Газета Спорт-Экспресс № 161 (5334) от 22 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

23 июля 2010

23 июля 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

В минувшее воскресенье в Москве прошло третье подряд автомобильное шоу Bavaria Moscow City Racing, гостем которого был действующий чемпион мира, 30-летний британский пилот "Макларена".

Дженсон БАТТОН: "Я ПРОСТО ДИКИЙ!"

Боксы участников шоу были расположены на Васильевском спуске. Именно там в перерыве между своими тренировочными и показательными заездами Баттон и ответил на вопросы корреспондента "СЭ".

- Как вам Москва?

- Фантастический город. И оказывается, у меня здесь так много болельщиков… Я прилетел в Москву фактически на два с половиной дня. Маловато для осмотра достопримечательностей. Обязательно сюда вернусь для того, чтобы отдохнуть. Вообще мне очень приятно нынешнее приглашение, ведь далеко не каждому человеку выпадает честь проехать на машине "Формулы-1" вокруг Кремля! Надеюсь, что на будущий год организаторы позовут меня на аналогичное мероприятие.

- Здесь собралось немало не только ваших поклонников, но и болельщиков первого российского пилота в "Формуле-1" Виталия Петрова. Пока его выступления, правда, довольно неровные. Насколько сложное это дело - быть новичком в "Формуле-1"?

- Это очень сложно. И для команды, и для самого гонщика. Нынешний же год особенно тяжелый - из-за массы нововведений. Вообще-то временами Виталий выступает хорошо - и в гонках, и в квалификациях. Знаете, некоторым гонщикам почти сразу по приходу в "Формулу" удается показывать высокие результаты, другим на это требуется больше времени. В любом случае дебютанту надо присмотреться к тому, как работает его команда, его напарник. Достичь же чего-то значительного в первый год, как правило, не удается. Первый год - это время для наработки опыта, время слушать команду, учиться всему.

- Вы опытный человек, прошли в "Больших призах" многое, вспомните себя дебютанта.

- Мне кажется, я извлек мало уроков из первого сезона в "Формуле-1". Я слишком много радовался новой жизни, наслаждался моментом и, наверное, недостаточно усердно работал с инженерами, осваивал машину. Возможно, именно поэтому мой второй сезон в "Формуле-1" был очень тяжелым.

Я ошибался и в построении своей карьеры гонщика, но старался делать из ошибок правильные выводы. Постепенно рос как гонщик, учился принимать решения. Кстати, именно неудачные решения иногда делают тебя крепче, потому что все приходится начинать сначала, а для этого нужны силы.

- Сравните свои ощущения от первой половины прошлого чемпионата и нынешнего.

- Победа в чемпионате-2009 была осуществлением всех моих мечтаний. Я очень упорно для этого работал. Много лет. И наконец-то получил машину, за рулем которой смог бороться за титул. Это, естественно, было особое удовольствие. Тогда к середине сезона у меня было шесть побед и лидерство в чемпионате. В нынешнем году я выступаю за другую команду, что непросто для любого гонщика - слишком много изменений сразу. Но и за рулем "Макларена" я могу сражаться с любым соперником. Сейчас я иду на второй позиции в борьбе за чемпионский титул, а впереди меня лишь напарник по команде. Короче, не сказал бы, что чем-то расстроен. Интереснее ли мне стало гоняться? Скажу так: я стараюсь получать удовольствие от гонок за рулем отличной машины.

- Что вам говорят ваши инстинкты - удастся отстоять завоеванный в прошлом году титул?

- Ну, это и есть моя цель, то, к чему я стремлюсь. И если мне удастся все осуществить, я стану первым в истории британским гонщиком, выигравшим второй подряд чемпионат мира в "Формуле-1". Согласитесь, это достижение! Я постараюсь сделать, что смогу, отдать осуществлению этой цели все силы. В конце сезона посмотрим, удастся ли реализовать задуманное…

- Ожидали ли вы на старте сезона, что борьба в нем будет настолько плотной, нервной и непредсказуемой?

- Да я даже не знал, чего ожидать от нынешнего сезона… Например, во время зимних тестов очень быстра была "Феррари". В одном я был уверен наверняка: у "Макларена" будет конкурентоспособная машина. У этой команды всегда, за редким исключением, отличная машина. Зимой я, честно говоря, даже не задумывался о том, буду или нет бороться за титул, главным было почувствовать себя комфортно в команде, научиться работать с новыми людьми, почувствовать себя хорошо в новом автомобиле и тому подобное. Короче, я старался не загадывать и не думать наперед. Каков же итог? Прошло десять гонок чемпионата, и я весьма доволен тем, как развиваются события. И у нас еще есть возможности для совершенствования машины, а у меня - для самосовершенствования. Направлением движения команды я доволен и чувствую, что мы вместе продолжим движение в этом направлении.

- Ваш напарник Льюис Хэмилтон после Сильверстоуна сказал, что, по его мнению, машина "Макларена" намного лучше, чем можно было ожидать. Вы согласны?

- Думаю, наш автомобиль был хорош на протяжении всех прошедших гонок сезона. Единственная проблема - "Ред Булл" построил к сезону очень быструю и хорошую машину. Она совершенно ненормально быстра в квалификации! Гораздо быстрее, чем "Макларен". Над этим аспектом наша команда, естественно, работает. Что касается гонок, то по их ходу "Макларен" показывает себя хорошо. С другой стороны, посмотрите на две последние гонки: они прошли под диктовку Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера, а потому нам нужно совершенствоваться, чтобы навязать борьбу соперникам.

- Тем не менее в данный момент и у "Макларена", и у вас с Льюисом отличная позиция. Что, по вашему мнению, является ключевым фактором - совершенство автомобиля или ваши с Хэмилтоном возможности как пилотов.

- Думаю, и то и другое. Как я уже говорил, техника "Макларена" всегда на уровне. Плюс мы с Льюисом упорно работаем, стараемся выжать из автомобиля и из себя максимум. Но вся борьба за чемпионский титул еще впереди.

- А как насчет внутренних проблем конкурентов, в первую очередь "Ред Булла"?

- Не будем об этом. Скажу так: машина быстрее у "Ред Булла", "Макларен" же более сплочен как команда, лучше работает и за счет этого добивается успеха.

- Говорят, что все англичане по натуре консерваторы…

- То есть вы считаете, что я тихоня? Что не могу совершить чего-то безумного? Вы меня совершенно не знаете. Да я просто дикий!

- Отлично! Про консерватизм я спрашивала, имея в виду ваше отношение к переменам - новинкам регламента, новой системе начисления очков, отмене дозаправок…

- Ах это? Так у нас просто нет выбора. Изменения правил происходят постоянно, но эти изменения едины для всех, так что здесь все равны. Что касается отмены дозаправок, то как раз это новшество я не считаю хорошей идеей. Но, с другой стороны, если посмотреть на гонки нынешнего сезона, то они ведь очень интересны. Что сработало таким образом? Возможно, как раз введенные новшества. Мне пока все нравится.

- Общеизвестно, что "Макларен" благоволит к Льюису Хэмилтону. Вам комфортно в британской команде?

- Вполне. Для гонщика, кстати, очень важно знать, что команда его поддерживает. Я уважаю всех сотрудников, они уважают меня. С самой первой встречи у нас сложились хорошие взаимоотношения. Что касается работы с Льюисом, то и она отлична. Он прекрасный спортсмен, я уважаю его за спортивные достижения. Пока все идет замечательно, я ничуть не разочарован. Мы оба рады нашей конкуренции.

- Вас и Хэмилтона журналисты очень любят сравнивать с легендарной парой пилотов "Макларена" Аленом Простом и Айртоном Сенной. Как вы относитесь к этому сравнению?

- Оно мне определенно нравится и льстит. Я очень уважаю этих гонщиков - и Алена, и Айртона, их стиль вождения. Это было бы великой честью для нас с Льюисом достичь в будущем таких высот, какие покорились Просту и Сенне. Ален всегда был моим идолом и героем. Меня восхищал его стиль вождения - очень плавный и спокойный, с идеальной траекторией. Надеюсь, и в этом гонщицком аспекте мне когда-нибудь удастся приблизиться к мастерству Проста.

Лина ХОЛИНА

Дженсон Александр Лайонс БАТТОН

Родился 19 января 1980 года во Фроме (графство Сомерсет, Англия).

Гоночную карьеру начал в 8 лет, когда впервые сел за руль карта. 3 года спустя выиграл все 34 гонки британского чемпионата по картингу.

В "Формуле-1" - с 2000 года. Чемпион мира-2009.

Дебютировал 12 марта на "Гран-при Австралии", где сошел на 46-м круге из-за поломки двигателя.

Выступал за 7 команд - Williams (2000), Benetton (2001), Renault (2002), BAR-Honda (2003-2005), Honda (2006-2008), Brawn GP (2009) и McLaren (2010).

Принял участие в 180 "Гран-при" (14-е место в истории "Формулы-1") и одержал в них 9 побед (Австралия-2009, 2010, Венгрия-2006, Малайзия-2009, Бахрейн-2009, Испания-2009, Монако-2009, Турция-2009 и Китай-2010). 7 раз завоевывал поул-позишн. Показал 3 быстрейших круга в гонке. 29 раз поднимался на подиум. За карьеру набрал 460 очков.

В 2009 году выиграл 4 гонки подряд. Из действующих пилотов подобное удавалось лишь испанцу Фернандо Алонсо (4 - 2006) и немцу Михаэлю Шумахеру (7 - 2004, 6 - в 2000-2001, 5 - 2004, по 4 - 1994, 2002).

5 апреля 2009 года на "Гран-при Малайзии" сделал единственный пока в карьере хет-трик (поул-позишн+победа+быстрейший круг).

10-й чемпион мира из Великобритании - после Джеки Стюарта (3 раза), Джима Кларка, Грэма Хилла (по 2), Найджела Мэнселла, Джона Сертиса, Джеймса Ханта, Дэмона Хилла, Майка Хоторна и Льюиса Хэмилтона (по 1). На "Гран-при Австралии"-2009 принес британцам 200-ю победу в истории "Формулы-1".