Газета Спорт-Экспресс № 2 (5472) от 11 января 2011 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2
КОНЬКИ
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Иван СКОБРЕВ: "Я БЫЛ ЗОЛ КАК СОБАКА!"
- Накануне отъезда в Италию главный тренер сборной России Константин Полтавец открыто назвал вас чуть ли не единственным фаворитом чемпионата Европы. Как повлиял на вас такой прогноз со стороны наставника? - вопрос новому чемпиону Европы.
- Ну я же не в пустыне живу. Как и все, пользуюсь интернетом и, конечно, читал слова Кости в "Спорт-Экспрессе". Скажу сразу - только читал, потому что в глаза мне он такого не говорил. И я ничего у него не спрашивал, хотя не скрою: было приятно.
Но я постарался не думать об этом прогнозе, просто продолжал готовиться, прислушиваясь к советам наставника и к собственным ощущениям, и в итоге у меня все получилось именно так, как предсказывал тренер. Только хочу сказать, что этот результат - никакая не удача, а закономерность. И я знал, что эта победа возможна.
- Как вообще на вас отражаются высказывания извне? Ведь голландцы в отличие от Полтавца не считали вас фаворитом. Они отвели вам в своем прогнозе в лучшем случае третье место - после Энрико Фабриса и Ховарда Бокко…
- Читал я и это тоже. Писали, что, мол, Скобрев никогда ничего не выиграет и если станет третьим, пусть скажет спасибо… Я по природе не злой парень, но такие высказывания меня, если честно, здорово заводили.
- Каким было настроение после первого дня соревнований в Коллальбо? Были ли неожиданности, к примеру, со стороны конкурентов?
- Неожиданности? Ну, вот голландские ребята, Блокхуйзен и Фервей, по сумме двух дистанций оказались на первой и второй строках общего зачета. Хотя я как-то не концентрировал внимание на конкурентах. Был зол как собака! Объясню почему.
Когда Полтавец показал мне результаты жеребьевки забегов на "пятерке", я был доволен - мне предстояло бежать во второй паре после заливки льда, а на открытом катке это определенный бонус, ведь тут на качестве льда сказываются любые мелочи, потепление или, наоборот, похолодание, снег, ветер, который наносит на лед пыль… Что там говорить - коньки приходилось точить по нескольку раз на дню! А уже во время разминки внезапно выяснилось, что графики заливки льда организаторы поменяли - и я бегу не во второй после заливки паре, а в последней перед этой самой заливкой! А следом - сразу после подготовки - побегут мои основные соперники, Энрико Фабрис и Ховард Бокко. Ну что вы хотите - чемпионат проходит в Италии, главный судья - норвежец, сам бог, как говорится, велел пускаться на такие вот маленькие хитрости.
- Не злость ли помогла вам так хорошо пробежать "пятерку" несмотря на все фокусы организаторов?
- Честно говоря, не очень верю, что злость может хоть в чем-то быть помощником. Будь так, постоянно злым ходил бы. Но я, напротив, стараюсь ко всему относиться позитивно, держать себя в руках, особенно не заводиться, хотя признаюсь, что эта ситуация сильно завела. Было горячее желание доказать, что даже в таких условиях Скобрев может побеждать.
- Я уже поняла, что от перспектив бороться за награды чемпионата Европы на открытом катке вы были не в восторге…
- Я даже в своей речи на торжественном банкете после награждения прямо сказал о том, что думаю по этому поводу. В присутствии представителей ISU. Такая вот у меня праздничная речь получилась (смеется)! Мне кажется, нельзя ставить исход борьбы в таком серьезном соревновании, как чемпионат Европы, в зависимость от бесконечных случайностей, которые могут подстеречь на открытом катке. Мы ведь в конце концов не только ради собственного удовольствия бегаем.
- Уже в ходе чемпионата большинство обозревателей сошлись во мнении, что настоящих фаворитов в Италии было всего двое - вы и Ховард Бокко. Как с этой точки зрения оцениваете результат норвежца - всего лишь пятое место в многоборье?
- Честно, не могу сказать, почему у него получилась такая слабая "десятка", потому что до этого на всех дистанциях он выглядел весьма солидно, особенно на "полуторке". Но знаете, в спорте всякое бывает. Возьмите хотя бы Фабриса. Я видел, какие крутые тренировки он проводил накануне - напугать нас всех пытался. Выглядел прекрасно, а потом - раз и не вышел на старт "десятки".
- Занимая только 10-е место по сумме трех дистанций, бежать 10 километров просто так… Думаю, я его понимаю - позориться не захотел.
- Даже не представляю, в чем причина столь слабого выступления Энрико. Слышал, что у него вроде какие-то проблемы со спиной, но в подробности не вдавался. Мне своих проблем хватало.
- "Десятка" стала решающей дистанцией в распределении наград. Ваше преимущество над соперниками было минимальным. Как собирались ее бежать? Как бог на душу положит или был какой-то стратегический план, которому собирались следовать?
- Моим партнером по забегу на 10 км оказался молодой голландец Кун Фервей. И надо сказать, что все наши планы, даже если они были самыми гениальными, пошли коту под хвост, потому что этот парень оказался весьма неприятным напарником. Он ни разу за всю дистанцию не пролидировал, постоянно пропускал вперед меня, и мне приходилось вкалывать все 10 км в одиночку. Когда партнер по забегу так себя ведет, это очень неприятно.
К тому же условия становились все хуже - потеплело, лед начал плыть, да еще задул ветер. А в предыдущей паре пробежали Блокхуйзен и Олде Хойвел, которые показали отличную скорость и, честно говоря, немного меня напугали. Бег был чудовищно тяжелым. Я ощущал колоссальную усталость. Кругов за пять до финиша подумал даже, что вообще не добегу. Но потом пришла мысль, что терять-то мне нечего, - и я прибавил.
- Признайтесь - откуда взяли силы на три фантастических завершающих круга, на которых вы, собственно, и выиграли золотую медаль (по сумме 4 дистанций Cкобрев опередил Блокхуйзена всего на 0,11 очка. - Прим. О.Л.) ?
- Да я и сам не знаю. Просто подумал, что сейчас я - сильнейший в Европе, а, возможно, и в мире в беге на 10 000 м. И решил: будь что будет, нужно рисковать!
- Кто не рискует, тот, как говорится, не пьет шампанского…
- (Смеется.) А я сейчас как раз шампанское и пью! Еще огромное спасибо нашим ребятам, которые стояли по бортикам вокруг катка, подбадривали меня и просто гнали вперед. Если бы не они - я бы, наверное, не выиграл.
- Для вас имеет какое-то значение выигрыш титула в присутствии Крамера или в его отсутствие?
- Я так скажу. Если бы Свен сейчас чувствовал, что он по-прежнему сильнее Ховарда или меня, или Фабриса, то он был бы здесь, с нами. Но его нет, а есть другие. Конечно, я с радостью посостязался бы со Свеном, потому что он действительно великий конькобежец. Дай ему бог здоровья - и пусть он возвращается в коньки.
Ольга ЛИНДЕ