Газета Спорт-Экспресс № 290 (5463) от 22 декабря 2010 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
СКЕЛЕТОН
Сергей ЧУДИНОВ: "ТРЕТЬЯКОВ КРИКНУЛ: "СМОТРИ, ТЫ ПЕРВЫЙ!"
Победа 27-летнего россиянина Сергея Чудинова на последнем этапе Кубка мира в Лейк-Плэсиде стала настоящей сенсацией. Можно смело говорить, что в отечественном скелетоне, помимо Александра Третьякова появился еще один элитный спортсмен.
- Как ощущения от первой в карьере победы в Кубке мира?
- Да нормально, как будто и не выиграл ничего. Обычный был день, ничего такого. Наверное, я просто взрослый уже, потому так и воспринимаю.
- Но радость-то почувствовали?
- Конечно. Правда, сначала сам не поверил. Оказывается, побеждать - это так легко!
- Иными словами, головокружение от успехов вам не грозит?
- Нет.
- В Лейк-Плэсиде после первого заезда вы были вторым. Насколько сложно было собраться перед второй попыткой, успокоиться?
- Перед второй попыткой думал о том, как бы удержаться в тройке. Отрыв от британца Кристиана Бромли, который шел третьим, был небольшим, а вот преимущество над четвертым местом было уже более комфортным. Настраивался стабильно проехать, и все такое. Вот еще вспомнил…. Перед второй попыткой в раздевалку пришли девушки-бобслеистки, которые соревновались вслед за нами. Сразу началось настоящее столпотворение, раздевалки-то у нас совсем маленькие. Повсюду сумки, народ ходит, толкается, шумит. А я тут пытаюсь настроиться. В итоге так разозлился, что выиграл. Да и на трассе наши тренеры и те же бобслеистки хорошо поддерживали, перекричали даже американцев.
- Ожидали, что вице-чемпион Игр-2010 Дукурс дрогнет и проиграет вам 0,04 секунды?
- Нет, он ведь достаточно стабильный спортсмен. К тому же Мартинс сильнее на старте. Но после того как он проехал четверть трассы, уже знал, что мне проиграет. Хотя самого финиша Дукурса я не видел. Стоял, разговаривал с Саней Третьяковым, спрашивал, где он ошибся, и вдруг он кричит: "Смотри, ты первый!".
- Эта победа придаст уверенности на будущее?
- Думаю, да. По крайней мере я на это надеюсь.
- А что раньше мешало выигрывать?
- Трудно сказать. Разные мелочи, про которые обычно знаешь только ты, да личный тренер. Например, на первом этапе Кубка мира этого года в Ванкувере первую попытку проехал вроде неплохо, был в шестерке. А во второй у меня запотела маска. Такое случается, но очень редко. В результате добрую половину трассы ехал исключительно по ощущениям. Естественно, насобирал "бортов" и откатился на восьмое место.
- Первые последствия популярности успели почувствовать? Очереди за интервью не выстраиваются?
- Есть такое. Раньше займешь какое-нибудь шестое место, а Третьяков - первое-третье. И как будто тебя и не знает никто, даже тренеры, бывает, не поздравляют. Было немного обидно. Хотя это спорт, победитель тут один. Сейчас у нас с Саней появился план вдвоем попасть на пьедестал. В шестерке мы оба уже были, на ближайших стартах постараемся войти в тройку.
- Прямо командная тактика, как в лыжах.
- В нашем виде такого, увы, не бывает.
- Главный тренер сборной Олег Соколов в недавнем интервью отметил ваш тандем с Третьяковым. Дескать, вы подгоняете друг друга, и это идет обоим на пользу.
- Так и есть. На тренировках у нас постоянно идет "рубка" между собой. Ну и подсказать друг другу можем что-то, мы же не девчонки. Спрашиваем, идеями обмениваемся. Все же с 2003 года катаемся вместе.
- А у девчонок так не бывает?
- Ну, мне кажется, там все сложнее.
- В скелетон вы пришли из саней. Как так получилось?
- В санях я выступал в двойке. После Олимпиады в Солт-Лейк-Сити наш экипаж развалился, партнер вообще кардинально сменил сферу деятельности. На Игры-2002 мы не попали, зарплаты сразу не стало, нужно было чем-то заниматься. В какой-то момент подвернулось предложение поучаствовать в Кубке России по скелетону, который тогда в нашей стране только развивался. Попробовал и сразу стал третьим, хотя всего участвовало человек восемь.
- Стать одиночником или перейти в тот же бобслей не думали?
- Да я и в скелетон-то пошел просто любопытства ради. Не думал, что останусь. Но там платили деньги, а мне нужно было чем-то заниматься.
- Мыслей вообще завязать со спортом не было?
- Такие мысли были после Турина из-за конфликта с тогдашним руководством федерации. Было ощущение, что я и мой тренер им просто лицом не нравились. Абсурдная ситуация. Смысла продолжать я не видел и хотел после Турина завязывать. Но потом руководство поменялось, и все пришло в норму.
* * *
- Цель на этот сезон какую ставите?
- Прошлый год у меня получился провальным. После его окончания выяснилось, что выступал на сломанном скелетоне. А я уж совсем отчаялся, чего только не думал. Сейчас хочу попасть в тройку на чемпионатах Европы и мира. Хотя трассы там не совсем "мои" - короткие и не очень сложные. Но меня это не пугает.
- О домашней Олимпиаде в Сочи думаете уже?
- Думали, конечно. Но там многое будет зависеть от трассы. Вот построили у нас в Парамонове - так скелетон там вообще не едет. Это все равно, что конькобежцам, которые привыкли бегать по овалу, построили бы квадрат. Мы там пока, к счастью, не готовимся.
- Нынешней техникой довольны?
- Да. Правда, ходят слухи, что такие скелетоны, как у нас, уже в следующем году хотят запретить. Мы выступаем на латышских скелетонах, где рама к обтекателю крепится на силикон. Говорят, что это якобы работает как амортизатор, и нужно крепить на болты. 10 лет катались - и ничего. А как только латыши и русские стали выигрывать, вдруг появились такие подводные камни. Будем после окончания сезона стараться отстоять свою позицию.
- С кем-то из иностранцев эту тему обсуждали?
- У нас с Сашей, конечно, есть там друзья. Тот же Кристиан Бромли. С олимпийским чемпионом Ванкувера Йоном Монтгомери вообще отлично общаемся - можем и поговорить, и посмеяться вместе. Но им-то эта тема параллельна. Обсуждали проблему с латышами, у которых такая же техника. В России, если что, придется менять весь парк скелетонов, даже у молодежи. Штук 40 - 50, а это, сами понимаете, непросто.
- Вы пробовали выступать на другом типе скелетонов?
- Пробовали в самом начале, когда подбирали себе технику. Но латышский скелетон оказался оптимальным вариантом. Может, конечно, иностранцы тогда специально продавали нам что похуже.
- А российской техники не предвидится?
- Я сейчас взял книжку "Все параметры скелетона". Весной, как вопрос о технике решится, возможно, буду сам собирать. Мне одна конструкция рамы для скелетона во сне приснилась. Надо попробовать, может, получится. Как у Менделеева.
- Может, откроете в будущем свой бизнес, как Бромли?
- Точно. Мы ведь тем же латышам прямые конкуренты. Вряд ли они станут продавать нам такого же качества технику, как делают для себя. Мы это понимаем. Друзья друзьями, а конкуренцию никто не отменял. Вот Альберт Демченко же собирает себе сани.
* * *
- Какие планы на новогодние каникулы?
- Да какие каникулы, мы 3 января уже уезжаем в Европу. Эти две недели проведу со своей девушкой, ну и тренироваться, конечно, тоже буду.
- Семью и близких видеть получается редко?
- Да. Я уже больше десяти лет выступаю за Москву. Но сам родом из села Чусового, а по ходу сезона туда особо не наездишься.
- А живете в Москве?
- Да, когда приезжаю сюда, дают номер в гостинице.
- И так все 10 лет?
- Ну почему же? Пока учился в педагогическом, жил в обычном общежитии. Несколько месяцев квартировал у своего тренера.
- На кого выучились?
- На учителя физкультуры, естественно.
- После окончания карьеры не думаете пойти в школу?
- Думаю, из меня скорее получится неплохой тренер или механик. Последних у нас вообще сейчас нет. Хотя я так далеко, если честно, еще не загадывал.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА