Газета Спорт-Экспресс № 137 (5310) от 24 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

24 июня 2010

24 июня 2010 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2010

Группа F. Матч № 41. Сегодня СЛОВАКИЯ - ИТАЛИЯ

Сегодня на стадионе "Эллис Парк" победителям прошлого чемпионата мира и дебютантам нынешнего предстоит выяснить, кто из них продолжит борьбу в Южной Африке, а кто отправится домой.

КАКАЯ МУХА УКУСИЛА ВАЙССА?

Йоханнесбург. Стадион "Эллис Парк".

18.00 (Первый канал - 18.00).

Судьи: УЭББ. Кэнн, Малларки (все - Англия) .

Борис БОГДАНОВ

из Претории

ПАСТУШЬЕ СЧАСТЬЕ

Кому что в Южной Африке останется на память о чемпионате мира, а вот футболистам из команды "Аркадия Шепардс" выпало счастье получить в свое распоряжение поле, готовое соперничать качеством с газонами "Грин Пойнта" или "Соккер Сити". Любительский клуб из Претории едва ли когда-нибудь дождался бы такого от городского муниципалитета, которому принадлежит его стадион "Каледониан". И все благодаря тому, что по-спартански скромный десятитысячник на стыке столичных районов Аркадия и Саннисайд избрала местом тренировок на время пребывания в ЮАР одна из команд - участниц ЧМ-2010 - сборная Словакии.

Деньги за аренду стадиона идут в городскую казну, зато на новом поле в следующем сезоне будут принимать соперников по региональной лиге "Пастухи" - так переводится название клуба. При чем здесь пастухи - никто корреспонденту "СЭ" объяснить не смог. А может, "Пастыри"? Есть ведь и такое значение у этого слова, а африканеры известны набожностью. Почему именно они, потомки голландских и французских поселенцев, долгое время правившие Южной Африкой? Да потому что когда-то, в свои лучшие времена, "Аркадия Шепардс" выступал в ныне упраздненной Национальной футбольной лиге ЮАР, в которой играли исключительно белые. И хотя в чемпионате НФЛ ни разу не побеждал, но Castle Cup, второй по значимости трофей, в 1974 году брал.

Не будем, впрочем, обольщаться давним титулом: белая футбольная лига большой роли в спортивной жизни государства апартеида не играла: у представителей правившей Южной Африкой расы в чести были регби и крикет. Собственно, так обстоит дело и сейчас, когда с дискриминацией в спорте (а заодно и с НФЛ) покончено.

- Конечно, регби для нас остается игрой номер один. Вторая - крикет, хотя за "Бафана Бафана" мы все искренне переживаем, - признался мне Стефан Стокер, назначенный отвечать за новое поле "Каледониан". Мы беседовали с ним во время тренировки сборной Словакии и матча ЮАР - Франция, о ходе которого нас информировали вездесущие вувузелы: дважды во время разговора окрестности оглашал мощный рев, возвещая о голах, забитых хозяевами в Блумфонтейне.

- Что представляет собой "Аркадия Шепардс" сегодня?

- Маленький клуб, который сюда приходят поддержать жители близлежащих кварталов. Аншлагов на "Каледониан" не бывает: большинство тех, кто любит футбол, болеют за большие профессиональные команды, выступающие в премьер-лиге, - такие как "Мамелоди Сандаунз", "Кайзер Чифс" или "Суперспорт Юнайтед". "Шепардс" - клуб частный, владеет им местный бизнесмен, некто Рикки - фамилии не назову, я его никогда не видел.

- А почему, на ваш взгляд, футбол в Южной Африке все же уступает в популярности регби?

- "Спрингбокс" (так по имени антилопы, считающейся символом страны, называют сборную ЮАР по регби. - Прим. "СЭ") подарили нам первый чемпионат мира, который Южная Африка приняла после прекращения международной изоляции в области спорта. Он состоялся в 1995-м, и это был настоящий прорыв! Наши тогда стали обладателями Кубка мира, да и вообще южноафриканские регбисты - одни из лучших. "Бафана Бафана" такое и не снилось.

- Почему?

- Лично я думаю, что вся проблема - в тренерах. Их в сборной меняют как перчатки, и ставку постоянно делают на иностранцев. Те сменяют друг друга, и ни у одного ничего не получается.

- Но Карлос Алберту Паррейра считается специалистом мирового класса, выигрывал чемпионат мира...

- Все верно, но он не понимает наших реалий. Паррейра, как и его предшественник Жоэл Сантана, пытается привить африканским игрокам бразильский футбол. Ничего не выходит: каждой стране присущ свой стиль игры, а у нашей сборной в результате экспериментов с иностранцами его нет. Между тем у нас есть и свои специалисты высокого уровня - Клайв Баркер, Гэвин Хант... Вот у "Спрингбокс" принцип четкий: тренер сборной может быть только южноафриканцем. И посмотрите, чего мы добились в регби.

РЭМБО ИЗ ТРЕНЧИНА

Пожелав успехов южноафриканским регбистам и футболистам (к тому времени вувузелы возвестили всей Претории о втором мяче, забитом в ворота французов в Блумфонтейне), я расстался со Стефаном: на "Каледониан" меня привело все-таки желание побывать на тренировке сборной Словакии.

Дебютанты чемпионата мира за роскошью не гонятся: в Претории наш старый знакомый Владимир Вайсс и его подопечные поселились в уютной гостинице "Виллас" неподалеку от стадиона "Лофтус Ферсфелд". Всем хорош отель - только вот условий для столь важных в тренировочной процессе восстановительных мероприятий в нем не оказалось. Проблему словаки решили, отыскав неподалеку СПА-центр. "Каледониан" в качестве места занятий их тоже вполне устраивает: поле отличное, а все остальное не важно - от гостиницы езды пять минут, так что ни раздевалка, ни душ не требуются.

Толп поклонников в отличие от португальцев, бразильцев или англичан сборная Словакии здесь не собирает, команда журналистов, сопровождающих команду, тоже не может соперничать числом с коллегами, освещающими пребывание фаворитов турнира. Но охраняют здесь словаков не менее тщательно, чем любую из самых звездных команд. В чем автор этих строк убедился, понаблюдав за их приездом на "Каледониан".

О приближении футбольного кортежа возвестили сирены, и к воротам стадиона подлетел полицейский на мотоцикле. За ним - микроавтобус, из которого на ходу выпрыгнул его коллега, жестами прогоняя некстати припарковавшиеся перед въездом машины. Следом подкатил автобус с командой, дальше - три мини-вэна, видимо, с персоналом сборной, потом - машина " скорой помощи" и грузовичок, с которого спрыгнули несколько спецназовцев в бронежилетах, касках и с автоматами наизготовку... Замыкали колонну еще два полицейских мотоцикла с мигалками, прикрывавшие тыл колонны и сдерживавшие поток обычных машин. Вся эта армада с трудом протиснулась в ворота, которые тут же захлопнулись, пропустив вслед только журналистов - на глазок десятка три.

Но это еще не все. С собой словаки привезли и собственную охрану - человек пять громадных мужиков, одного вида которых достаточно, чтобы отказаться от мыслей о любом посягательстве на безопасность футболистов. Двое расположились у входа в тоннель, ведущий к полю, их напарники - перед трибуной с журналистами. Все в черных перчатках и с переговорными устройствами.

- Зачем перчатки? Да вот, смотри, - согласился удовлетворить репортерское любопытство один из них. Невесть откуда в его правой руке возник ножичек вроде того, которым так ловко орудовал американский спецназовец Джон Рэмбо. С невозмутимой ухмылкой словак не спеша полоснул лезвием по собственной ладони: - Видал?

На перчатке не осталось и следа. Вспомнилась услышанная от коллег история о том, как еще до чемпионата, когда словацкая делегация приезжала в Южную Африку на рекогносцировку, офицера безопасности сборной попытались грабануть в такси: двое местных "цоци" (так в Южной Африке зовут бандитов) показали ему нож и предложили отдать деньги и мобильник. Оба, говорят, сильно об этом пожалели. Серьезные ребята словаки...

- Сам-то откуда?

- Из Тренчина. А ты?

- Из Москвы.

- О, бывал я в Москве!

- Тоже охранял кого-нибудь?

- Нет, в ЦСКА тренировался. У Миши Мамиашвили. Борец я, классик, понял?

МАТ "ПОД ЗАПИСЬ"

Отвлекаться на дальнейшие разговоры борцу было недосуг - служба. На поле за его широкой спиной тем временем ничто не говорило о том, что впереди у словаков ключевой матч против чемпионов мира, дающий им шанс продлить пребывание в Южной Африке. Выглядели они скорее расслабленными, чем сосредоточенными, работали как-то не напрягаясь. Размялись, постучали по воротам, поиграли в "квадратах"...

Кто-то вдруг с дикой силой запустил шутки ради мяч на трибуну, где толпились журналисты, - и тот артиллерийским снарядом просвистел мимо уха вашего корреспондента, гулко ухнув о бетонные ступеньки. Да и штаб сборной пребывал, похоже, в безоблачном настроении. Разве что обычно словоохотливый Вайсс-старший на этот раз не проронил ни слова - услышав, как его окликают по-русски, только улыбнулся да приветливо помахал рукой.

Молчание главного тренера словаков было, думаю, связано не только с важностью предстоявшей ему игры. Как ни удивит это знакомых с экс-наставником "Сатурна" россиян, у него здесь произошел серьезный конфликт с журналистами. В понедельник, на следующий день после проигрыша Парагваю, Вайсс встретился с ними у себя в гостинице, причем мероприятие на его беду было официальным, под эгидой ФИФА. Ответил на пару вопросов, а потом словацкие коллеги задали ему третий - в чем он видит свои ошибки в игре с парагвайцами. И в ответ услышали: "Да пошли вы..." - далее разъяснялось, куда именно. С этими словами Вайсс встал и вышел из помещения.

- С ним такое уже случалось? - поинтересовался я вчера у одного из словацких журналистов, вместе с которыми приехал на предматчевую тренировку их команды - теперь уже закрытую. Проходила она, кстати, не на "Эллис Парке", а на том же "Каледониан": время на переезды Вайсс решил не тратить.

- Случалось. Вот только на этот раз его слова впервые были сказаны "под запись", и их прочитала вся Словакия, да и международные агентства моментально его процитировали.

- Удивительно - ведь у нас в России его все знают как человека общительного, милого. Для нас, журналистов, он всегда был находкой: прокомментировать что-то - пожалуйста, интервью дать - без проблем. Какая муха его укусила?

- На чемпионате мира психологический пресс - не чета клубному, а для Словакии это ведь первый подобный опыт. И тренер давление ощущает, и игроки, и мы. А тут еще игра не клеится - вот и сдали нервы.

- И что теперь?

- Да сами не знаем. Он с того дня с нами не общается. Вот стоим, ждем. Может, подойдет извиниться, а может, опять пошлет туда же...

Подойти Вайсс подошел, но ни извиняться, ни посылать никого не стал. Вместо этого сказал несколько слов о сегодняшней игре - спокойно, вежливо, будто и не было никакого конфликта:

- Да, теперь нам надо обыгрывать Италию, и сделать это будет очень трудно. Но терять нам нечего: в конце концов это они фавориты, а мы - дебютанты. Прессинг, конечно, все равно велик, но постараемся его преодолеть и сделать то, за чем сюда прежде всего и приехали: получить удовольствие от футбола. Ну и сюрприз преподнести, если получится.

И отправился в автобус. А пресс-атташе сборной Марианна Чижмарова на мой вопрос, как все-таки предполагается выходить из неприятной ситуации, пояснила:

- Решили так: сейчас всем надо сосредоточиться на матче с Италией. А о том, как уладить конфликт, будем думать после того, как сыграем.

ЦЕНТУРИОНЫ ЛИППИ

Тем временем Марчелло Липпи свою команду в Йоханнесбург тоже не повез, а остался работать с ней там же, где и всегда, - в городке близ Претории, название которого итальянцам подходит лучше некуда: Сентурион. Там в распоряжение "Скуадры" предоставлен стадион местного колледжа.

В отличие от моего коллеги Владимира Константинова, на днях подробно рассказавшего читателям "СЭ" о том, как готовятся к матчам центурионы Липпи, автору этих строк вчера подглядеть за ними удалось, что называется, лишь краешком глаза. Накануне игры со словаками, которая для чемпионов мира еще важнее, наверное, чем для соперника, маэстро журналистов на тренировку допустил только на четверть часа.

За это время его подопечные успели лишь немного подурачиться с мячами на дальнем конце поля, выслушать тренерскую установку да приступить к разминке. После чего охранник-итальянец (словацким с виду неровня: борец из Тренчина такого уложил бы одной левой) предложил нам удалиться.

Как и над чем работает "Скуадра адзурра", посмотреть не вышло, но от итальянских коллег я узнал, что накануне Липпи наигрывал уже третью с начала турнира схему: после "парагвайской" 4-2-3-1 и "новозеландской" 4-4-2 решил попробовать вариант 4-3-3. В лагере чемпионов мира мне повезло встретить старого знакомого - Фабио Ликари из миланской La Gazzeta dello Sport. И получить от него кое-какую информацию.

- Говорят, Пирло восстановился?

- Действительно, говорят, но со словаками играть он не будет, и это очень печально. Пирло только вчера (во вторник. - Прим. "СЭ") впервые после травмы принял здесь участие в двусторонке.

- А как дела у Буффона?

- Пока тоже не готов. Вроде бы идет на поправку, но спина его по-прежнему беспокоит. Когда вернется в строй, никто толком не знает. Ну да это не беда - в конце концов Маркетти тоже хороший вратарь, так что без Буффона мы как-нибудь переживем. А вот без Пирло... С ним у нас одна команда, без него - совсем другая.

- Как настроение в сборной?

- Не слишком хорошее: два очка в двух матчах к особому оптимизму не располагают. Не выйти из группы будет катастрофой.

- Ну, в 82-м Италия на групповом этапе набрала всего три очка, а потом выиграла чемпионат, - попытался я утешить приятеля. В ответ он покачал головой:

- То было в 82-м, а сейчас 2010-й...

Если уж вспоминать историю, то можно добавить, что начиная с ЧМ-1978 в Аргентине итальянцы всегда выходили из группы. И им очень не хочется повторить печальное достижение сборной Франции, которая в 2002-м приехала в Корею в ранге чемпиона мира, но собрала чемоданы после группового турнира, не одержав в нем ни одной победы.

И

В

Н

П

М

О

1. Парагвай

2

1

1

0

3-1

4

2. Италия

2

0

2

0

2-2

2

Н.Зеландия

2

0

2

0

2-2

2

4. Словакия

2

0

1

1

1-3

1