Газета Спорт-Экспресс № 154 (5327) от 14 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

14 июля 2010

14 июля 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Корреспондент "СЭ" подводит предварительные итоги возвращения в "Большие призы" семикратного чемпиона мира 41-летнего Михаэля Шумахера.

ШУМАХЕР ЗАВИДУЕТ... ЖЕНЕ

Ефим ШАИНСКИЙ

из Франкфурта

У ассистентки врача было русское имя Таня. Перед тем как усесться в стоматологическое кресло, я льстиво заглянул в ее строгие непроницаемые глаза и, пытаясь "подмазаться", завел разговор о подвигах немецких футболистов на чемпионате в ЮАР. Моя попытка хоть как-то смягчить сердце девушки с треском провалилась. "Да плевала я на футболистов! - надула пухлые губки Таня. - Обожаю "Формулу-1" и Шумахера. Михаэль велик, сейчас у него проблемы только из-за плохой машины". Вступать с ней в дискуссию я, разумеется, не собирался. Тем более что она как раз набирала в шприц обезболивающее средство...

Таниными глазами "дело Шумахера" в Германии видит большинство. Великий, гениальный, неповторимый и просто "лапочка" Михаэль так просто не может плестись в гонке черт знает на каком месте. Доводы, что человек три года за серьезный руль не держался, что ему уже 41, что, возможно, он несколько переоценил свои нынешние силы, не действуют. Хотя у "шумафилов" аргументы действительно весомые. "Мерседес" нынче и вправду не тот болид, который может привезти к кубку с шампанским. Чуть ли не всю первую половину чемпионата у машины был далеко не идеальный нос, направлявший потоки воздуха не туда, куда надо. В результате потеря в скорости составляла приблизительно 8 км в час. В Валенсии, где в фас "Мерседес" смотрелся несколько симпатичнее и к тому же в нем была уже более совершенная выхлопная система, Михаэль стал жаловаться на тормоза...

Машина и впрямь не ахти. Однако же безусый Нико Росберг, который младше своего матерого партнера по мерседесовской команде на 17 лет, все-таки умудряется мчаться в ней на вполне приличной скорости. Во всяком случае, быстрее Шумахера, в муждусобойчике с которым в этом сезоне выиграл восемь из десяти гонок. Да и по очкам у Нико подавляющее преимущество - 90:36. Этот факт как раз, похоже, больше всего не дает покоя Михаэлю. Вспомним Монако. На извилистых улочках княжества Шумахер гонялся 16 раз и выиграл пять кубков. Никогда в квалификациях не уступал тут партнеру ни в одной из команд, в которых выступал. До тех пор, пока не "подружился" с Росбергом... Но в ходе майской квалификации в Монако Нико притормозил семикратного мирового чемпиона, когда тот набрал наконец настоящую скорость. Потом Росберг, конечно, извинялся, повторял: мол, стечение обстоятельств. Видимо, так оно и было, однако приход Нико с повинной вовсе не помешал Михаэлю в телевизионном интервью "наехать" на Росберга по полной программе. Уже тогда чувствовалось: товарищ нервничает. Очередное подтверждение - тренировка в Сильверстоуне. После того как Нико снова невольно заблокировал Михаэлю проезд, Шуми пригрозил "мальчику" кулаком.

Но Росберг, конечно, меньше всего виноват в горестях старшего партнера. Нико ведет нынче "Мерседес" более спокойно, мягко, не так агрессивно, как Шумахер. В результате, например, не так безжалостно уничтожает резину. С покрышками Bridgestone у Михаэля и в самом деле беда. Они в оптимальном состоянии тогда, когда нагреваются до 80 - 90 градусов. У Шумахера же резина горячее, что в итоге равнозначно потере приблизительно 150 лошадиных сил. Впрочем, найти общий язык с покрышками сейчас не могут многие. Поэтому, например, Ники Лауда считает, что проблема Шумахера, да и"Мерседеса" в целом, в другом: "Все кроется в цепи "тренажер - реальная гонка". Кто в ней лучше, тот и выигрывает. Кто не отвечает самым современным требованиям, отстает. В "Макларене" и "Ред Булл" лучшие тренажеры в "Формуле-1". В том числе и потому у гонщиков этих команд наилучшее взаимопонимание с резиной. В "Мерседесе" же тренажер подогнан недостаточно точно. В результате между тестами и гонкой пилоты ощущают уж очень большую разницу".

Этот момент особенно важен для "новичка" Шумахера. Когда он царил за рулем "Феррари", за его спиной были тысячи километров тренировочных заездов. В "Мерседесе" же он всего полгода, к тому же тестовая езда запрещена. Некогда "Феррари", можно сказать, рос вместе с Шумахером - машину годами подгоняли именно под его стиль, а сейчас, по словам самого Михаэля, он сражается с соперниками "тупым оружием". Впрочем, настоящие фаны прекрасно помнят: на первых порах и в "Феррари" у Шумахера все было далеко не идеально, однако же он не сдавался. Как и сейчас.

В Валенсии наиболее пытливые пронюхали: на рабочем столе шефа команды "Мерседес" физика-атомщика Роса Брауна лежала папка на 288 страниц. В ней помещался подробнейший план совершенствования машины уже на 2011 год. Брауну, например, удалось выяснить, что в следующем сезоне болиды "обуются" в Pirelli, и он уже теперь начал работу над тем, как с максимальной выгодой для машины использовать эту резину. Между прочим, "Супермозг", как называют в гоночном цирке Брауна, уже однажды почти в такой же ситуации был. В 2008-м в медленной тогда "Хонде" Браун, по сути, полностью отключился от текучки и устремился мыслями исключительно в будущее. Оказался прав: на следующий год "Хонда" стала чемпионским автомобилем. Зачем же отказываться от проверенных методов? Известно, что "Мерседес" уже сейчас начал охоту на Николаса Томбазиса из "Феррари". Грек знаком с Шуми и Брауном целую вечность. Блестящий специалист вместе с Михаэлем взял два чемпионских титула еще в "Бенеттоне", затем четырежды побеждал с ним в "Феррари". Узкая специализация Томбазиса - аэродинамика. Именно тут, по мнению знатоков, самое слабое место нынешнего "Мерседеса". К слову, по части кадров, если смотреть в будущее, у Брауна уже сейчас преимущество над коллегами. Не так давно, сомневаясь, что добьется хорошего финансирования, уволил 280 сотрудников "Мерседеса". Со следующего же сезона численный персонал всех команд должен быть одинаковым - не превышать 350 человек. "Макларен" и "Ред Булл" вынуждены будут расстаться с более чем половиной своих людей. "Мерседес" же сокращение уже пережил, знает, как работать малыми силами. Остальным все это только предстоит...

Но это о розовом будущем. Настоящее же в другом свете. Перед Сильверстоуном сам Шумахер признался: о чемпионстве уже думать нечего, надо готовиться к следующему сезону, если и удастся в этом году выиграть хоть один этап, то только при большом везении. В общем, скромняга. Даже в сравнении с женой. На днях Коринна взяла, да и выиграла чемпионат Европы по ковбойской верховой езде. Правда, турнир проходил на более чем знакомой для нее трассе - на ранчо Шумахеров под Женевой. Когда-то, на десятилетие свадьбы, Михаэль подарил его верной жене, и та, как выяснилось, времени не теряла. В отличие от "прогулявшего" три года мужа. Вот теперь и приходится выслушивать "комплименты" от друзей-товарищей. Дэвид Култхард, например, в телеэкран кричит, что нынешний Михаэль - жалкая тень прошлого Шумахера. Еще круче высказался бывший хозяин гоночной конюшни Эдди Джордан: "Если бы Михаэль был новичком, я бы жестко сказал, что он для "Формулы-1" недостаточно хорош". На защиту легенды вынужден был встать сам главный гоночный босс Берни Экклстоун: "Шумахер три года был в отпуске. Чего можно ожидать после такой паузы? Каждый желает, чтобы он снова выиграл гонку. В том числе и я. Можете представить, что будет в Хоккенхайме, если это случится?"

Лично я на последний вопрос ответить не могу. Знаю только, что ассистентка врача Таня туда собирается. Кстати, мне скоро опять к стоматологу, и для себя я решил: если речь зайдет о "Формуле-1", противоречить не буду. Тем более зуб по-прежнему слегка ноет.