Газета Спорт-Экспресс № 150 (5323) от 9 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

9 июля 2010

9 июля 2010 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2010

НА ПОВЕЛИТЕЛЯ ВУВУЗЕЛ ВЫШЛИ ЛЮДИ ИЗ РОССИИ

Игорь РАБИНЕР

из Кейптауна

Сегодня трудно поверить, что до прошлого июня, когда в Южной Африке прошел Кубок конфедераций, мы ничего не знали о вувузелах, да и само это слово было нам не знакомо. А теперь любому человеку из любой страны, поехавшему на ЧМ-2010, первый заказ от родных и друзей - привезти длинную дудку с взрывающим сознание звуком, ставшую олицетворением первенства. Со многими коллегами с разных континентов разговаривал - история везде одна и та же.

А потому, когда журналист южноафриканской газеты Sunday Times Рафора Рангонго, с которым мы живем в одном гестхаусе, однажды за завтраком спросил, нет ли у меня желания сходить в городской пресс-центр на встречу с "изобретателем и отцом вувузелы Нилом ван Шалквиком" (так гласил пресс-релиз) - я едва геркулесовой кашей не подавился. Особенно когда выяснилось, что встреча начинается через час. Ноги в руки - и мигом на Alfred & Victoria Waterfront, в кейптаунскую бухту, где этот пресс-центр с идеально выстриженной лужайкой и находится!

"Что сделано из пластмассы, метр длиной, ярко раскрашено, звучит громко, как слон, и является предметом стольких дебатов? Это вувузела, рупор футбольных болельщиков Южной Африки, который с каждым днем становится все более интернациональным. Вувузела (в тексте было написано с большой буквы: The Vuvuzela) - символ южноафриканского чемпионата мира или угроза спорту?" - нагнетал страсти тот же сочный, написанный нехарактерно живым для таких документов языком пресс-релиз.

Успели вовремя. Вскоре в пресс-центр вошел улыбчивый человек лет сорока. Белый, кстати, - что, впрочем, и так понятно по его голландской фамилии. Формат встречи был демократичный: ван Шалквик сначала отвечал на вопросы на пресс-конференции, а потом по очереди беседовал с каждым желающим на той самой лужайке, идеальному газону на которой, наверное, триста лет. И новейшая история вувузел раскрылась передо мною во всей красе.

ОБ ИСТОРИИ СЛОВА

А еще это история о том, как идея, которая поначалу кажется всем бесплодной и даже сумасшедшей, однажды вдруг приносит ее автору-чудаку успех, известность и деньги. Американская мечта, воплощенная в Южной Африке, - так можно назвать этот рассказ о вувузелах и ее повелителе.

- Я не изобретатель вувузелы, а рационализатор, - скромно уточнил ван Шалквик. - В Южной Африке испокон веков дудели в рог, чтобы, допустим, созывать собрания в селениях по каким-то важным и срочным поводам. А спустя много лет, в конце 90-х годов XX века, мы с товарищами увидели возможность внедрить пластиковую версию этого самого рога на футбольных матчах. Настоящий рог животных мне доводилось видеть на стадионе в Кейптауне - но все это был штучный, индивидуальный продукт.

Я сам играл в профессиональный футбол. Не раз ходил на матчи и в качестве зрителя. В тот момент я работал на заводе по производству пластмассовых изделий, и как-то мне пришла в голову мысль: а почему бы не попробовать перенести эту африканскую традицию - дудеть в рог - в футбол в промышленных количествах? Начали мы с партнерами производить вувузелы в 2001 году.

В первый год продали 500 дудок. Большинство - прямо у стадионов. Вообще, если честно, на первых порах головной боли было гораздо больше, чем успеха, и 12 месяцев мы только теряли деньги. Во времена работы на заводе я проводил там лишние 6-7 часов в день, работая над нашей безумной затеей. На этом я потерял сотни часов сна. Мои извинения тем из вас, кто не может заснуть или просыпается от чьего-то ночного желания подудеть в вувузелу. Но, может, вам немного улучшит настроение тот факт, что я сам, чтобы наладить их производство, проводил много бессонных ночей. И ни о каких результатах, подобных сегодняшним, в первый год и не мечталось.

Интерес стал потихоньку расти в 2002-м. К концу того года мы получили первый заказ - от одной корпоративной компании, которая начала спонсировать южноафриканский футбол. Они закупили сразу 20 тысяч штук, и для нас это был колоссальный успех.

Тогда же руководство федерации футбола Южной Африки начало готовить заявку на проведение чемпионата мира. Мы поняли, что это для нас - стратегический шанс вывести продукт на новый уровень. В мае 2004-го, за неделю до объявления ФИФА о том, что нашей стране доверено провести мировое первенство (и уже были данные, что все складывается благоприятно для ЮАР), мы получили патент на название "вувузела". И вслед за этим последовал интерес СМИ. Мы не можем запатентовать сам продукт, поскольку рог или то, что его заменяет, используется в ЮАР столетиями. Но патент на название у нас есть.

- Какова история самого слова "вувузела"? - спросил я ван Шалквика. - Даже южноафриканские журналисты не смогли разъяснить мне его смысл.

- На этот счет существует множество версий и интерпретаций. В моем понимании, это слово пришло с улицы. У него не было какого-то конкретного автора - название первой версии нашей продукции родилось где-то в толпе, и сейчас уже никто не скажет, при каких именно обстоятельствах. Есть версия, что схожим сочетанием звуков таксисты в свое время пытались привлечь клиентов. Есть несколько человек, которые недавно пытались присвоить себе изобретение этого слова (на самом деле ни на одном из южноафриканских языков ничего конкретного не обозначающего). Но точное его происхождение по-прежнему не известно. И, видимо, уже никогда не будет. Теперь же у слова "вувузела" появился еще один смысл. когда кто-то кричит: "Let's vuvuzela!" - это означает не только "Давайте подуем в вувузелы!", но и "Давайте пошумим, покричим!".

- Помните конкретный день, когда вам пришла в голову мысль: "А почему бы не производить эти дудки промышленно?" - еще один мой вопрос рационализатору.

- Да. Тогда я играл за кейптаунский "Сантос" в возрасте до 19 лет. Я был защитником, у нас был принципиальнейший матч с "Кайзер Чифс" - и мне удалось при счете 0:1 сквитать результат. Народу на стадионе было немного, но я видел человека, который после моего гола очень мощно задул в рог. Тогда я первый раз об этом и подумал.

О ГРОМКОСТИ ЗВУКА И ЗАБОТЕ О ЗДОРОВЬЕ

- Готовясь к чемпионату мира, мы уделили особое внимание улучшению качества самого продукта. Во время прошлогоднего Кубка конфедераций шум от вувузел был слишком уж большим, и с этого момента мы приступили к технологическому усовершенствованию. И незадолго до старта чемпионата мира выпустили новые, сборные вувузелы, состоящие из трех частей. Они были сделаны в содружестве с компанией, базирующейся в Германии. Она поставила цель вывести продукт на европейский рынок.

Почему из трех частей? Во-первых, в таком виде ее нельзя использовать как орудие агрессии. При первой же попытке удара такой вувузелой она развалится на эти самые три части. В то время как "сплошные" дудки, многие из которых по-прежнему в ходу, порой употреблялись для этих целей.

Далее, мы протестировали новую вувузелу на предмет шума и сравнили ее с тем, что было на Кубке конфедераций. Тест был проведен в Германии на серьезном предприятии, где можно вывести четкие показатели по всем стандартам. И там выяснилось, что вувузела из трех частей издает звук, который на 13 децибел меньше, чем прежняя, обычная. У той было между 134 и 140 децибелами, у теперешней - 120-121. В результате мы произвели именно такие вувузелы для южноафриканского, а наши немецкие партнеры - для европейского рынка. Мы уверены в успехе и в Старом Свете.

У нас сейчас очень много заказов из Великобритании. Кое-что, насколько знаю, там "самопалом" уже продается - но это не настоящие вувузелы. Или самая старая из наших версий. Если вувузелы будут разрешены к использованию на стадионах премьер-лиги, о чем у нас пока нет данных (это должно решить руководство лиги), - мы и наши партнеры будем готовы изготовить столько, сколько надо. Прекрасно понимаю, что в Европе к нам пока присматриваются, анализируют, насколько вувузелы безопасны, скажем, для слуха людей. Желание побывать в нашей фирме изъявила и ФИФА, и мы с удовольствием покажем абсолютно все.

- Не было ли у вас серьезных опасений, что ФИФА запретит использование вувузел во время чемпионата мира, и сильно ли бы это ударило по вашему бизнесу? - спрашиваю ван Шалквика.

- Мы располагаемся в Кейптауне, у нас здесь своя фабрика по производству пластмассовых изделий. Поэтому нам не нужно импортировать какую-либо продукцию из-за рубежа и даже из других регионов ЮАР. Если бы ФИФА запретила вувузелы, это, конечно, было бы неприятно, но мы продумали ряд шагов, которые позволили бы нам избежать финансового краха. В конце концов, люди в Южной Африке к вувузелам давно привыкли и даже если бы не смогли проходить с ними на стадион, дудеть в них на улицах им никто бы запретить не смог. Точно так же никто не смог бы запретить продавать их в городских торговых точках - в отличие от точек, подконтрольных ФИФА. Впрочем, до подобных проблем дело, к счастью, не дошло.

Мы прекрасно понимаем беспокойство многих людей по поводу излишнего шума и относимся к этому серьезно. Заключили даже договор с южноафриканскими здравоохранительными организациями, согласно которому нам было дано официальное разрешение на продажу вувузел именно в таком звуковом диапазоне. Проблема в том, что на рынке - не только наша, но и много "левой" продукции. И вот там-то уж точно никаких ограничений нет. Объективно говоря, на рынке Южной Африки мы изготавливаем около 25 процентов продающихся здесь дудок. При этом 100 процентов вувузел, потому что слово "вувузела", согласно патенту, законно, только если написано на нашей продукции.

О МИЛЛИОНЕ ДОЛЛАРОВ ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ

- Что касается экспорта, то пока он осуществляется только в другие африканские страны. В самой Южной Африке пока оборот вувузел составляет около двух миллионов экземпляров. Сколько мы на этом бизнесе заработали? На данный момент - в районе 6-7 миллионов рандов (около миллиона долларов. - Прим. И.Р.). Но учтите, что все это не единовременно, а за десять лет. Сегодня это единственный бизнес, которым я занимаюсь. Работают у нас 70 человек, а на время чемпионата мира мы специально наняли еще 120 человек, которые продают вувузелы в фан-зонах и других местах, где собирается народ.

Европейцев непросто убедить, что из шума вувузел при известном мастерстве и синхронности сотен или даже тысяч участников можно создать настоящую музыку. Но, поверьте, так и есть! В связи с этим наши новые разработки нацелены на большую легкость "выдувания" звука из вувузел, нежели в старых вариантах. На упаковках, кстати, написана подробная инструкция по пользованию, и по опыту говорю - после двух-трех неудачных попыток выдувать из вувузел звуки получается у всех.

В связи с этим хотелось бы сказать о критике, что вувузелы разрушают культуру болельщицких песен на стадионах. Песни - огромная часть культуры игры в Англии и ряде других стран. А вувузелы - точно такая же часть футбольного спектакля в Южной Африке, и люди уже десять лет не мыслят поход на стадион без них. Люди, приехавшие в ЮАР, чтобы провести чемпионат мира, должны уважать способ, которым у нас празднуется футбол.

Как, спросите, было больше десяти лет назад, пели ли здесь на стадионах? Пели, и немало. ЮАР - многонациональная страна, достаточно сказать, что у нас 11 государственных языков. И так выходило, что когда часть фанатов пела какие-то песни, они были понятны далеко не всем. А язык вувузел понятен всем! Вот он и прижился, поскольку никому ничего не надо объяснять.

О КИТАЙСКОМ КОНТРАФАКТЕ И ПРОДАЖАХ В РОССИИ

- Выход на международный уровень начался с того, что интерес к вувузелам проявила компания, задействованная в бизнесе по организации Кубка Африканских наций. В результате наша продукция пошла на экспорт уже в восемь стран Африки, расположенных на западе нашего континента.

Криштиану Роналду и Месси, говорите, заявили, что не любят звук вувузел? Жаль, конечно, что у них такая точка зрения. Но тот же Роналду сказал: "Мы уже привыкли". Первый раз, когда они играли при вувузелах, им пришлось сложновато. А после того как сыграла Аргентина в первых матчах, Месси забыл о том, что его беспокоили вувузелы. Роналду же надо было выйти на свой привычный уровень игры, и он тут же забыл бы о том, что ему, дескать, что-то мешает.

Кстати, слова Месси, как это ни парадоксально, могут помочь нам заключить договор на поставку вувузел в Аргентину. Главное, что фигура такого масштаба обратила на них внимание и произнесла это слово! А учитывая, что на протяжении нескольких матчей аргентинцы показывали яркий футбол - понятно, что вувузелы им играть не мешают. Кстати, две бразильские компании к нам уже обратились - с прицелом на ЧМ-2014, поскольку ФИФА, как мы видим, не относится к нашей продукции негативно.

- То есть публичная критика звезд в адрес вувузел только поднимает к ним интерес? - уточняю у предпринимателя.

- Безусловно. Кстати, странная история произошла на прошлогоднем Кубке конфедераций. Весь турнир полузащитник испанцев Хаби Алонсо жаловался на звук вувузел. А потом в южноафриканских газетах вышло фото, как он же в аэропорту уезжает домой с тремя вувузелами! Это было видеть очень смешно.

Масса "неформальных", а если быть точным, поддельных вувузел поступает в Южную Африку из азиатских стран, в частности из Китая. В ЮАР, увы, есть масса теневых структур, которым выгодно закупать эту продукцию по демпинговым ценам. Делается это в немалых количествах, и размер этого незаконного рынка я вам назвать не могу.

- Собираетесь ли выходить на такие крупные рынки, как, к примеру, Россия? - спрашиваю ван Шалквика.

- Как раз несколько дней назад к нам обратилась одна компания из России. Сейчас приступаем к плотным переговорам с ней на предмет поставки вувузел на российский рынок. Похоже на то, что намерения у этих людей серьезные и в ближайшее время вувузелы попадут в эту страну не от отдельных болельщиков или журналистов, побывавших на ЧМ-2010, а в массовом порядке. Видимо, это будет та часть вувузел, которые мы производим в Германии.

После пресс-конференции я попытался узнать у ван Шалквика, как называется компания из России, и выяснить ее координаты. Но повелитель вувузел вежливо отказался, поскольку договор еще не заключен, а любая преждевременная огласка может помешать его подписанию.