Газета Спорт-Экспресс № 204 (5377) от 10 сентября 2010 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

11 сентября 2010

11 сентября 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Сегодня в Монце пройдут первые свободные тренировки перед "Гран-при Италии".

УДАСТСЯ ЛИ ПЕТРОВУ СЫГРАТЬ НА СВИРЕЛИ?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Монцы

Всего 15 минут на поезде, отходящем от миланской "стационе централе" - и вы в Монце. Кто-то говорит, что это пригород столицы Ломбардии, хотя по мне так вполне самостоятельный город. К тому же довольно большой - в Монце более 120 тысяч жителей. И знаменита она в первую очередь этапом "Формулы-1", хотя бывшая резиденция королевской семьи и библиотека для незрячих вполне могут показаться кому-то более достойными туристическими объектами.

Однако прибытие на вокзал Монцы вовсе не означает ваше скорое свидание с автодромом. Городок, сонный даже сейчас, накануне этапа "Гран-при", географически довольно запутан и в транспортном смысле обездолен. Отмахав по нему пару километров, я отчаялся найти нужный автобус и вернулся на станцию в расчете на такси. Машину с шашечками, однако, пришлось ждать более получаса. Видимо, интенсивное движение такси не входит в список насущных потребностей... ммм... жителей Монцы. (Долго думал, как бы назвать горожан одним словом, но потерпел фиаско.)

Ехали минут 20. Польский коллега, с которым познакомился в поезде, преодолел тот же путь пешком примерно за час и возник в аккредитационном центре весь взмыленный - в Северной Италии сейчас довольно жарко. "Чего не сделаешь ради Роберта Кубицы!" - похвалил я его. Сил на ответ, показалось, у поляка не осталось.

Сама трасса вписана в огромный зеленый парк, расположенный, в сущности, за пределами Монцы. Это позволяет организаторам устроить из этапа типичный европейский праздник, отличный от бахрейнского времяпрепровождения в центре пустыни с искусственно завезенными туда шоу-труппами или от монакского гоночного гламура вперемежку с пафосом. Не знаю, будут ли ломбардцы жарить в этот уик-энд шашлыки на воздухе, но обстановка на подступах к трассе к этому, признаться, располагает. Особенно если с моденским уксусом, да со свежей руколой, да под кьянти... Э-э-эх!

Описать гоночный трек столь поэтично вряд ли получится, потому что асфальт он и есть асфальт. С другой стороны, у каждой формулической трассы полно особенностей. Есть они, разумеется, и у Монцы.

Во-первых, итальянская гонка - одна из самых высокоскоростных в "Больших призах". Заработана ею эта слава за счет конфигурации, хорошо знакомой каждому, кто хоть раз гонялся по петле Монцы пусть даже на простеньком компьютере. Автору, например, отлично запомнилась программа, едва не затянувшая меня в черно-белый еще монитор лет четырнадцать тому назад. Собственно, с того перенасыщения компьютерными играми и началось мое дальнейшее к ним охлаждение, за что я Монце в известной степени благодарен.

По форме эта трасса напоминает бумеранг или, если хотите, валенок. Причем его голенище и сформировано из тех самых скоростных участков, из-за которых средние скорости в Монце близки к рекордным мировым. Прежде наша национальная обувка имела в итальянских реалиях совершенно неношеный вид, но потом выяснилось сакраментальное: что русскому хорошо, то европейцу... В общем, на голенище валенка появилась гармошка - две "шиканы", снижающие скорости на прямых и, соответственно, гоночный травматизм, если не сказать правдивее - смертность.

Во-вторых, Монца - один из самых оборудованных автодромов в "Больших призах". Стены здешних боксов сделаны из строительной субстанции, способной сопротивляться огню в течение двух часов. А по периметру трассы установлен 31 датчик, контролирующий движение машин. Информация стекается в единый центр, про руководителя которого смело можно сказать бессмертное: "Он все видит".

В-третьих, Монца - один из самых старых гоночных автодромов мира: строить его начали еще в 1922 году. Раньше появились на свет только две трассы - английский Бруклэндс и американский Индианаполис. А поскольку история Монцы куда интереснее и разнообразнее этих куцых фактов, в завтрашнем своем формулическом репортаже из Италии я обязательно к ней вернусь.

Сейчас же хочется поведать вам об одной, извиняюсь, фиговине, многократно в последнее время обсуждаемой, но по-прежнему являющейся для многих чем-то виртуальным. Зовется она воздуховодом F-duct и расшифровку имеет немудреную: duct в переводе с английского - что-то вроде канала или трубопровода, а f - его форма, причем в прямом смысле.

Воздух, попадающий во фронтальный коллектор машины, перемещается по трубе, оборудованной внутри болида, по волнообразной траектории, напоминающей английскую букву. Более того, в середине этой трубы гонщик имеет возможность закрыть или открыть боковой отвод, регулирующий силу потока. Этот отвод и есть та самая средняя палочка, что присутствует в букве f.

Вчера я обратился в пресс-службу "Рено" с просьбой позволить мне сфотографировать новаторский воздуховод. Если бы не обращался, сделать это, думаю, не составило бы труда. А так получил отказ: все, дескать, засекречено и авторизовано. Пришлось довольствоваться разъяснениями Виталия Петрова, что, может, и к лучшему: комментарий был дан весьма доходчивый.

Воздуховоды F-duct уже есть у большинства формулических команд и абсолютно точно - у всех топовых. Конструкции действительно разные. Одни закрывают дырочку в трубе коленкой, другие открытой ладонью, а Петров и Кубица - запястьем. Фактически гонщики на дикой скорости играют на большой свирели, имеющей единственный регулятор звука. Почему не вывести воздушную заслонку под кнопку или не сделать ее электронно зависимой от скорости и других условий движения? Да потому что нельзя: любые автоматические элементы, изменяющие аэродинамику болида, запрещены правилами.

Принцип же действия F-duct таков: регулируя поток в трубе, гонщик помогает сдувать (или не сдувать) с заднего антикрыла общую волну воздуха, в которую врезается болид. Тем самым меняется аэродинамическая сила, прижимающая машину к трассе, поскольку именно за эту силу и отвечают антикрылья. Иными словами, пилоты получают возможность делать машину более адаптированной к различным отрезкам трассы. И более быстрой.

Идея хитра, но пока не совсем отточена. Удастся ли Петрову применить ее по назначению, мы обязательно узнаем в предстоящий уик-энд.

ПОДИУМЫ С 2000 ГОДА

Год

1-е место

2-е место

3-е место

2000

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Мика ХАККИНЕН McLaren-Mercedes

Ральф ШУМАХЕР Williams-BMW

2001

Хуан Пабло МОНТОЙЯ Williams-BMW

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

Ральф ШУМАХЕР Williams-BMW

2002

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Эдди ИРВАЙН Jaguar-Ford

2003

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Хуан Пабло МОНТОЙЯ Williams-BMW

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

2004

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Дженсон БАТТОН BAR-Honda

2005

Хуан Пабло МОНТОЙЯ Williams-BMW

Фернандо АЛОНСО Renault

Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА Renault

2006

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Кими РАЙККОНЕН McLaren-Mercedes

Роберт КУБИЦА BMW-Sauber

2007

Фернандо АЛОНСО McLaren-Mercedes

Льюис ХЭМИЛТОН McLaren-Mercedes

Кими РАЙККОНЕН Ferrari

2008

Себастьян ФЕТТЕЛЬ Toro Rosso

Хейкки КОВАЛАЙНЕН McLaren-Mercedes

Роберт КУБИЦА BMW-Sauber

2009

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Brawn GP

Дженсон БАТТОН Brawn GP

Кими РАЙККОНЕН Ferrari