Газета Спорт-Экспресс № 122 (5295) от 5 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

5 июня 2010

5 июня 2010 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Плей-офф

Поздно вечером в четверг комиссия по расследованию инцидента со скандальной аудиозаписью получила письменные показания последнего из "подозреваемых" - Максима Астанина .

СКОЛЬКО МОЖНО "ВКЛЮЧАТЬ ДУРАКА"?

Напомним, что Астанин, работавший инспектором на четвертьфинальных матчах "Динамо" - "Локомотив" 13 и 14 мая, не участвовал в опросе "подозреваемых" (cудей Сергея Буланова, Сергея Круга, Владимира Разбежкина и комиссара Ефима Рессера), состоявшемся 28 мая, так как находился в больнице. Поэтому комиссия передала ему вопросы в письменном виде через адвоката Михаила Степанова, который представляет интересы Астанина в данном деле. Вот перечень этих вопросов:

1. Испытывали ли вы давление от кого-либо с момента опубликования аудиозаписи в интернете до настоящего времени? Если да - то от кого и в какой форме?

2. Разговор на аудиозаписи является единым или скомпонованным из двух или нескольких частей?

3. Оказывал ли на вас кто-либо давление до, во время, после или в течение всей серии игр? Если да - то кто и в какой форме?

4. Вы оказывали давление на судейскую бригаду с целью повлиять на результат матча или матчей?

5. Высказывались ли вами пожелания судейской бригаде по поводу их работы на матче или матчах серии 1/4 финала "Динамо" (Москва) - "Локомотив-Кубань"? Если да - то какие именно это были пожелания?

6. Согласно анонимной аудиозаписи, вы упоминаете прозвища неких людей, которые якобы были заинтересованы в результате матча или матчей. Кого конкретно вы имели в виду и располагаете ли вы фактами, что у кого-либо была такая заинтересованность?

7. Предлагали ли вам другие формы вознаграждения, кроме официального гонорара? Если да - то кто именно, сколько и в какой форме?

8. Заходил ли в судейскую раздевалку кто-нибудь из посторонних, не предусмотренных регламентом, лиц до игры, в перерыве и после игры? Если да - то кто и когда?

9. Вы лично вели аудиозапись, опубликованную в интернете, или известно ли вам о том, кто это сделал?

Ответ Астанина написан от руки на шести страницах. Мы публикуем его текст без сокращений, с сохранением орфографии оригинала:

На поставленные вопросы поясняю следующее.

С момента опубликования аудиозаписи в интернете и до настоящего времени на меня никто никакого давления не оказывал. Однако после опубликования записи корреспонденты различных масс-медиа стали осаждать меня, добиваясь интервью и моих комментариев по поводу этой записи. При этом они, узнав мой домашний телефон, стали звонить мне домой, задавать вопросы не только жене, но и детям. Все это привело к нервному срыву и ухудшению здоровья, в результате чего я оказался в госпитале.

Разговор на аудиозаписи является не единым, как это утверждает анонимный автор, опубликовавший запись в интернете, а представляет собой искусно смонтированный монтаж, состоящий из отдельных многих кусков. Причем эти куски взяты из различных временных интервалов. Так, часть разговора, происходившего после завершения игры, вмонтирована таким образом, что создается видимость, якобы разговор происходил в период перерыва между 1 и 2 и 3, 4 четвертями. Это полностью подтвердили результаты экспертного исследования, проведенного по инициативе моего адвоката Степанова М. Н.

Никакого давления на меня до начала, во время и после игры, а также в течение всей серии игр никто ни в какой форме не оказывал.

Так же как и я никакого давления на судейскую бригаду с целью повлиять на результат матча или матчей не оказывал. Хочу отметить, что я, как главный специалист мужской баскетбольной суперлиги, участвую в проведении матчей не первый год, и за весь этот период ни разу никто не упрекал меня в том, что я якобы оказывал на кого-либо какое-то давление с целью повлиять на результат матча.

О том, что и в ходе проведения данных матчей я не оказывал ни на кого давления с целью повлиять на исход матча, может подтвердить судейская бригада. Об этом свидетельствует и тот факт, что руководство клуба "Динамо" (Москва) с жалобами или претензиями о необъективности судейства не обращалось. Об этом же убедительно свидетельствует и результат матча в пользу команды "Динамо" (Москва), иначе был бы иной результат.

Перед началом матча я, как инспектор, всегда высказываю судейской бригаде пожелания судить непредвзято и объективно, не допускать грубости и не оставлять без внимания нарушения правил со стороны любого из игроков. Не явился исключением и этот матч, как и все матчи серии между командами "Динамо" (Москва) - "Локомотив-Кубань" (Краснодар).

Я, как обычно, высказал судейской бригаде эти пожелания, с учетом того, что конфликт между этими командами уже был осенью прошлого года.

В ходе обсуждения матча возник вопрос о том, что темнокожие игроки, играющие в команде "Локомотив-Кубань", высказывают в адрес судей оскорбительные замечания, причем говорят все это на английском языке, которым не все судьи свободно владеют, и поэтому кому-то из них захотелось узнать, что именно они говорили. В ответ на это я в шутку упомянул, что позвони чёрному (я имел в виду, что если он хочет узнать дословно, то пусть позвонит игроку) и этот темнокожий игрок сам все ему объяснит.

Результатами исхода матча всегда заинтересованы тысячи болельщиков и поклонников каждой из команд, как и члены самих команд, что вполне естественно. Но никаких фактов заинтересованности с целью каким-либо образом повлиять на исход матча мне не известно.

Никто мне никакого вознаграждения, кроме официальной оплаты, согласно регламента, не предлагал.

В судейскую раздевалку в период матча при мне заходил бухгалтер клуба, администратор клуба "Динамо" Мирошников А., судья основного протокола. Дополнительно хочу обратить ваше внимание на тот факт, что перед игрой во время перерыва вся судейская бригада пила чай и кофе, при этом грязная посуда оставалась на столе, а когда мы возвращались в раздевалку, вся посуда была чистой. Это свидетельствует о том, что в наше отсутствие туда кто-то заходил.

Я аудиозаписи разговора не вел, кто именно вел эту запись, мне неизвестно. Из выводов экспертного исследования следует, что источник звукозаписи не располагался ни на одном из присутствовавших в комнате лиц, а был установлен в комнате заранее.

Периодический фоновый сигнал, похожий на сердцебиение, на самом деле является внутренним сигналом записывающего устройства.

Таким образом, я могу лишь предположить, что аудиозапись проводилась лицом или лицами, которые имели беспрепятственный доступ в судейскую раздевалку и возможность незаметно установить и забрать записывающее устройство, а затем сфабриковать монтаж аудиозаписи с якобы "сердцебиением".

Могу только предположить, что вся анонимная аудиозапись с высококачественным монтажом разговора и наложением фона сердцебиения появилась с целью компрометации руководства мужской баскетбольной суперлиги и федерации баскетбола и сделать ее мог только тот, кому это выгодно.

02.06.10

Астанин М.В.

Напомним, что из записанного разговора следует: именно Астанин уговаривал судей обеспечить победу "Локомотиву". Его слова - "Динамо" надо было прикрутить. Фолами остановить это нападение" и "два туда - один туда" - звучат совершенно недвусмысленно. Это можно называть давлением, можно - пожеланием (именно такая формулировка содержится в ответах судей), но сути дела это не меняет. Кстати, непонятно, почему комиссия не задала Астанину конкретного вопроса по перечисленным выше формулировкам. Интересно, как он смог бы их истолковать?

Зато в списке под шестым номером значится вопрос, прозрачно намекающий на некоего Чёрного, которого в записанном разговоре упоминал Астанин. Его объяснения на сей счет - мол, речь идет вовсе не о президенте РФБ Сергее Чернове, а об одном из американских легионеров "Локомотива" - могут вызвать разве что улыбку. Потому что слова "позвони Чёрному, он тебе все скажет" Астанин адресует вовсе не кому-либо из судей, а Рессеру. И тот немедленно отвечает: "А что? Мы скажем - проиграли сами. И все".

Вы можете себе представить, что комиссар примется названивать Джеральду Грину или Андре Оуэнсу и объяснять ему причины поражения "Локо"? Вот и я не могу. Что же касается непонимания судьями англоязычных оскорблений, то эта тема действительно присутствует в записанном диалоге, но в совершенно ином контексте. Буланов цитирует кого-то из обращающихся к нему во время матча динамовцев, а затем и свой ответ: "Вы дали Жуканенко технический, а эти чёрные вас с говном мешают - вы молчите". Я говорю: "Да мы не понимаем по-английски половину. Что он там сказал - не знаю". Тоже "дурака включаю" по-своему".

То есть на самом деле Буланов прекрасно понимал смысл "комплиментов", которые безнаказанно отпускали ему легионеры "Локомотива". И самое интересное, что говорит он об этом минут через 10 после того, как Астанин упоминает пресловутого Чёрного! Установить это несложно, так как полные файлы, записанные подслушивающим устройством в судейской 13 и 14 мая, тоже выложены в интернет и подробно изучены журналистами "СЭ".

Похоже, Астанин решил взять пример с Буланова и тоже "включил дурака". Остается выяснить, рискнет ли прибегнуть к этой безотказной методике исполком РФБ, которому комиссия, завершившая свою работу, передала все собранные материалы. В заявлении, опубликованном на официальном сайте федерации, комиссия рекомендует провести исполком не позднее 20 июня в режиме открытого заседания - с участием не только всех "подозреваемых", но и представителей клубов, судейского комитета, журналистов и даже "представителей баскетбольной общественности".

Посмотрим, рискнет ли РФБ последовать этой рекомендации. Ведь перед столь широкой аудиторией дурака придется, наоборот, выключить. Или даже нескольких дураков.

Лев ТИГАЙ