Газета Спорт-Экспресс № 137 (5310) от 24 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

25 июня 2010

25 июня 2010 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

На вопросы "СЭ" ответил генеральный директор Профессиональной баскетбольной лиги, созданной на этой неделе.

Гинас РУТКАУСКАС: "ИНОГДА ЛУЧШЕ ПРИГЛАСИТЬ НОВЫХ ЛЮДЕЙ, ЧЕМ ПЕРЕУЧИВАТЬ СТАРЫХ"

Еще три дня назад большинству российских болельщиков имя Руткаускаса не говорило практически ничего - даже включая поклонников московского "Динамо", в котором литовец трудился три последних года: сначала на должности спортивного директора, а в минувшем сезоне - вице-президента. Между тем Руткаускас - успешный менеджер с 20-летним опытом работы в самых различных сферах баскетбола, включая даже медицинскую, и при этом обладающий безупречной репутацией.

40-минутный разговор с Руткаускасом позволил мне убедиться, что он действительно разбирается во всех баскетбольных нюансах и по каждому вопросу имеет свое твердое мнение. А литовца в нем выдают только имя и фамилия: по-русски Руткаускас говорит без привычного уху балтийского акцента.

- О вашей работе в "Динамо" знают немногие. А в чем она заключалась?

- По-моему, "Динамо" - единственная оставшаяся в России общественная спортивная организация, охватывающая большое количество видов спорта. И мужской баскетбольный клуб - лишь малая часть этой структуры. В команду я пришел три года назад и занимался чисто спортивной стороной - подбором игроков, поддержкой хороших взаимоотношений между баскетболистами и тренерами. Не хочу сказать ничего плохого о "Динамо", но частые смены наставников не шли на пользу команде. У Пешича один стиль, у Блатта - другой… Год назад решили создать полностью российский продукт: молодой тренер - Сергей Базаревич, состав без легионеров. Думаю, работа удалась - результат оказался даже лучше, чем год назад (тогда бело-голубые заняли 6-е место, сейчас - 4-е. - Прим. А.С.). Просто в этом сезоне мы уделяли больше внимания игре, хорошей атмосфере в коллективе. Создать настоящую команду - это как раз то, что я умею.

- А в "Жальгирисе" чем занимались?

- Чем я там только за 17 лет не занимался! Когда только пришел в команду, работал доктором. Я ведь выпускник медицинского факультета университета Тарту. Этот эстонский вуз, наверное, был единственным в Союзе, где учили по специальности "спортивная медицина". Работал и в молодежной сборной Литвы с тогда еще начинающим тренером Йонасом Казлаускасом - в 1994-м мы вместе выиграли чемпионат Европы. А в клубе в эти годы уже больше сосредоточился на функциях менеджера. После распада СССР в баскетбольном хозяйстве Литвы нужно было все перестраивать. А людей нужной специальности было мало - гораздо меньше, чем сейчас. В 1998 году, когда я был уже генеральным директором, "Жальгирис" выиграл Кубок Сапорты (тогда - второй по значимости еврокубок. - прим. "СЭ"), а в следующем сезоне - Евролигу. Участвовал я и в организации NEBL - Североевропейской баскетбольной лиги. В Каунасе мы открыли школу Арвидаса Сабониса, которая, по сути, стала фундаментом и для клуба, и отчасти для сборной Литвы. Создали свой тренировочный центр, выиграли молодежную Евролигу, начали работу по строительству новой арены для "Жальгириса" на 15 тысяч зрителей. Кстати, этот дворец планируется открыть к следующему сезону. За многие годы работы мне довелось поездить по Европе и даже пройти стажировку в НБА. А вчера (во вторник. - Прим. А.С. ) мне с поздравлениями позвонил Шарунас Марчюленис. Вместе вспоминали прошлое. Получается, к одной лиге я только пальцем прикоснулся, к другой чуть побольше, третьей занимался вплотную…

- Вы ведь стояли и у истоков современной Евролиги - в качестве руководителя "Жальгириса". Десять лет назад ситуация в европейском баскетболе была во многом похожа на ту, что сложилась сейчас в российском. Тогда клубы тоже решили вывести свой турнир из-под контроля федерации и фактически с нуля создать собственное соревнование. Уместны ли параллели?

- Абсолютно. И тогда и теперь клубы пришли к выводу, что пора что-то менять. Я даже помню, как ко мне в "Жальгирис" приезжали руководители FIBA-Europe. Сначала угрожали - мол, если не останетесь под эгидой европейской федерации, всех игроков дисквалифицируем. Но мы все равно сказали твердое "нет". Тогда нам стали предлагать денежную компенсацию за участие в так называемой супролиге. В результате несколько ведущих клубов ФИБА все-таки уговорила - "Панатинаикос", ЦСКА, "Маккаби". Но уже через год, в сезоне-2001/02, и они перешли в Евролигу ULEB.

- Вашу кандидатуру на пост главы новой российской лиги выдвинул президент ЦСКА Андрей Ватутин. Как вы об этом узнали?

- Об этой идее Андрей сообщил мне за несколько дней до собрания. Я отдавал себе отчет, что, скорее всего, получу поддержку со стороны клубов. Но полной уверенности не было до самого конца. А в итоге - позволю себе немного похвастаться - мою кандидатуру встретили аплодисментами. Конечно, предложение Ватутина стало для меня сюрпризом. Все-таки я человек одной команды, умеющий понимать все тонкости взаимоотношений внутри коллектива. А тут - целая лига. Что ж, в этой области опыт тоже имеется. В "Жальгирисе" я много контактировал и с Евролигой, и с испанской ACB. В ближайшее время планирую снова посетить Испанию. Нам ведь ничего изобретать заново не надо - в Европе уже все работает. Будем использовать и российский опыт, и лучший зарубежный. Уверен, что смогу найти с клубами общий язык - при помощи Ватутина, а также его заместителей в совете лиги - Евгения Богачева и Александра Красненкова (президенты УНИКСа и "Спартака" соответственно. - Прим. А.С.).

- Что именно вы хотите позаимствовать у ведущих европейских лиг?

- В первую очередь - ясность с календарем. И со статусом самой лиги. Нужно найти имя, бренд - чтобы, услышав его, все тут же понимали: "А-а, это та самая баскетбольная лига, в которой играют каждую неделю по субботам и воскресеньям". Каких только предложений не звучало по расписанию! И организовать туровую систему, и играть сдвоенные матчи… Нет, хватит! Не надо больше ничего "мутить". И так уже в российском календаре никто ничего не понимает - ни болельщики, ни журналисты, ни телевидение! По-хорошему телекомпании должны знать расписание игр на год вперед - ведь сетка вещания составляется заблаговременно. Если они будут знать, что им нужно выделять эфирное время ровно раз в неделю, по фиксированным дням и в фиксированные часы, тогда и организовать трансляции будет гораздо проще. Мне возражали: "А как же НБА, в которой играют каждый день?" Но НБА - это космос, другой мир. Туда нам смотреть пока рано.

- И все-таки у России есть своя специфика. Страна очень большая, и, например, тому же "Енисею" гораздо удобнее проводить подряд три матча дома, а затем в течение недели играть на выезде с ЦСКА, "Динамо" и "Химками"…

- С точки зрения экономии средств это выглядит разумно. Но потом те же самые команды жалуются, что им по три недели не с кем играть. И вынуждены искать спарринг-партнеров, в том числе за рубежом. А ведь на проведение сборов тоже нужны деньги, и немалые. В том же "Енисее" есть американцы, а они вообще тренироваться не очень любят - только играть. К тому же никакие контрольные матчи не заменят соревновательной практики. Повторю еще раз: прежде всего нужна определенность. А когда она придет, можно будет рассуждать о таких понятиях, как уважение и порядочность. На первом собрании, которое я проведу в качестве гендиректора лиги, планирую обратиться к руководителям клубов. Сейчас в России их зачастую можно увидеть сидящими рядом со скамейкой команды, кричащими на судей и друг на друга. Когда в Испании играют "Реал" и "Барселона", их президенты сидят в VIP-ложе рядом, и после матча один поздравляет другого с победой. А ведь эти клубы - непримиримые соперники с бюджетом по полмиллиарда каждый! Вот к чему надо стремиться.

Разговаривал вчера с другом из Франции. Зашла речь и о вылете их футбольной сборной с чемпионата мира. Друг сказал, что разгоревшийся в команде грандиозный скандал - это отражение состояния всей страны. Во Франции сейчас постоянно происходят политические склоки, забастовки… При создании новой лиги мы тоже должны создать некоторое "отражение". Но брать при этом нужно только хорошее. Вот перестанут в России тренеры кидаться друг в друга баскетбольным мячом - тогда и у нас все будет хорошо.

- Вы уже провели в новом качестве несколько встреч. Чему они были посвящены?

- Пока эти встречи и телефонные переговоры носят неофициальный характер. У новой лиги еще нет ни юридического лица, ни банковского счета, ни даже собственного офиса. Кстати, глава УНИКСа Богачев позвонил и предложил помощь - возможно, он попросит московских коллег-банкиров посодействовать нам в получении помещения. Сразу чувствуется рука сильного президента. В ближайшее время я сформирую штаб своих помощников. Как я уже говорил, нужны шесть-семь человек.

- Это будут сотрудники, освобожденные от работы в клубах, как и вы?

- Обязательно. Присутствие интересов отдельных команд в руководстве лиги недопустимо. Нужен совершенно "чистый" коллектив. Во-первых, финансист. Во-вторых, собственный юрист либо договор с юридической компанией. Ведь со временем придется оформлять права на трансляции. Не будем же мы сами контракт составлять. Я очень люблю, чтобы со мной работали умные и понимающие люди. Нужны два департамента - маркетинговый и спортивный, отвечающий непосредственно за проведение чемпионата. Также необходим собственный интернет-сайт.

- Уже определились с кандидатурами?

- Знаете, в понедельник после заседания не успел выйти из зала, а уже посыпались предложения "вот тот-то разбирается в маркетинге, тот-то может тебе наладить контакты с телевидением…" Но я не хочу, чтобы сотрудники лиги были связаны интересами с кем-то или с чем-то. Вообще-то за три года в России я сформировал для себя мнение о многих из тех, кто работает в здешнем баскетболе. Но на некоторые должности стоит взять специалистов со стороны. Иногда лучше пригласить новых людей, чем переучивать "старых волков".

Антон СОЛОМИН