость к зрителям, у которых для просмотра регаты не должно быть никакой необходимости самим садиться в какую бы то ни было лодку и выдвигаться к месту событий. Организаторы регат RC44 Championship Tour свято блюдут этот принцип, и будто соревнуются друг с другом в том, кому удастся "притащить" гонки ближе к берегу.

Здесь практически вне конкуренции оказались люди из Сан-Диего, проведшие мартовскую регату в акватории между центральным городским пирсом "Бродвей" и пирсами военно-морской базы в Коронадо. Не помешали регате ни бесконечно отчаливающие и причаливающие к "Бродвею" суда, совершающие круизы по заливу Сан-Диего, ни рейсовые паромы, ни огромные океанские лайнеры, заходящие в порт на однодневную остановку и уходящие после в голубую даль. Одиннадцать лодок RC44 каким-то невероятным образом будто и не замечали эти мелкие и крупные помехи, хотя стартовая процедура проходила настолько близко к "Бродвею", что моментами зрители могли коснуться парусов рукой. Поверьте, это не преувеличение!

И последний момент. В составе экипажей RC44 Championship Tour обязательно должны быть не только профессионалы, но и любители. Причем в первую очередь на ключевой позиции - рулевого.

Все эти правила и принципы обеспечивают RC44 высочайшую привлекательность не только любителей - владельцев лодок, но и просто любителей парусного спорта. В первом полном сезоне RC44 2007 года участвовали одиннадцать команд, а в первом в истории класса чемпионате мира, который прошел осенью 2010 года на Лансароте - тринадцать. На нынешний сезон заявились одиннадцать команд из восьми стран мира - России, Австрии, Швеции, Великобритании, Словении, Испании, Голландии, США. Всего в рамках серии RC44 Championship Tour в 2011-м запланировано шесть этапов, венчать серию в ноябре будет чемпионат мира. Все это - и количество участников, и количество этапов - огромный успех класса.

Россия в серии представлена с 2009 года - в виде команды "Катюша" Геннадия Тимченко. Но в Сан-Диего владельца не было. А руководит всем процессом знаменитый яхтсмен Пол Кайярд. Американец так хитро подобрал экипаж, что, объективно говоря, в нем сложно отыскать требуемого правилами непрофессионала, хотя формально комар носа не подточит - ни один пункт этих самых правил не нарушен. В Сан-Диего, к примеру, на руле "Катюши" в гонках флота, где профи рулить не может, на этой позиции стоял известный всем участник Кубка "Америки" аж 1987 года, опытнейший яхтсмен, вроде как отошедший от дел с десяток лет назад, Боб Литтл. Ну, какую конкуренцию ему в плане стабильности результатов могли составить истинные любители - владельцы яхт-участниц?

Полностью российская команда появилась в RC44 Championship Tour только в конце прошлого года, когда в серию вошла "Синергия", в отличие от "Катюши" на сто процентов состоящая из яхтсменов нашей страны. В составе ее экипажа заявлено 10 яхтсменов: Валентин Завадников (капитан и совладелец команды), Евгений Неугодников (рулевой), Александр Екимов, Константин Беспутин, Николай Корнев, Олег Кривов, Егор Ларионов, Валерий Зацаринский, Алексей Кулаков и Антон Сергеев. Для "Синергии" прошедшая в Сан-Диего регата - четвертая в истории на собственной яхте класса RC44. Получив в руки новую лодку-конструктор летом прошлого года, "Синергия" сразу же стартовала на ней на чемпионате мира, затем на финальном этапе RC44 Championship Tour-2010 в Майами и традиционной январской Key West Race Week. Понятно, что пока эта российская команда лишь осваивает лодку, которая оказалась не так проста, как любят повторять организаторы серии.

Вернемся, однако, к регате RC44 Championship Tour. Она всегда состоит из двух частей - матчевых гонок и гонок флота. В 2011-м на матч-рейс отведен всего один день, а значит, победитель этой спортивной части не может быть определен всего за одну регату и будет назван лишь тогда, когда завершится весь розыгрыш, растянутый по сезону. Именно в матч-рейсе на руле могут стоять профессионалы. В остальные четыре дня регат RC44 проводятся гонки флота, где необходимое условие - рулевой-любитель.

Победителем Oracle RC44 San Diego Cup в гонках флота стала "Катюша". Благодаря стабильности результатов, команда захватила лидерство на старте регаты и не упустила его вплоть до последней 14-й гонки, хотя и одержала в них всего одну победу. Рулевыми команды выступали Кайярд и Литтл. Это была первая для "Катюши" победа в регате RC44 Championship Tour.

У "Синергии" на руле в матч-рейсе был лучший яхтсмен России Евгений Неугодников, а в гонках флота - капитан Валентин Завадников, которого сменил Максим Логутенко. В 14 проведенных гонках команде дважды удалось войти в тройку лучших и занять по итогам 8-е место. Хорошо это или плохо? Судить об этом могут лишь руководители коллектива, который главной своей задачей считает выступления в другой крупнейшей международной, но уже чисто профессиональной серии AUDI MedCup на лодках класса "Транспак 52", а гонки на RC44 рассматривают как полигон для обучения российских яхтсменов "Синергии".

- В нынешней ситуации, при той подготовке, которую проделали накануне регаты в Сан-Диего, мы сейчас находимся на том месте, на которое рассчитывали, - считает менеджер команды и один из ее рулевых-непрофессионалов Максим Логутенко. - Это место - в серединке флота. Даже если бы мы чуть выше поднимались в тех гонках, где занимали одиннадцатое, десятое и девятое места, по сумме не многое бы изменилось. Седьмое-восьмое места по итогам регаты - это то, что нам сейчас по силам. Из положительных моментов хочу отметить следующие: мы нашли скорость, полностью освоили управление новой лодкой. Мы научились быстро перенастраивать лодку под разные погодные условия и поддерживать максимальную скорость. Да, нам есть над чем работать: это маневры. Будем над этим трудиться. И все-таки, кажется, мы на правильном пути.

Следующая регата RC44 Championship Tour пройдет в мае в Австрии на озере Траунзее, расположенном на высоте 425 метров над уровнем моря.

Лина ХОЛИНА

Сан-Диего - Москва