Газета Спорт-Экспресс № 170 (5343) от 2 августа 2010 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

2 августа 2010

2 августа 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 12-й этап. ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ

Блистательной победой 33-летнего Марка Уэббера на "Ред Булл" завершился вчера в Будапеште последний перед летними каникулами этап 61-го чемпионата мира. Благодаря сходу Льюиса Хэмилтона австралиец вышел в лидеры общего зачета. На высочайшем 5-м месте финишировал дебютант чемпионата Виталий Петров на "Рено", проведший безупречный уик-энд.

ПЕРВАЯ ПЯТЕРКА!

Признаюсь, что такое бывает чрезвычайно редко - чтобы гонка, судьба которой решилась за счет вмешательства внешних факторов, доставила бы мне такое удовольствие. Во вчерашнем венгерском "Гран-при" борьбы пилотов "глаза в глаза" - если не считать эпизода между Баррикелло и Шумахером на финише - не было, однако впечатления сей факт не испортил.

Квалификация получилась насколько захватывающей, настолько же предсказуемой. Предсказуема была победа в ней одного из "Ред Буллов", захватывающим - вопрос о том, кто из конкурентов сможет подобраться к ним максимально близко. Выиграв свой седьмой поул в дюжине гонок, Себастьян Феттель нанес соперникам, в числе которых оказался и его напарник по "Ред Булл" Марк Уэббер, просто нокаутирующий удар, а Фернандо Алонсо в очередной раз показал, почему именно его коллеги по сегодняшнему пелотону считают лучшим из современных пилотов.

Но у нас в этой квалификации - так же, как и затем в гонке, - был свой жаркий интерес. Петров был настолько хорош на "Хунгароринге", что мы с полным правом ждали от него не просто уверенного попадания в третий сегмент квалификации, но и высокого места на поле, и - чем черт не шутит! - первой в сезоне победы в этом упражнении над опытнейшим напарником Робертом Кубицей.

Честно, когда смотрю на то, как работает в "Формуле-1" поляк, всегда вспоминаю старый-престарый фильм "Его звали Роберт", главным героем которого был робот, каким-то чудесным образом обретший человеческие чувства. Это сравнение - отнюдь не попытка сказать гадость в адрес Кубицы. Наоборот - поляк настолько безупречен, настолько безошибочен во всем, что его поневоле начинаешь сравнивать с роботом. И победить на тяжелейшем, сложнейшем физически и технически "Хунгароринге" такого соперника на такой же, как у тебя машине, дорогого стоит. Причем победить не за счет ошибки последнего, а за счет собственной безошибочности! Что, кстати, Петров с блеском сделал и в гонке, складывавшейся для всего пелотона далеко не просто.

Даже в паддоках никто не может вразумительно ответить, откуда взялся этот загадочный пейс-кар. Версия - якобы где-то на трассе завалялись обломки внешней аэродинамики "Форс Индии". Однако формулические режиссеры телетрансляций настолько ушлые, что трудно поверить, будто они этих обломков не углядели. А они не углядели, раз не показали на экранах. В общем, сложилось впечатление, будто кто-то испугался, что гонка окажется нуднейшим занятием - ведь к тому моменту Феттель просто неумолимо уезжал от преследователей, - и озаботился внесением в шоу некоторой остроты и чисто венгерского перчика.

Получилось более чем, ведь все решающие события произошли именно тогда, когда на 15-м круге появилась машина безопасности. Именно в этот момент, решив остаться на трассе, гонку выиграл Уэббер. Именно здесь, умудрившись нарушить правила - отпустив в момент ухода пейс-кара машину партнера вперед более чем на 10 корпусов, - ее проиграл Феттель. Именно здесь случился эпизод, который мог бы украсить любой фильм-катастрофу. Все произошло в считаные доли секунды: у "Уильямса" Росберга в момент отъезда из боксов оторвалось колесо, и одновременно с этим "Рено" Кубицы врезалось в "Форс Индию" Сутиля. От дикого и явно жаждавшего крови механиков колеса каким-то чудом увернулся въезжавший на пит-стоп Шумахер. Кто-то из механиков "Заубера" как какой-нибудь вратарь-супергерой это колесо поймал, не позволив ему дальше скакать по боксам… А ведь оно чертовски тяжелое…

В эти же минуты свое второе место выиграл Алонсо - "Феррари" сработала на пит-стопе вообще фантастически: задний мост машины испанца едва пересек линию остановки, когда в прямоугольник уже врывалась машина Массы. Что-то запредельно виртуозное!

В общем, все события уместились в кратчайший промежуток времени. Оставшаяся часть гонки вылилась в ожидание - сумеет или не сумеет оказавшийся лидером Уэббер удержать свою позицию и после неизбежного пит-стопа. Сумел. И как!

Когда по радио Феттелю передали, что ему предстоит штрафной проезд по пит-лайн за нарушение правил под пейс-каром, эфир огласился чуть ли не рыданием: "За что?! Я ничего не сделал!" Гоночному инженеру немца Ги Роклену пришлось даже слегка прикрикнуть на парня: мол, сохраняй концентрацию! Совет-приказ пришел вовремя - расстроенный Феттель начал ошибаться на торможении в поворотах. И команде надо было как следует постараться, чтобы он снова собрался. Во многом по этой причине, нагнав ближе к концу гонки Алонсо, Феттель так и не смог обогнать испанца, будучи на машине, способной проходить круги на полторы секунды быстрее.

А Уэббер делал свое дело впереди холодно, расчетливо, методично и ювелирно точно. Как только его гоночный инженер Кьярон Пилбим передал ему по радио, что перед надвигающимся пит-стопом надо бы чуток увеличить отрыв, последовало короткое - "Понял". И - быстрейший на тот момент круг в гонке. Риск Уэббера, оставшегося на супермягкой резине в тот момент, когда весь пелотон (исключая лишь Баррикелло) сменил комплект на просто мягкую, оправдался сполна. Без смены покрышек австралиец проехал 43 круга и ни разу не позволил себе даже малейшего расслабления или ошибки.

На финише Уэббер, в отличие от Феттеля, был краток и обошелся минимумом слов и эмоций. Эта гонка Марка - гимн мужской зрелости. Впрочем, каждый сам решает для себя, что ему нравится больше - эфирные писки-визги ошалевшего от собственной значимости пацана или спокойная сдержанная радость хорошо сделавшего свою работу взрослого мужчины.

Нельзя оставить без внимания и еще два эпизода. Сход на 24-м круге ехавшего на 5-м месте лидера общего зачета Льюиса Хэмилтона, на "Макларене" которого боялись раньше времени потерять тормоза, а потеряли коробку передач. Именно этот момент, а также невыразительный результат Дженсона Баттона - только 8-е место (хотя в условиях "Хунгароринга", где обгоны практически невозможны, при старте с 11-го - тоже достижение) - позволили Уэбберу и "Ред Буллу" вырваться в лидеры чемпионата и Кубка конструкторов. Перед трехнедельным летним перерывом - отличный повод отдохнуть с хорошим настроением.

Ну и, пожалуй, самым ярким - даже в сравнении с летающим колесом и Кубицей, врезающимся в Сутиля, - эпизодом "Гран-при Венгрии" было сражение за 10-е место между бывшими партнерами по "Феррари" Рубенсом Баррикелло и Михаэлем Шумахером. Мало кто натерпелся от Шумахера столько, сколько Рубенс, поэтому эта локальная дуэль была, может, даже более принципиальной, чем разборки Уэббера с Феттелем. "Уильямс" на свежей сверхмягкой резине был явно быстрее "Мерседеса". Видя это, бразильца вовсю подгоняли из боксов. Пару раз Баррикелло обозначил атаки, словно бы прощупывая почву, а потом, выбрав момент, на прямой "старт/финиш" пошел на обгон. Его передний мост был уже впереди Шумахера, когда немец принял решение жестоко - иначе не скажешь - оттереть бразильца вправо. Баррикелло на скорости без малого 300 км/ч пролетел в считаных сантиметрах от пит-волла! Малейшая его неточность или неуверенность в этот момент привела бы к чему-то страшному. Если не летальному.

А как отреагировал на это сам Шумахер? Когда репортер итальянского канала RAI спросил, не маловато ли места для маневра оставил он своему бывшему "другу", тот ответил: "Многовато, раз он смог меня опередить". Остается только догадываться, насколько легко складывалось бы все в карьере Шумахера, не будь Баррикелло в свое время лояльным напарником.

P.S. Стюарды гонки оштрафовали Шумахера за опасный маневр на 10 мест на стартовом поле следующего этапа - "Гран-при Бельгии".

Ольга ЛИНДЕ