Газета Спорт-Экспресс № 210 (5383) от 17 сентября 2010 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3
ФУТБОЛ
В Москве подводят итоги необычной акции с участием известных футболистов
СЕМАК, ПАШКА И "НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ"
"Чтение - вот лучшее учение!" Это Александр Сергеевич Пушкин. "Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения". Это Шарль Луи де Монтескье. И наконец: "Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все". Это уже Василий Македонянин, один из самых известных мудрецов древности.
Не самые глупые, согласитесь, люди, которым можно и нужно доверять. Понятно, что в их времена не было интернета и книги служили единственным средством общения с умными мира сего. Но, положа руку на сердце, разве многое изменилось с приходом мировой сети, которая, к сожалению, большей частью засорена людьми и темами, далекими не то что от мудрости, а от того даже, что в принципе отличает людей от животных. Имеющиеся же там действительно умные мысли в большинстве своем, как ни крути, корнями все равно из книг.
Между тем статистика не просто свидетельствует, она бьет во все колокола: с каждым годом человечество читает все меньше и меньше. Генеральный директор одного из крупнейших российских издательств "Эксмо" Олег Новиков подтвердил:
- Сегодня в России количество регулярно читающих людей ежегодно уменьшается в среднем на 2% от общего числа населения. В России активно читают всего 23% жителей. От случая к случаю - 40% населения, и почти столько же, 37%, не читают вообще никогда.
Представляете, если в нашем с вами отечестве по оценкам нынешнего года живет 142 миллиона человек, то ежегодно практически перестают обращаться к книгам около трех миллионов! Мы давно уже не самая читающая нация в мире, что, увы, немедленно сказалось на общем состоянии мозгов и на общем микроклимате в стране.
А самое главное - с каждым новым поколением чтение становится все менее и менее популярным занятием. Что же делать, чтобы оторвать подростков от бездумных компьютерных стрелялок и заставить их мозги и чувства работать по полной программе над страницами, написанными умнейшими из предков?
Ответ на этот вопрос должны, на мой взгляд, искать все - от высших государственных чиновников до каждого из родителей, если последние, конечно, хотят, чтобы дети жили в цивилизованном обществе, почитающем главные человеческие ценности.
Но наиболее остро эта проблема стоит, конечно, перед теми, кто книги выпускает и продает, потому что кроме защиты глобальных ценностей они вынуждены думать и о собственном благосостоянии, что само по себе мобилизует мыслительные и иные способности.
Неудивительно, что наиболее оригинальные идеи пропаганды чтения исходят как раз из этого сегмента человеческого общества. В том числе и та, благодаря которой данные строки оказались на страницах спортивного издания.
19 августа в Москве стартовал проект "Матч за чтение!", инициатором которого выступил упомянутый выше издательский дом "Эксмо", а поддержала компания "ProSports Management".
Подобных акций было уже много, но впервые (и очень неожиданно для России) главными героями стали не академики или учителя, не писатели или знатоки из программы "Что? Где? Когда?", а футболисты. Проект так и назвали "Матч за чтение".
Вот что рассказал корреспонденту "СЭ" Олег Новиков:
- "Эксмо", как один из крупнейших игроков российского книжного рынка, считает необходимым не только констатировать факт проблемы падения интереса к чтению, но и предложить свои пути ее решения. Данная программа - несколько, надеемся, эффективных шагов на пути популяризации чтения. Наиболее активно надо работать с самой уязвимой читательской аудиторией - молодежью. Именно поэтому в качестве носителей идеи мы выбрали спортсменов, футболистов, которые сегодня являются лидерами мнений для многих молодых людей.
Цель проекта можно будет считать достигнутой, если нам удастся добиться определенного общественного резонанса. Кроме того, мы искренне надеемся на поддержку госструктур. Западная практика показывает: залог успешной пропаганды чтения - совместные, согласованные усилия государства и частного бизнеса. В этом случае удается не только замедлить или остановить процесс падения интереса к чтению, но и направить читательский интерес в положительную сторону. Мы надеемся, что наша инициатива будет подхвачена.
Очень активно идею издателей поддержала консалтинговая компания "ProSports Management", которая ведет дела многих наших игроков. Ее президент Герман Ткаченко обозначил свой интерес так:
- Этот проект не только призывает читать книги, он позиционирует спортсменов с положительной стороны, что очень важно для нашей отрасли. Я много общаюсь с футболистами и знаю, что они куда интеллектуальнее, чем принято считать. Лица нашей акции - звезды, на которых многие хотят быть похожи. Мы не просто надеемся, мы уверены, что к их призыву прислушаются.
Лицами акции стали футболисты Александр Алиев, Сергей Игнашевич, Сергей Семак, Андрей Тихонов и главный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий.
У каждого из них была собственная мотивация. Алиев рассказал, что он "не фанат чтения", но ему это интересно. Игнашевич обиделся за профессию: "Мне обидно, что футболистов считают совсем не читающими людьми, хотя это совсем не так!" А Семак сделал это из любви к жене Анне, которая пишет детские книжки, а сам он любит читать детям сказки на ночь.
- Никто из футболистов долго не раздумывал по поводу участия в проекте. Никто не поднимал вопрос о деньгах, хотя в мире спорта такое бывает. Все участники кампании - люди, которые много читают. В каждой рекламной кампании есть небольшая доля лукавства, - подчеркнул Герман Ткаченко. - Но этот проект и люди, которые в нем участвовали, максимально честны, потому что практически все ребята много читают сами. Они призывают читать своих детей.
Надо сказать, что опыт привлечения футболистов к такому проекту не является российским ноу-хау - во всем мире самые популярные игроки, являясь хедлайнерами общественного мнения, охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Так, в Великобритании Национальный трест грамотности и Фонд поддержки футбола создали совместный проект "Звезды чтения премьер-лиги" (Premier League Reading Stars), рассчитанный на детей, которые любят футбол больше, чем чтение. И этот проект оказался весьма эффективным способом вызвать у нечитающих детей интерес к литературе и сделать их постоянными посетителями библиотек.
В рамках нашей российской программы на носителях наружной рекламы и в прессе появилась серия плакатов с изображением футболистов, призывающих своих поклонников к чтению книг. Затем 17 августа прошла пресс-конференция на тему "Время для чтения есть всегда, место для чтения найдется везде", получившая активный отклик в средствах массовой информации.
И, наконец, уже в сентябре футболисты - участники программы приняли участие в Московской международной книжной выставке-ярмарке 2010, где выступили в поддержку чтения перед посетителями стенда "Эксмо".
- Уверен, что в понятие профессионализма игрока входит уровень его образования и воспитания, - рассказал Леонид Слуцкий на пресс-конференции, посвященной старту кампании. - Я в этом твердо убежден. Сегодня, чтобы перекрыть свою необразованность и невоспитанность, нужно быть игроком топ-уровня, иметь такой уровень мастерства, который затмевает все эти вещи, а такое крайне редко встречается. Сегодня очень модно заниматься футболом, родители возлагают большие надежды на детей. Хочу обратиться ко всем этим родителям: "Тренировки - это прекрасно, но без образования и воспитания стать высокопрофессиональным футболистом практически невозможно.
Тренер армейцев припомнил случай из собственного опыта, который произошел с ним, когда он в начале карьеры работал с детской командой. "Один из моих воспитанников сказал: "Я сейчас сяду с книгой, а вдруг меня кто в окно увидит?" Он считал, что это просто верх неприличия". Сегодня же, по словам Слуцкого, его подопечные любят читать и берут с собой книги в поездки.
Это подтвердил и защитник ЦСКА и сборной России Сергей Игнашевич:
- Мне всегда было немного обидно, что футболистов и вообще спортсменов не ассоциируют с чтением. Да, у нас большие физические нагрузки, иногда просто нет сил и желания брать в руки книгу. Но если я читаю, то всегда с удовольствием. В последнее время увлекся рассказами Сергея Довлатова. И грустно, и смешно. Как и вся жизнь писателя. Теперь рекомендую его книги всем знакомым.
Надеюсь, что знакомые прислушиваются к рекомендациям Сергея. Для меня же главным подтверждением полезности проведенной акции стал соседский мальчишка Пашка, одиннадцати лет от роду. Зная, что я имею отношение к футболу, он пришел на днях с вопросом: "А правда, что Семак призывает читать книжки?" "Правда", - ответил я. "Что же, надо действительно сходить в библиотеку. Что интересного посоветуете?" Пришлось вспомнить себя в пятом классе и предложить "Незнайку на Луне" Николая Носова - очень она мне в том возрасте нравилась.
Через два дня увидел Пашку с книжкой в руках. Знаете, уже ради одного этого факта стоило тревожить футболистов!
Ефим СЕМЕНОВ