Газета Спорт-Экспресс № 51 (5521) от 12 марта 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
БИАТЛОН
ЧЕМПИОНАТ МИРА
РАЗВЕНЧАНИЕ МИФА
Окончание. Начало - стр. 1
Максимов против Свендсена и Пайффера - самый сильный ход. И самый рискованный. Если два первых этапа не окунали нас в неприятную субстанцию, на этапе номер три предстояло очное соперничество Максимова с... Да с кем угодно. И у этого "кого угодно" должны были возникнуть проблемы - поскольку предстояло видеть рядом с собой не самого звездного, но упертого серебряного призера "индивидуалки" с характером гончей собаки и точной стрельбой. Такой Максимов должен был стать головной болью, досадой и зудом для Свендсена и Пайффера. Они летят - а он бежит. Но он рядом! Они молоды и чемпионисты, но они от волнения мажут - а он нет!
Не знаю, ставилась ли Максимову задача любой ценой провести рядом с лидерами обе стрельбы. Если да, замысел впору называть гениальным. Если нет, значит, гениальным стало для нас стечение обстоятельств и прыжок на амбразуру самого Максимова.
Ну а с Иваном Черезовым все в общем-то было ясно. Кто, если не он? Как бы оно там ни сложилось - кто? Черезов из породы людей, которым можно сказать: "Сделай, Иван, все, что можешь", и не контролировать, потому что сделает. Не получилось - значит, не мог. Стоило, конечно, предупредить его на всякий случай, что три минуты на рубеже - для чемпионата мира все-таки многовато. Но все остальное ни от тренеров, ни от самого Черезова почти не зависело. Другого рубаки с такой скоростью и ответственностью в российской сборной на сегодняшний день нет.
Этот состав и эту расстановку я бы назвал ставкой ва-банк. Мне проще, ибо говорю об этом после гонки, а не перед ней. Но, во-первых, быть умным задним умом - почетный долг и священная обязанность каждого репортера. Во-вторых, непреодолимый оптимизм действительно возник в среде российской прессы еще в четверг, после объявления заявки, что дает мне право повторить вслед за классиком одностиший "Я дзюдо любил и до". А в-третьих, ставка-то сработала!
ШИПУЛИН
После первой стрельбы ушел 17-м, но со смешным отставанием. Нагнал, въехав на 6-е место, прилично отработал на второй стрельбе, попытался не отстать от Бьорндалена, давно не бегавшего первые этапы. Но соскучившийся по ним норвежский мамонт прошел дистанцию идеально. Шипулин передал эстафету третьим, в окружении шведов и немцев, с отставанием в 20 секунд.
А еще на шипулинском этапе "отвалились" французы и австрийцы. Еще не смертельно - но уже бесповоротно.
- Свой этап оцениваю удовлетворительно, - сказал после своего этапа Антон. - Не скажу, что все сложилось прекрасно, два дополнительных патрона все-таки многовато. И ходом под конец немного "завязался". Хотелось бы иметь немного другую физическую форму. Из-за недавней болезни получился не самый удачный чемпионат.
- Довольны тем, что тренеры выбрали вас стартером?
- Мне первый этап нравится, с удовольствием продолжил бы бегать именно его. Волноваться некогда, после разминки - сразу в бой, вижу и контролирую всех соперников. В юниорах любил начинать эстафеты.
- Сегодня потеплело. Как вам такая лыжня?
- Воздух прогрелся, а температура снега почти не изменилась. Скольжение такое же, как в холодные дни. Я даже прежние лыжи выбрал сегодня.
- Кажется, к концу чемпионата мира вы улучшили свою форму.
- Не сказал бы, что она идеальная, - рассчитывал на большее. Чувствую себя чуть лучше, чем в спринте, но готов не на сто процентов. На втором круге "дернулся", хотел догнать лидеров. Из-за этого, наверное, меня не хватило на финишный отрезок.
- Какую задачу вам ставили перед стартом?
- Я сам себе ставил задачу удачно отстреляться и не проиграть ногами.
- Где будете досматривать три оставшихся этапа?
- Переоденусь и вернусь на стадион. Погода теплая, может, удастся передать нашим свою энергетику.
УСТЮГОВ
Пошел Женя плавненько, форсировать ситуацию не стал. Его можно понять: норвежец Ус и немец Бирнбахер, с которыми свела судьба на этапе, обладают ценным свойством ликвидировать неудачные для соперников расклады самостоятельно. И после второго рубежа так, показалось, и будет: Устюгов ушел лидером, Ус заехал на штрафной круг. Эстафета, однако, в очередной раз явила свой особенный норов: к середине гонки Германия, Россия и Норвегия шли вровень.
- Вторая стрельба не получилась, - признался Устюгов. - Хотя соперники давали шанс: я видел, что Ус отработал не очень удачно.
- Почему не удалось убежать на последнем круге?
- Я знаю особенность этого отрезка: пара или группа почти всегда догоняет лидера.
- У вас чемпионат проходит по принципу чередования скорости в гонках. Как эстафета в этом плане?
- Сегодня бежалось хорошо. А причины нестабильности мы пока не нашли. Какие-то внутренние сбои. Может, психологические. Будем делать выводы в конце сезона. И надеяться, что в масс-старте принцип чередования я все-таки сломаю.
МАКСИМОВ
Не знаю, что должен чувствовать человек, начинающий с нуля борьбу в компании Свендсена и Пайффера. И на что надеяться. В такой ситуации лучше вообще отключить первое и не делать второе. Может, Максим так и поступил. Продержался за тузами до второй стрельбы. Выиграл по времени, проведенном на рубеже, у немца - 17 секунд, у норвежца - 19. Ушел на последний круг лидером!
И отстал потом на полминуты, никого этим не удивив. Этого ждали. Это было нестрашно. Главную свою задачу Максимов выполнил на "пять".
- Когда на первом круге пришлось держать темп Пайффера и Свендсена, не было боязни, что "задохнетесь" перед стрельбой? - вопрос Максиму.
- Я целенаправленно готовился к длинной дистанции, и это вышло мне небольшим боком. Все-таки эстафета - это спринт. Норвежец и немец меня задергали и заставили идти не в своем ритме, хотя тренеры кричали: "Держи свой темп". Как я мог, если видел, что соперники уходят? Верил, что удастся справиться со стрельбой. И надеялся, что соперники задергают еще и себя, а это скажется на их точности.
- Была возможность отстать не на полминуты, а чуть меньше?
- Я делал все, что мог, бежал, как в последний раз жизни. Но с Пайффером и Свендсеном бороться сегодня не в состоянии. К тому же бурное начало дало о себе знать в конце.
- Нам жалко, что вы не бежали спринт. А вам?
- Я пока доволен. Что ни день, то медаль. А впереди еще и масс-старт.
- Если бы перед чемпионатом вам сказали, что завоюете два серебра, поверили бы?
- На одну я надеялся. А в две - нет, не поверил бы.
- На оставшиеся этапы Кубка мира поедете?
- Планирую, но решать не мне. Есть еще Волков, Гараничев, не выступившие в Хантах. Ради них готов отказаться, а так - нет. Пусть обкатаются.
- Вы из Тюмени. Был ли сегодня на трибунах ваш фан-клуб?
- У меня нет фан-клуба.
ЧЕРЕЗОВ
Со второго этапа в моем блокноте начала появляться запись "Украина!". Сначала с одним, потом с двумя, затем с тремя восклицательными знаками. Кто мог подумать, что вместо Грайса, зашедшего на "лежке" на три (!) штрафных круга, нам придется биться за серебро с закадычными соседями?
А вот пришлось. И побили мы соседей, очень достойно сражавшихся в этой гонке. И наш с ними дуэт на пьедестале, ей-богу, смотрелся куда симпатичнее, чем связка каких-нибудь французов со шведами.
- Могли бы сравнить эту эстафету с олимпийской? - спросил я Черезова.
- В Ванкувере бежал первый этап, здесь - четвертый. Для меня он в новинку, в этом была сложность. А также в том, что после меня уже не было никого, пришлось самому все решать.
- И вы решили.
- На последней стрельбе - да. А "лежкой" недоволен. Не сказать, что трясло, работал спокойно. Но не попадал тем не менее.
- Готовы переквалифицироваться в эстафетные финишеры?
- От формы все зависит. Надо пробовать себя на других соревнованиях, чтобы всегда можно было поменяться, если что. Когда столько лет бегаешь на первом этапе, при перестановке теряется острота ощущений, возможны ошибки.
- Шипулину советы давали, как лучше стартовать?
- Он часто бегал первый этап. Сам все знает.
P . S . В сегодняшнем масс-старте примут участие россияне Максим Максимов (5-й стартовый номер), Иван Черезов (8), Евгений Устюгов (18), Андрей Маковеев (20), Максим Чудов (30). В женском масс-старте за Россию побегут Ольга Зайцева (15), Екатерина Юрлова (18) и Анна Богалий-Титовец (20).
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
Ханты-Мансийск |