Газета Спорт-Экспресс № 129 (5302) от 15 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

16 июня 2010

16 июня 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 8-й этап. ГРАН-ПРИ КАНАДЫ

"МАКЛАРЕН" ВЫИГРАЛ "РЕЗИНОВЫЙ ПОКЕР"

Вторым подряд дублем "Макларенов" завершился канадский уик-энд сезона-2010. Главные фавориты чемпионата мира из "Ред Булла" потерпели довольно ощутимое поражение, сумев финишировать лишь на 4-м и 5-м местах. Льюиса Хэмилтона победа вывела в лидеры общего зачета.

Даже не знаю, каким богам воспевать эпиталаму за то, что в календарь "Формулы-1" после годичного отсутствия вернулся канадский этап. Гонки на автодроме имени Жиля Вильнева на острове Нотр-Дам посередине реки Святого Лаврентия в Монреале никогда не бывают скучными. Как же не хватало этого любимого всеми этапа год назад!

Событий произошло столько, что сознание едва успевало их все фиксировать. Обгонов, столкновений, рискованных маневров, поединков колесо к колесу хватило бы на иной сезон.

Главную интригу уик-энду обеспечило безжалостное отношение канадской трассы к покрышкам. Еще в пятницу стало ясно, что асфальт жрет резину, как голодный зверь добычу. Что даже более жесткий состав здесь начинал крошиться так быстро, что у гонщиков (а по большей части у инженеров) вскипали мозги при любых попытках выработать приемлемую стратегию гонки и хоть как-то снизить опасность преждевременного износа покрышек.

"Резиновый покер" начался еще в квалификации, когда оба "Макларена" и "Феррари" Алонсо свои заключительные быстрые круги проходили на мягкой резине, а оба "Ред Булла" - на более жесткой. Это означало, что в воскресенье у этой пятерки будет разная стратегия, ведь правилами оговорено обязательное использование в гонке резины обоих составов.

После воскресного финиша босс "Макларена" Мартин Уитмаш признался, что в британской конюшне не было полного одобрения выбранной для Хэмилтона и Баттона стратегии. Многие были уверены, что стартовать на мягкой резине - ошибка. Вышло наоборот. Маклареновцы сработали просто идеально, особенно в том, что касалось выбора момента для пит-стопов, и в итоге переиграли в этом компоненте "Ред Буллы"! Как признался после финиша Себастьян Феттель, он был очень удивлен тем, что, заезжая на первый пит-стоп лидером, выехал с него на четвертом месте. "Соперники, как мы и надеялись, заехали за резиной раньше, чем мы, и их погоня за победой должна была бы здесь и закончиться, - сказал Феттель. - На выезде они должны были попасть в трафик, но этого не произошло!"

Второго "торреро" - Марка Уэббера, лидировавшего ощутимую часть гонки, - также подвела резиновая стратегия. Софт он оставил на самый финиш, рассчитывая до этого пит-стопа как следует оторваться от конкурентов, но оторваться не вышло, потому что Хэмилтон, Баттон и Алонсо, как выяснилось, с резиной умеют обращаться более бережно. Оттянутый пит-стоп стоил Уэбберу не только победы, но и места на подиуме.

Украшением монреальской гонки стали схватки лидеров. Красивейший обгон Уэббером Баттона в борьбе за 4-е место, атака Феттеля на лидирующего Хэмилтона на первых кругах. А потрясающий поединок Алонсо и Хэмилтона на пит-лайн, когда "Феррари" обслужила испанца быстрее конкурента? Когда "Макларен" отпускал своего пилота, Алонсо был уже напротив боксов англичан. Хэмилтон чуть не отрядил бывшего напарника в стену, но успел взять контроль над машиной, и остаток гаражного переулка два болида прошли колесо к колесу, и лишь на выезде Алонсо таки переупрямил Хэмилтона! Потом эти двое атаковали Буеми, оказавшегося в лидерах после пит-стопов Феттеля и Уэббера, - с той лишь разницей, что у каждого была своя задача. Хэмилтону удалось, использовав швейцарца как своего рода ретардер, переиграть и обогнать испанца. Но двукратный чемпион мира сдаваться не собирался. "Феррари" повис на хвосте "Макларена", как питбуль, не отпуская того больше чем на 0,8 секунды, и вскоре схватка колесом к колесу возобновилась. Закончилась она, правда, заездом Хэмилтона на второй пит-стоп, но нервы пощекотала всем.

Во второй половине гонки, в районе 50-го круга, британец и испанец снова приковали к себе взгляды, начав неумолимо догонять лидировавшего Уэббера. И тут Хэмилтон сумел использовать Уэббера как подушку безопасности от настырного испанского конкистадора. Уэббер после обгона Хэмилтона на короткое время оказался между ним и Алонсо, что позволило Льюису создать себе некоторый просвет и перевести дух.

А вот Алонсо ничего перевести не успел, потому что к нему, как по рельсам, подъехал Баттон и начал прессинговать. И снова на помощь маклареновцу при обгоне феррариста пришел третий - на этот раз им оказался круговой Чандхок, не успевший вовремя подвинуться, чтобы пропустить Алонсо. Это была настоящая феерия в исполнении двух чемпионов мира разных лет! "Было здорово смотреть за поединком этих двоих (кивок в сторону Алонсо и Хэмилтона), так сказать, с первого ряда, - сказал после гонки Баттон. - Было также здорово мудрить с резиной: одна только стратегия пит-стопов сделала гонку дьявольски непредсказуемой! Льюис был феноменален, и я сегодня получил большое удовольствие".

А уж какое удовольствие получили зрители! Вот честно - по горячим следам так и тянет назвать "Гран-при Канады" самой интересной гонкой из восьми прошедших. Но тут же начинаю сама себе возражать - а как же Турция с внутрикомандными схватками в "Ред Булле"? А Монако Уэббера? А обе победы Баттона, срежиссированные каким-то сверхъестественным образом?! И понимаю, что составить осмысленный рейтинг не получается.

Особняком стоит разве что этап в Бахрейне, так напугавший всех своей скучностью. Но, наверное, этому этапу и стоит сказать "спасибо" - не случись бахрейнской скукотищи, возможно, и не встряхнулась бы так "Формула-1"!

В заключение - о злоключениях Петрова. Для Виталия это был дебют в Северной Америке на абсолютно нехарактерной для нынешней "Формулы-1" (и автоспорта вообще) трассе с непростым характером и ни на что не похожей атмосферой, в труднейших даже для опытных бойцов условиях. На тренировках и в квалификации россиянин выглядел вполне достойно, хотя в итоге так и не смог совладать с резиной. "Во втором сегменте мне никак не удавалось как следует прогреть задние покрышки, - сказал Виталий. - Я сделал три круга, пытаясь заставить их работать, но не вышло. Главная проблема возникала на торможении, когда я фактически терял задний мост". Относительно неудачная квалификация, видимо, придала нашему пилоту дополнительную мотивацию.

Мы все знаем, как умеет стартовать Выборгская Ракета, но повышенный азарт на этот раз сыграл с Виталием злую шутку - он совершил фальстарт. К тому же его развернуло при попытке атаки, он повредил переднее антикрыло, которое вынужден был менять. "Потом были два штрафных проезда по пит-лайн, которые отбросили меня еще дальше. В общем, это не та гонка, которую хочется помнить, но все равно - бесценный опыт для меня, - заметил Петров. - Я сумел добраться до финиша и как следует познакомиться с этой трассой, что поможет мне в следующем году".

Ольга ЛИНДЕ