Газета Спорт-Экспресс № 216 (5389) от 24 сентября 2010 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Ольга КАПРАНОВА: "ПОМНЮ КАЖДЫЙ СВОЙ ВЫХОД"
Интервью "СЭ" во время московского мирового первенства дала знаменитая российская гимнастка, неоднократная чемпионка мира.
Почти год о многократной чемпионке мира Ольге Капрановой мало что было слышно. И вот на гала-концерте в день открытия чемпионата мира Ольга показала уникальное упражнение - с двумя обручами. Скорее всего, это произошло впервые в мире. Она выглядела так, как будто и не уходила с ковра год назад: все такая же стройная, те же растяжка и выразительность.
- Вы впервые смотрите чемпионат мира с трибуны, какие чувства испытываете при этом? - поинтересовалась я у Ольги после первого дня соревнований.
- Не могу сказать, что испытываю сожаление по этому поводу. Все, что происходит сейчас в "Олимпийском", в моей жизни уже было. Я хорошо знаю, что переживает гимнастка за площадкой и чего не видят зрители. За полторы минуты до выхода и полторы минуты, что длится упражнение, проходит целая жизнь. И, кажется, что это тянется так долго. Хорошо понимаю гимнасток, которые, не дай бог, уронят предмет или сделают что-то не так, - для них это невосполнимая потеря. Что же касается зрителей, то они просто могут не заметить.
- А вы не переживаете, когда такое случается?
- Очень, особенно за российских гимнасток - Дашу Кондакову, Дашу Дмитриеву. За Яну Луконину, которая впервые выступает на чемпионате мира. Знаю, как много она тренировалась под руководством Алины Зариповой и Ирины Александровны Винер. Для нее это - крещение. Как новичку ей тяжело, тем более что чемпионат проходит в Москве. И очень болею за Женю Канаеву.
- Чемпионаты мира, где сами выступали, вспоминаете?
- Да, помню каждый свой чемпионат, каждый выход, все свои медали, которых у меня десять.
- В 2005 году вы завоевали пять золотых наград, это был ваш чемпионат. Его выделяете?
- На удивление всем, особняком для меня стоит мой последний чемпионат в 2009 году.
- Почему?
- Именно он был для меня самым тяжелым. Мне было трудно готовиться к нему. Вера Николаевна Шаталина, которая меня вела, по состоянию здоровья не смогла со мной поехать, последние три недели готовилась с Алиной Зариповой и с Ириной Александровной. Именно она за 24 часа до выхода на ковер сказала, что я буду делать три вида.
- А сколько должны были или хотели сделать?
- Я уже сказала, что мне было тяжело тренироваться, меня заставляла Ирина Александровна, а у меня все не получалось, не получалось...
- Почему?
- Не могу сказать, что не старалась, у меня была травма колена. Тренеры делали все, чтобы я вышла и потренировалась, но как-то не складывалось у меня, не шло.
- Когда решилась ваша судьба?
- Уже в зале на опробовании Ирина Александровна говорит: "Посмотрю, как ты себя чувствуешь. Если сможешь, дам тебе три вида сделать, не сможешь - один". Но объяснила при этом, что при всех моих регалиях выходить на последнем для меня чемпионате мира и делать один вид нельзя, это позор. Я с ней согласилась. И спасибо ей большое, что она дала мне сделать три вида. Я их сделала очень хорошо, и никто об этом не пожалел.
* * *
- Вы можете сказать, что успех на чемпионате-2005 вас в чем-то изменил?
- Что касается сегодняшнего дня, когда спорт остался позади, то да, изменил. Этот опыт чему-то явно научил. Потому что после грандиозного успеха, и это не только в гимнастике, у людей появляется зависть к тебе, плетутся какие-то интриги. Кто-то о тебе говорит плохо, кто-то превозносит до небес. Сейчас мне абсолютно все равно, я на эти медали смотрю равнодушно. Это было где-то, когда-то. Остался лишь опыт.
- На Олимпиаде в Пекине вы вышли второй, и вдруг - срыв, в итоге остались четвертой. Что случилось?
- Олимпиада - это тоже своеобразный опыт. Не знаю, что тогда со мной произошло. Казалось бы, тренировались день и ночь. Перед самыми Играми поехали в Японию на сборы. В физическом и моральном плане Ирина Александровна подготовила нас отлично, были созданы все условия.
- Какое-то волнение все же было?
- Уже на соревнованиях больше волновалась за обруч, на булавы выходила абсолютно спокойно. Помню, как Вера Николаевна меня выводила. Ничего не предвещало грозы. Даже сейчас не могу объяснить, что произошло, почему?
- Со стороны, что было видно?
- На броске потеряла булаву, никогда на тренировках такого не было. Правда, до этого был случай в Минске на "Гран-при". Упражнение с булавами я по элементам сделала очень хорошо. Но булаву уронила три раза, просто на какой-то ерунде. Ирина Александровна нас все время учит никогда не пинать предметы. Для меня они олицетворяют что-то живое, самое дорогое, что у меня есть, пока я гимнастка. А тут я, уходя с площадки, беру булаву и швыряю через весь зал. Вера Николаевна: "Оля, ты что делаешь! Они не виноваты. Ты лучше сама об стенку бейся!" Оборачиваюсь: "Я сделала все хорошо, а они три раза упали". Это было за полгода до Олимпиады.
- Получается, булавы вам отомстили?
- Ну про месть это люди придумали, а тут что-то более высокое.
- Считаете свое выступление в Пекине неудачным?
- (Задумывается.) Скорее да, чем нет. Могла лучше выступить. Но что об этом сейчас говорить...
- То, что остались без медали, на вас повлияло?
- Поначалу очень расстроилась, было так тяжело, что хотела закончить выступать. Но Ирина Александровна меня вернула, сказала, что надо доказать самой себе, что я чего-то значу, что она меня ждет на тренировках, что Вера Николаевна готова со мной работать.
- А сейчас как к этой пекинской истории относитесь?
- Тогда очень переживала, что не завоевала медаль для страны. Сегодня думаю, что мое внутреннее мировоззрение, будь у меня медаль, сложилось бы по-другому. Может, и к лучшему, что у меня ее нет.
- Оставить спорт вы решили в конце 2009 года. Трудно далось решение?
- Я с 10 лет живу на сборах в Новогорске, поэтому привыкла самостоятельно мыслить, но тем не менее посоветовалась с Ириной Александровной и Верой Николаевной.
- Ну хорошо, разумом вы все осмыслили, а душа, что она говорила?
- Нельзя зацикливаться на чем-то одном, в гимнастике я сделала все, что могла. Надо себя пробовать в другом. Мне ведь только 22 года было, вся жизнь впереди. Но у меня уже была одна - в гимнастике.
* * *
- Чем сейчас занимаетесь?
- Год назад защитила диплом по специальности "психология", сейчас хочу поступить в аспирантуру Российского государственного социального университета. Еще приобретаю спортивную профессию в институте Лесгафта.
- Но, судя по всему, гимнастику не оставили?
- Определенно нет, на гала-концерте выступила с двумя обручами.
- Продолжаете совершенствоваться?
- Я это делаю больше для себя.
- Насколько трудно работать с двумя предметами сразу?
- Очень сложно, тем более, я год не выступала, только приходила в зал, разминалась. Но это уже другая жизнь.
- Кто ставил программу, сколько готовились?
- Это мое старое упражнение с обручем, просто к нему добавила еще один. Очень сложно было, долго привыкала, пришлось даже похудеть на семь кило.
- Дальше будете форму держать?
- Не знаю, как пойдет. Я не помешана на диетах, на фигуре. Для меня важна внутренняя жизнь.
- Есть шанс, что упражнения с двумя предметами войдут в спортивную программу?
- Надеюсь на это. Главное, чтобы ФИЖ с правилами определилась.
- Ирина Александровна говорила, что хочет для звезд, в полном расцвете оставивших помост, создать новое направление в гимнастике.
- Я об этом пока не слышала, но с удовольствием бы выступала. Только это не должно быть в рамках спорта, соревнований. Это должны быть показательные выступления, когда никто никому ничего не должен. Здорово!
* * *
- Насколько вы сейчас востребованы в различных шоу?
- Только первый раз выступила на открытии чемпионата.
- Профессия модели не привлекает?
- Нет, я вообще не люблю слово "мода". То, что одни считают красивым, я нахожу не очень. А порой и сама могу выглядеть странно. Надо носить то, что хочется. Мне вообще все идет. Но чаще хожу в джинсах и кроссовках, так удобнее передвигаться. Каблучки и платьице тоже хорошо, но в таком виде много не набегаешься.
- Но когда вы на каблучках и в платьице, мужчины, уверена, уделяют вам внимание?
- Мне не интересны люди, которые обращают внимание только на мой внешний вид. Общаться надо с личностью, а не глядеть, что на человеке надето.
- А есть такая личность, с которой вам бы хотелось общаться?
- На сегодня - нет.
- И вам не грустно одной?
- Вы еще в конце об этом спрашиваете, обычно, как только с кем-то встретишься, начинают расспрашивать. Нет, не грустно. Верю, что обязательно такой человек проявится, и мы поймем друг друга.
- Что намечено на ближайшее время?
- Хочу выучить английский - так, чтобы свободно разговаривать, пока же приходится напрягаться. Философией хочу заняться. Вот сейчас сдавала экзамены, поняла, сколько черных дыр в моем образовании. А еще хочу набрать детишек, чтобы была своя группа, и начать их тренировать.
Елена РЕРИХ