Газета Спорт-Экспресс № 156 (5329) от 16 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2
ФУТБОЛ
ЧМ-2010
В России очень ждут чемпионата мира - в том числе и потому, что считают: на страну - организатора турнира непременно проливается золотой дождь. Для тех, кто уже мысленно подсчитывает будущие барыши, опыт южноафриканской гостиничной индустрии может оказаться весьма поучительным.
БОЙТЕСЬ ФИФА, С MATCH ПРИХОДЯЩЕЙ!
Ближе к концу мая корреспондент "СЭ" получил от Корнелл Лампрехт, хозяйки пансиона, где собирался жить во время чемпионата мира в ЮАР, следующее сообщение:
"Александр, мы не можем позволить себе, чтобы наши потенциальные клиенты отказывались от бронирования в последнюю минуту. В связи с этим требуем, чтобы все гости полностью оплатили проживание в гостинице. Просим вас связаться с нами до 28 мая".
50 процентов контракта я уже оплатил, оставшуюся же половину по первоначальному соглашению должен был внести при заселении. Но, как оказалось, идти на непопулярные меры и подстраховываться жителей Порт-Элизабета вынудили действия Match - компании, занимавшейся размещением гостей чемпионата от имени ФИФА.
Через сутки Корнелл прислала письмо с пояснением: "Мы вас потревожили по ошибке. Вы приезжаете на долгое время работать. Но нас элементарно подставил Match! Может получиться так, что значительная часть бронирований в последний момент будет отменена. Большинство из нас заставили подписать соглашения с Match, и с тех пор мы получили от этой компании много лживой информации. Половина моих номеров отдана ей, и я решила на всякий случай получить полные гарантии загруженности другой половины. По мне так лучше вернуть депозиты клиентам, если они не уверены, что приедут, чем оставаться без ничего! Еще есть время на поиск новых".
"Катастрофой назвали ситуацию, сложившуюся в провинции КваЗулу-Натал, владельцы местных гостиниц, которые в среднем получили заказов всего на 40 процентов номеров, - писал во второй половине мая "СЭ". - Вину в этом они во многом возложили на работавшую от имени ФИФА компанию Match, которая забронировала огромное число номеров, но в последний момент от большей части отказалась. Фактически спрос есть только на дни, когда будут проводиться матчи чемпионата мира. В остальное время некоторые из отелей, особенно небольшие, могут оказаться заполненными всего на 5 процентов".
"Надежды владельцев гостиниц и отелей на Garden Route, побережной зоне, тянущейся от Западного Кейпа к Восточному, на баснословные прибыли не оправдываются. Более того, прибыли может не оказаться вовсе. Так например, на днях официальный представитель ФИФА компания Match, занимающаяся организацией размещения гостей чемпионата мира, сняла бронь на 65 тысяч человеко-дней в гостиницах Западного Кейпа и на 441 695 человеко-дней по всей стране" - эта заметка публиковалась в феврале.
- Контракты с Match все владельцы гостиниц и пансионов заключили в прошлом году, - рассказывала мне Лампрехт уже в Порт-Элизабете. - Встреча за встречей, обещание за обещанием, ни одно из которых не стало реальностью. Match обещал заполнить определенное число койко-мест в Кейптауне, Найсне и Порт-Элизабете. Эта компания рассчитывала продавать пакеты, включающие билеты на матчи и проживание, не менее чем на пять дней, несмотря на то, что заранее еще не было известно, какая команда и где будет играть. Например, немец решил остановиться в Кейптауне. После жеребьевки чемпионата мира стало известно, что сборная Германии играет не там, а в Йоханнесбурге. Match заберет болельщика из гостиницы, перевезет в аэропорт, из аэропорта отвезет на игру. Затем обратный трансфер. То же самое официальный представитель ФИФА пообещал и нам. Match заявлял, что никто не сможет приобрести билеты на матчи в иных местах, кроме как через Match. Потом обнаружилось, что замыслы компании осуществить невозможно: не срабатывала то одна схема, то другая. Начало меняться число требуемых номеров. Но до самого конца Match утверждал, что выберет определенное число койко-мест на определенное число дней. И вдруг наступил май, когда все стало рушиться.
- Брал ли изначально Match на себя какие-либо финансовые обязательства на случай изменения ситуации?
- Нет. Эта компания играла на наших бизнес-чувствах, прекрасно понимая, что для нас гарантированная пятидневная загрузка лучше одно-двухдневной. Положение усугубилось еще и тем, что в Восточном Кейпе не остановилась ни одна из сборных. Потому не было и болельщиков, живущих в Порт-Элизабете постоянно. Когда прожекты Match сорвались, нам удалось главным образом получить клиентов на одну, две или три ночи. Дольше оставаться в городе им было бессмысленно. Пансионы столкнулись с проблемой: хорошая заполняемость достигалась только в считаное число дней чемпионата - перед игрой, в день игры и, возможно, на следующий день после матча. Мне опыт подсказал поступить иначе: принимала заказы минимум на три дня пребывания. Так что я лично почти не пострадала. А вот новички в нашей индустрии, мечтавшие заработать миллионы, видимо, обанкротятся. Тем более что так называемые корпоративные клиенты и бизнесмены поездки по ЮАР на время прекратили - в период чемпионата мира их слишком сложно организовывать из-за проблем с авиабилетами.
ЧТО ТАКОЕ MATCH , СКОЛЬКО ИХ И КТО ЗА НИМИ СТОИТ?
Match, Match, Match... Так что же это за структура, работающая от имени ФИФА и имеющая право диктовать условия? Весьма подробно и не в самых положительных тонах об этой компании (Match Event Services AG) и второй, со схожим названием (Match Hospitality), рассказывает южноафриканский юрист и журналист Роб Роуз. Его статья вошла в монографию "Игрок и судья. Конфликты интересов и ЧМ-2010", опубликованную институтом по изучению вопросов безопасности в апреле этого года. Предлагаю вам ознакомиться с отрывками из нее. Полный вариант можно прочитать в интернете по адресу: http://www.iss.co.za/uploads/Mono169.pdf
"На церемонии в мае 2004-го, объявляя, что чемпионат мира-2010 пройдет в ЮАР, глава ФИФА Зепп Блаттер с чувством крикнул в толпу, где находился и Нельсон Мандела: "Победитель - футбол, победитель - Африка". Если бы он хотел выразиться точнее, сказал бы, что в выигрыше в действительности окажется ФИФА и сеть ее деловых партнеров, которые вместе высасывали все соки из последних первенств планеты с куда большим успехом, чем страны, их принимавшие. В голове очереди за доходами стоит компания Match Event Services, назначенная единственным официальным поставщиком жилья во время чемпионата мира".
Match Event Services AG и Match Hospitality - разные юридические лица, но в состав их учредителей входят одни и те же компании. Первая создана в 2007 с целью "предоставления жилья, билетов и информационных технологий на чемпионате мира" и зарегистрирована в швейцарском Цуге. До 2008-го это было совместное предприятие, учрежденное Byrom PLC и Eurotech. Затем Byrom полностью выкупила 100 процентов акций и стала единственным владельцем. Для справки: семья Биром и без Match занималась организацией проживания на предыдущих шести чемпионатах мира.
С Match Event Services тесно связана Match Hospitality - единственная компания, уполномоченная продавать крупным фирмам и корпорациям дорогие пакеты, включающие билеты в ложи, питание и иные услуги в дни игр. 65 процентов акций принадлежат все той же Byrom PLC. Три других акционера - Dentsu, Infront Sports & Media, Bidvest. Любопытно, что руководитель одного из акционеров, фирмы Infront Sports & Media, - Филипп Блаттер, племянник и крестный сын Зеппа Блаттера.
НАЦЕНКА И НАВАР
Как заявляла ФИФА, задачей Match было обеспечение болельщиков жильем "по разумным ценам и на приемлемых условиях". На определенном этапе компания заключила договоры на 80 процентов номеров в основных гостиничных сетях ЮАР - City Lodge, Southern Sun и Protea Hotels. Добавив сюда немалое число пансионов и отельчиков, поймем, что в руках у Match оказался значительный и очень лакомый сегмент гостиничного рынка Южной Африки - в общей сложности 55 тысяч номеров.
Match официально призывал владельцев гостиниц не повышать цены, рассуждая о максимальном увеличении в 16 процентов. Некоторые забастовали, жалуясь на слишком жесткие условия договоров и полагая, что имеют право на более серьезные прибыли. В ноябре 2008-го против Match публично выступил глава SA Tourism Моекетси Мосола. В конфликт пришлось вмешаться министру туризма страны Мартинусу ван Шалквику. Нежелание повиноваться стоило Мосоле должности.
Некоторые гостиницы все же пошли против Match, предпочтя вести рекламную кампанию "неофициально" - через имевшиеся сайты и пользуясь приобретенной ранее известностью и популярностью. Казалось бы, именно таких "партизан" стоило вносить в черные списки - ведь они пытались нажиться на клиентах во время чемпионата мира, в то время как Match собирался с этим бороться, настаивая на максимальном превышении обычных расценок всего на 16 процентов.
Но парадокс в том, что последовавший анализ ценовой политики официального представителя ФИФА, мягко говоря, озадачил. Сам Match сверх этих процентов "накидывал" еще не менее 30. Расследование Роуза показало, что в ряде случаев компания взвинчивала расценки до тысячи процентов! Так, например, это было в случае с национальным парком Крюгера, где договор заключили на 730 номеров в самых популярных и доступных лагерях заповедника. Иностранным туристам за дом, в обычное время стоивший 7,4 тысячи рандов в сутки, предлагалось заплатить почти 30 тысяч. За бунгало на шестерых вместо 1,7 тысячи - 9,4, за некое подобие палатки на четверых вместо 550 - 5,4. Причем цены эти не рекламировались, их сообщали только после личного обращения по электронной почте. Роуз добывал их именно таким образом. Местным туристам, заранее бронировавшим номера по нормальным ценам, депозиты возвращали.
СЕМЬЯ БИРОМ ИЗ ЧЕШИРА
Сняв сливки с чемпионата мира, обе фирмы Match деньги в ЮАР не оставят. Доходы можно отправить на оплату дивидендов акционерам или перебросить на развитие других видов бизнеса. Так или иначе выгодоприобретателями окажутся владельцы Byrom PLC. А с чем едят эту компанию и кто они - те самые владельцы?
Фирма зарегистрирована в 1991 году в Чешире, в Великобритании. 50 тысяч акций распределены между девятью акционерами. Семеро представляют семью выходцев из Мексики Биром. Это братья Хайме и Энрике, а также Кароль, Харри, Иви, Робин и Араселли. Двое других - директор по маркетингу Джон Паркер и его жена Ингрид.
Как свидетельствует финансовая отчетность Byrom PLC, ее обороты и прибыли значительно возрастали каждый год, следовавший за первенством планеты. В 1999-м ее бухгалтеры зафиксировали рост оборотов до 6,6 миллиона фунтов, в 2002-м оборот составил свыше 96 миллионов, доход - 3,57 миллиона. В 2007-м обороты выросли по сравнению с предыдущим годом на 146 процентов, доходы - на 272. Нельзя забывать, что у Byrom есть ряд дочерних предприятий, предоставляющих услуги другим официальным турнирам ФИФА, но все же главный источник заработков - чемпионаты мира.
На вопрос, почему Блаттер и возглавляемая им ФИФА так упорно настаивают на использовании услуг семьи Биром и их компаний, Роуз прямых и четких ответов не получил. Не удалось ему также выяснить, как проходил тендер, который в октябре 2007-го якобы выиграла Match Hospitality, заплатив 120 миллионов долларов. ФИФА не сообщила имен других претендентов и не пояснила своего отношения к конфликту интересов, связанному с тем, что руководитель одной из фирм-акционеров компании - племянник Блаттера.
СЕМЬЯ ДЖОРДАН ИЗ ЮАР
С Match, а именно с ее южноафриканскими дочерними компаниями, связано и имя семьи Джордан. Не старшего брата, главы оргкомитета ЧМ-2010 Дэнни, а младшего - Эндрю. По данным местной газеты Mail&Guardian, фирма Эндрю от имени Match Event Services (Pty) Ltd вела дела в Порт-Элизабете. Плата за услуги составляла примерно 200 тысяч рандов в месяц, или свыше 3 миллионов за весь период контракта. Джордан-старший категорически опроверг слухи о своем участии в устройстве дел Джордана-младшего, заявив, что все разговоры - часть кампании, проводимой против него сопредседателем оргкомитета Ирвином Козой.
Любопытно, что Эндрю Джордан получил немалую прибыль, будучи совладельцем Ibhayi Consortium - участника совместного предприятия Grinaker/Interbeton, выигравшего в свое время тендер на 2 миллиарда рандов на строительство стадиона "Нельсон Мандела Бэй".
ВЫВОДЫ
В общем, кому - война, а кому - мать родна. Однозначного ответа на вопрос, выгодно ли принимать чемпионат мира, судя по тому, что мне довелось прочитать и услышать в ЮАР, нет. Понятно, что следует разделять выгоды материальные и политические, имиджевые и туристические, краткосрочные и "долгоиграющие" - и так далее. Понятно, что основным выгодоприобретателем окажется ставшая своеобразным монстром некоммерческая структура - ФИФА, а также ее деловые партнеры и спонсоры. Понятно, что немалая часть денег не останется в стране-хозяйке. Понятно, что малому и среднему бизнесу в городах, принимающих игры первенства планеты, вряд ли стоит рассчитывать на баснословные прибыли, так как в основных зонах скопления туристов и болельщиков будут хозяйничать официальные спонсоры и партнеры турнира. Понятно, что не внакладе останутся туристическая индустрия, если таковая имеется, и рестораторы. Понятно, что нужно готовиться к необычному сотрудничеству с Match и компаниями, ей подобными. Понятно, что есть глобальные интересы государства и частные, личные интересы каждого его гражданина, которого в большей степени интересуют проблемы в области образования, здравоохранения или транспорта и в гораздо меньшей степени футбол.
Чемпионат мира был нужен и ЮАР, и Африке в первую очередь для того, чтобы изменить мнение людей из разных стран о стране и регионе. В этом смысле работа шла на долгосрочную перспективу. Нужен ли чемпионат мира России? Не уверен.
Александр БОБРОВ
Порт-Элизабет - Москва