Газета Спорт-Экспресс № 113 (5286) от 26 мая 2010 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4
ФУТБОЛ
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Некорректно комментировать сделку, вероятность которой одним из главных ее участников активно опровергается. Однако мы ведь с вами отлично понимаем, что такое настоящая, высокая коммерция. Это тайна, тайна и еще раз тайна. Кроме того, "Газпром" может вовсе не лукавить, отрицая факт переговоров о покупке акций "Милана". И тем не менее - купить эти акции. Но не в результате переговоров, а вследствие уже имеющихся договоренностей. Разница тонкая, согласен, но определяющая. И в существующих реалиях вполне возможная.
Итак, зачем "Газпрому" "Милан"? Если незачем, то и голову ломать не надо: забыли, проехали, пошли дальше. А если все-таки зреет такая идейка в верхах: помочь синьору Берлускони и прикупить треть клуба? Зачем это нашей газовой госмонополии?
Лучше всего на данный вопрос, конечно, ответил бы Алексей Миллер. Сделка по сути своей футбольная, а Миллер, напомню, с недавних пор вице-президент РФС. Исполком этого замечательного органа вполне мог бы поручить одному из своих членов - в случае если "Милан" действительно станет на треть российским - подготовить соответствующий доклад и отчитаться о возможных последствиях и выгодах такой покупки для всего российского футбола.
С другой стороны, система подчиненности в нашем футболе да и вообще в стране нынче довольно сложная. У нас не всякому предъявишь требование доложить о мотивах своих поступков. Да и "Милан" вполне способен понравиться "Газпрому" безотносительно перспектив развития российского футбола. Просто как бизнес-проект, скажем, или объект усиления коммерческого влияния госкорпорации на европейских партнеров. Какие тогда могут быть отчеты?
"Газпром" уже несколько лет является спонсором "Шальке", вкладывая в команду из Гельзенкирхена около 20 миллионов евро за сезон. Если будут куплены акции "Милана", то и в Италии, понятно, речь пойдет не о простом владении ценными бумажками, а серьезных инвестициях в "россонери". Хорошо это или плохо?
А бог его знает. Все, что касается политики и макроэкономики, уже давно не является предметом обсуждения руководства корпораций, даже государственных, с населением страны. Соответственно, делать какие-то выводы о пользе той или иной сделки нет никакой возможности. Нам дают понять: там, наверху, лучше знают, что для нас полезно, а что нет. И любезно избавляют публику от знания всех деталей того или иного события, предавая огласке лишь некоторые.
На прошлогодней встрече президента "Зенита" Александра Дюкова с журналистами "СЭ" прозвучал вопрос: "В стране более трети негазифицированных населенных пунктов. Уместно ли в такой ситуации тратить 20 газпромовских миллионов на Тимощука, 30 - на Данни?"
В ответ Дюков дал понять: мы весьма далеки от знания истинного положения дел в отрасли и в "Зените". Потому что населенные пункты "Газпром" активно газифицирует, а клуб на все свои кадровые прихоти берет кредиты, которые потом и отдает, активно на футболе зарабатывая.
Примерно та же ситуация с РЖД. Когда начинаешь возмущаться убогими электричками, оценивая их через призму бюджета "Локомотива", следует ответная реакция: РЖД зарабатывает на футбол грузовыми перевозками, так что электрички здесь ни при чем.
Думаю, в ситуации с "Газпромом" и "Миланом", если это вообще не выдумка итальянских газетчиков, мы также далеки от знания приводящих рычагов сделки и вряд ли ощутим на себе ее последствия. Часто ли мы сегодня вспоминаем о "Шальке"? Вот и о "Милане" скоро забудем. "Газпрому" газпромово, кесарю кесарево: с Берлускони и его клубом обычные и газовые российские власти с успехом разберутся без нас.
Кроме того, речь ведь не идет о владении контрольным пакетом акций. Стало быть, российские газовики нужны итальянскому премьеру прежде всего как инвесторы, не имеющие права решающего голоса. Развернуться им в Милане с таким пакетом не дадут, причем не только руководители клуба, но и его болельщики. На Апеннинах к их мнению, в отличие от России, принято прислушиваться.