Газета Спорт-Экспресс № 160 (5333) от 21 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

21 июля 2010

21 июля 2010 | Хоккей

ХОККЕЙ

КОВАЛЬЧУК, КОТОРОГО МЫ ПОТЕРЯЛИ

Итоги контрактной эпопеи Ильи Ковальчука, которая началась 1 июля и завершилась в ночь с понедельника на вторник по московскому времени, - в материале корреспондента "СЭ".

Игорь ЛАРИН

Итак, сага о контракте Ильи Ковальчука завершена. Ближе к утру вторника по Москве в Ньюарке руководство "Нью-Джерси Дэвилз" провело короткую пресс-конференцию, на которой были расставлены акценты.

27-летний россиянин подписал договор сроком на 17 лет и сумму в 102 миллиона долларов. При этом годовой оклад на протяжении всех 17 лет будет распределен очень неравномерно: первые два сезона зарплата Ковальчука составит 6 миллионов, следующие пять сезонов - 11,5 миллиона, с сезона 2017/18 - 8,5 миллиона, после чего последует постепенное сокращение уровня выплат. Последние пять сезонов, когда Ковальчук достигнет рубежа 40 лет и преодолеет его, зарплата Ильи составит скромные по меркам НХЛ 550 тысяч долларов. Есть и пункт о невозможности обмена игрока - он вступает в силу 1 июля 2018 года.

ОДНА ДЕСЯТАЯ ОТ ФЕДОРОВА

Первый вопрос: зачем "Нью-Джерси" стал огород городить? Почему выбрал столь сложную формулу контракта? Ответ предельно прост: "Дьяволы", заключая столь крупный договор, могли существенно превысить потолок зарплат. Между тем североамериканский агент игрока настаивал именно на длинном договоре. Видимо, таков был посыл Ковальчука, многодетного отца, который хотел получить максимальные гарантии стабильности для своей семьи. И вот тогда и была проведена реструктуризация контракта. Теперь при подсчете годовой ведомости "Дэвилз" будет учитываться лишь шесть ковальчуковских миллионов - то есть среднегодовая зарплата за 17 лет. Таким образом, потолок превышен на 2,5 миллиона.

Второй вопрос: а не прогадал ли Ковальчук (и прежде всего его североамериканский агент), затеяв всю эту контрактную эпопею? Ответ лежит на поверхности: скорее всего, прогадал.

Пожонглируем цифрами. По большому счету фактически Илья подписал семилетний контракт на 69 с половиной миллионов долларов плюс предпенсионный полис на 10 лет и 32 миллиона. Иначе говоря, хоккеист чуть-чуть не дотянулся до семилетнего 70-миллионного договора, который зимой ему спокойно предлагала "Атланта" до обмена в "Нью-Джерси". Ну а ко второму атлантскому варианту - 12 лет, 101 миллион - стороны даже не приблизились.

По сути, игрок, затеяв обмен и эпопею с контрактом, добился только одного - потерял пять сезонов, пусть эти сезоны и относятся к возрасту 39 - 44 года. Но кто скажет, что эти сезоны - не активные? Особенно имея перед глазами пример Сергея Федорова, который в 39 лет в "Магнитке" зарабатывал примерно в десять (!) раз больше, чем в этом возрасте будет зарабатывать Ковальчук в "Дэвилз"...

А БУДЕТ ЛИ ПОБЕГ В СОЧИ?

С этой точки зрения оптимальным, уверен, выглядел вариант со СКА. Хоккеист, по информации "СЭ", имел возможность заработать за ближайшие четыре сезона КХЛ около 35 миллионов долларов чистыми плюс спокойно подготовиться к Олимпиаде в Сочи. Той самой Олимпиаде, на которую игроков НХЛ могут и не отпустить и на которую Ковальчук грозился приехать даже в случае бойкота со стороны НХЛ. Думается, теперь планы игрока вряд ли будут столь агрессивны: его руки связаны 17-летней работой на "Нью-Джерси".

Лично мне до сих пор трудно поверить в то, что армейский сценарий сорвался. Ведь к концу первой декады июля на рынке остался только один серьезный игрок, который был готов идти ва-банк. Речь именно о СКА. Российский агент Ковальчука отработал контракт с клубом КХЛ до мельчайших деталей, стороны пришли к компромиссной сумме. Армейский вариант по деньгам был почти в два раза выгоднее нью-джерсийского, где за ближайшие четыре года хоккеист заработает те же 35 миллионов, но только грязными. После выплаты налогов, которые при таких суммах близки в Северной Америке к пятидесяти процентам, Ковальчук получит доход менее 20 миллионов.

Контракт со СКА был, на мой взгляд, и более спортивным, он отнюдь не напоминал страховой полис от "Нью-Джерси". Ведь после завершения своего российского договора в 31 год в самом расцвете сил нападающий вновь выходил бы на рынок свободных агентов. А значит, получал бы новый импульс в своей карьере.

Наконец, очень важен контракт с Ковальчуком был и для всей КХЛ. Подписав суперзвезду рынка номер два - Евгения Набокова, новая лига была близка к тому, чтобы забрать и приму. А значит, сорвать банк и закрыть североамериканский рынок свободных агентов. По сути, по НХЛ был бы нанесен серьезный имиджевый удар: главным игроком на ее святая святых - рынке элитной рабочей силы - становился клуб из другой лиги.

МАМА ПРОТИВ

Тем обидней то, что в последний момент форвард дал задний ход.

Почему? Возможно, петербургское решение не прошло на семейном совете, где серьезную роль играет не столько супруга хоккеиста, сколько его мама. Илья - человек компанейский, открытый к общению, что в северной российской столице могло повлиять на его хоккейную концентрацию. Видимо, этот субъективный фактор насторожил родственников и сыграл свою роль.

В результате во второй декаде июля Ковальчук и Гроссман были обречены пойти на повторный североамериканский круг. В начале июля они едва не вышли из ньюджерсийско-калифорнийского окружения, когда вдруг всплыл "Айлендерс". В североамериканской прессе заговорили о неожиданном предложении ньюйоркцев - 10 лет, 100 миллионов. Это был вариант, от которого нельзя было отказаться. Но позже выяснилось, что предложение "Айлендерс" - блеф. И было оно вброшено в печать отнюдь не клубом, а, скорее всего, кем-то из представителей игрока. Видимо, так они пытались разогреть вялый рынок, расшевелить интерес к своему клиенту.

Полетели в Лос-Анджелес, встретились с руководством клуба и спонсорами. Но ничего нового не услышали: речь опять шла об относительно скромном 13-летнем договоре на 84 миллиона. И это несмотря на то, что по многим параметрам "Кингз" идеально подходил для Ковальчука и его семьи. Здесь речь и о традиционной для "Королей" нацеленности на одну суперзвезду (вспомните времена Уэйна Гретцки), и о свободных финансовых средствах при подсчете платежной ведомости клуба, и об игровых перспективах "Кингз", и, в конце концов, о климатических особенностях штата Калифорния.

КАЛИФОРНИЙСКИЙ ПРОВАЛ

Однако калифорнийское турне завершилось провалом: управляющий "Кингз" Тим Лайвик даже не соизволил ради Ковальчука приостановить свою поездку по Европе. Что неудивительно: первые лица "Королей" и в частности генеральный менеджер Дин Ломбарди никогда не были большими сторонниками приглашения российских игроков. Тот же Олег Твердовский, в свое время намучившийся в "Лос-Анджелесе", в интервью "СЭ" называл руководство "Кингз" неадекватным. Да и нынешние проблемы Александра Фролова о многом говорят.

Калифорнийский провал означал только одно: блудный нью-джерсийский сын возвращается. Акула североамериканского хоккейного бизнеса, президент "Дьяволов" Лу Ламорелло ждал Илью с распростерыми объятиями (и острыми зубами?). На стол переговоров он тут же вернул старый добрый семилетний контракт на 60 миллионов. Тот самый, который хитрец Ламорелло озвучил еще в первых числах июля. После экспресс-доработки, верстки под платежный потолок и превращения договора в пенсионный полис, стороны ударили по рукам.

Так до 44 лет Ковальчук стал "Дьяволом". Впрочем, предположу, снайпер этот договор не отработает и покинет "Дэвилз" намного раньше. Ламорелло в свое время одним росчерком пера отправил Александра Могильного в фарм-клуб, а Владимира Малахова снял с довольствия и уволил. Так что вряд ли что помешает Ламорелло, скажем, выкупить контракт 39-летнего Ковальчука за две трети оставшейся по договору суммы, то есть меньше чем за два миллиона. К слову, такой вариант может устроить и самого форварда, который получит шанс пойти по федоровскому пути.

КОВАРНЫЙ УОДДЕЛЛ

Здесь возникает, пожалуй, главный вопрос эпопеи: на каком этапе агент игрока допустил ошибку? Трудно найти однозначный ответ. На мой взгляд, Гроссман просчитался тогда, когда, по сути, инициировал обмен своего клиента. Наверное, Гроссман и Ко не верили в финансовое будущее "Атланты", ее стабильность. Отсюда и крайне жесткая позиция в переговорах, фактически ультиматумы.

Однако никто не ожидал, что генеральный менеджер "Атланты" Дон Уодделл красиво споет свою лебединую песню в "Трэшерз". Напоследок своему ужасному ребенку Ковальчуку он показал кузькину мать. Сенсацией года стал затеянный Уодделлом (кстати, за крайне скромную компенсацию) обмен Ильи к Лу Ламорелло. К лучшему генеральному менеджеру в истории НХЛ, который скрутит в финансовый рог любого.

По сути, уже тогда Ковальчука обрекли на резкое ухудшение индивидуальной статистики (в системе игры "Дэвилз" это снижение практически гарантировано), а значит, и суммы нового контракта. Ковальчук мог набрать вистов разве что на традиционной успешности "Дэвилз" в плей-офф. Однако, как оказалось, вместе со своей экипировкой Ковальчук увез из Джорджии печать некубковости - и "Нью-Джерси" в первом же раунде безропотно уступил "Филадельфии".

"Я тебя породил, я тебя и подпишу". Таков, перефразируя классика, итог 20-дневной саги о Ковальчуке, написанной и блестяще реализованной Лу Ламорелло. Свежего ветра Илье в его 17-летнем ньюджерсийском плавании. А за державу обидно.