Газета Спорт-Экспресс № 18 (5488) от 29 января 2011 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3
ФУТБОЛ
КЛУБ-2018
Уже почти неделю Россия живет в официальном статусе государства - организатора ЧМ-2018. В минувшее воскресенье президент ФИФА Йозеф Блаттер и отечественные спортивные руководители подписали в Санкт-Петербурге соответствующую декларацию. Процедура формальная, но мобилизующая - будто призыв: "За работу, товарищи!" .
ОБОЙТИСЬ БЕЗ ЖЕЛТОЙ КАРТОЧКИ
Александр ПРОСВЕТОВ
А У НАС ЕСТЬ МЕТРО
Времени до 2018 года вроде бы много, но всегда лучше двигаться вперед планомерно и ритмично, а не печально знакомым нам методом штурмовщины. Чтобы повода усомниться в правильности выбора исполкома ФИФА не возникло ни у кого. Тем более что проигравшие борьбу за чемпионат наверняка будут выискивать у России недостатки и смаковать наши недочеты.
Когда в ЮАР выбились из графика строительства стадионов, пошли разговоры о том, что турнир у нее могут забрать и передать другим. Однако Блаттер, постоянный адвокат южноафриканцев, выступил в роли главного арбитра, не замечающего взмахи флажками на линии. Украине же год назад президент УЕФА Мишель Платини и вовсе предъявил "желтую карточку". Что для страны, сами понимаете, крайне неприятно. Ведь крупный футбольный турнир получают, помимо всего прочего, чтобы поднять престиж, привлечь инвесторов и туристов. Впоследствии успех самого состязания все затмевает, но где-то на задворках памяти остается осадок: если бы их не припугнули, не подстегнули…
В ЮАР, к слову, сделали далеко не все, что провозглашали. Так, ветку скоростной (160 километров в час) электрички дотянули к ЧМ-2010 из аэропорта "Оливер Тамбо" лишь до делового центра Йоханнесбурга. До Претории поезд не доехал: проект, который предусматривал строительство ветки протяженностью в 80 километров, выполнен был не более чем на треть. Из-за сопротивления мафии, контролирующей маршрутки, лишь накануне старта чемпионата в Йоханнесбурге начал, наконец, действовать муниципальный транспорт. Автобусные маршруты соединили гигантский черный район Соуэто и некоторые другие окраины с центром, а также двумя стадионами, на которых проходили матчи первенства. Но пробки по дороге на "Соккер Сити" (да и на стадион в Дурбане) возникали чудовищные, парковаться было негде, и жители прилегающих улиц сдавали "свою территорию" под автомобили за деньги.
Отсюда урок: необходимо создавать при стадионах огромные стоянки и максимально облегчать доступ на них. Во время отдельных матчей в Лужниках люди от безысходности, бывало, оставляли машины где попало, даже на Третьем кольце и на метромосте. Впрочем, по сравнению с Йоханнесбургом у Москвы и Петербурга (а речь в данном случае прежде всего о мегаполисах) есть одно существенное преимущество - метро. Вот только над тем, как избежать поэтапной эвакуации болельщиков с трибун, милиции (простите, полиции) вместе с организаторами придется изрядно поломать голову. Как-то не укладывается в голове, что зрителей из Англии или Голландии заставят сидеть в секторах после финального свистка.
Вот, к примеру, на "Стад де Франс" народ, приехавший на общественном транспорте, двигается после матча в трех разных направлениях: на станцию метро и две платформы пригородных поездов, маршруты которых в границах Парижа вплетены в систему метрополитена. Никаких лошадей для устрашающего сжатия толпы в ручеек, "омоновцы" приветливы - они приучены жестко реагировать на действительно взрывоопасные ситуации, а не на шутки и мелкие шалости не совсем трезвых людей. После матча открытия ЧМ-98 Бразилия - Шотландия британцы, помню, задирали по дороге в метро свои юбки-килты, под которыми не было совсем ничего. Французские стражи порядка - ноль внимания, даже улыбались.
Окончание - стр. 4