Газета Спорт-Экспресс № 99 (5272) от 8 мая 2010 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
ФОРМУЛА-1
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 5-й этап. ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ
Вчера в Барселоне россиянин Виталий Петров показал в двух тренировочных сессиях перед "Гран-при Испании" 9-е и 16-е время, а великий Михаэль Шумахер дважды был третьим .
С ПРИЕЗДОМ БРАТА ДЕЛА У ШУМАХЕРА ПОШЛИ ВЕСЕЛЕЕ
Сергей БУТОВ |
из Барселоны |
НУЖЕН ЛИ РОССИИ "ГРАН-ПРИ РОССИИ"?
Вот вы говорите - "Формула", "Формула"… А вам доводилось видеть, на чем передвигаются в Испании сильные мира сего (в данном случае, мира "Формулы-1")? Именные парковки, расположенные между пит-лайн и паддоком, почти не охраняются, так что можно полюбопытствовать. Вот стоянка для машины генерального менеджера автодрома, вот - для президента Formula One Management. А тут, кажется, - для мэра городка Монтмело, ближайшего населенного пункта.
Но лучше я не буду называть вам марки автомобилей и года их выпуска. Зачем дискредитировать всех этих больших начальников? Возле любого мало-мальски приличного ночного клуба в Москве припаркованы машины в три, нет, в пять раз дороже, чем эти!
Резонный вопрос: отчего это спецкору "СЭ" вдруг Россия вспомнилась под солнечным-то испанским небом? Постараюсь объяснить - да поподробней.
Босс "Формулы" Берни Экклстоун вот уже который год обещает привезти к нам "королевские гонки". Пока это ни к чему конкретному не привело, но Экклстоун всякий раз умело играет на наших имперских замашках, и недавно разговоры разгорелись с новой силой, на этот раз о "Гран-при России" в Сочи.
Раз разгорелись - значит, вероятно, есть у того же Экклстоуна на то основания. Да и Виталий Петров во вчерашнем интервью "СЭ" выразил надежду, что ажиотаж в России вокруг "Формулы-1" материализуется во что-либо серьезное. Например, в строительство трассы.
Вечером в четверг на выходе из пресс-центра мне бросилась в глаза статистика посещения Circuit Catalunya за прошедший день. Трассу, расположенную в нескольких десятках километров от Барселоны, почтили своим вниманием 19 200 зрителей. При том что на самой трассе в этом день не произошло ровным счетом ни-че-го. Ну вышли один раз гонщики (да и то по одному) на пит-лайн, куда заблаговременно запустили купивших билеты зрителей, подписали автографы. Ну, механики команд распахнули двери боксов, обнажив очертания болидов, - велика забава!
На это, повторяю еще раз, пришло посмотреть почти 20 тысяч человек, и это, прошу отметить, были те, кто купил билеты. В общем, есть о чем задуматься. Особенно пока топаешь от трассы до железнодорожного вокзала Монтмело (а топать там будь здоров, минут по 35 в один конец).
Построить трассу для "Формулы-1" Россия, разумеется, в состоянии, мало ли в ее истории было строек века. Да мы течение рек в случае чего вспять повернем, а тут какая-то трасса! Но вот кто будет ее в том же Сочи посещать и кто на ней будет гоняться - вопросы в лучшем случае дискуссионные. Этап "Формулы-1", который не факт, что сразу дадут, в расчет не берем. Три дня в год - это не загрузка.
Для отрезвления разума стоит взять календарный план гонок на автодроме в Каталонии, тем более что вот он у меня под рукой. С конца февраля, когда команды "Формулы-1" приезжают сюда на тесты, и до середины ноября трасса забита местными и международными соревнованиями всех мастей практически под завязку. Кто назовет хотя бы пяток действующих гоночных серий в России, способных хоть как-то окупить эксплуатационные издержки гигантского сооружения? Какая команда отправится по воздуху в Сочи на предсезонные тесты, когда под боком Барселона, Валенсия, Херес-де-ла-Фронтера и масса других европейских трасс? Не лучше ли дождаться, пока у нас появится потребность в трассе "Формулы-1", чем построить, а затем ждать, пока появится потребность?
Массовая, а не узкоспециализированная болельщицкая автоспортивная культура, как сейчас, у нас тоже практически отсутствует. Стесняться этого не надо. С чего вдруг ей возникнуть, если о существовании Петрова большинство населения узнало лишь несколько месяцев назад.
Более того, из всего многообразия культур, объединившихся под вывеской "Формулы-1", в России пока развита лишь одна - умышленное превышение скорости за рулем. Отчаянные фанаты "Больших призов" в Сочи уж как-нибудь доберутся, когда дело от болтовни перейдет в плоскость серьезных финансовых затрат, но таких фанатов откровенно мало, чтобы заполнить трибуны.
Другая вечная тема - покупательская способность населения. Входные билеты на "Формулу" дорогие. Не будем сейчас говорить о специальных зрительских ложах, попасть в которые можно никак не менее чем за 3 тысячи евро (как раз эти ложи на "Гран-при России" будут раскуплены быстрее всего), но и билеты на самые заурядные (с точки зрения обзора трассы) места начинаются с 50 евро. Фактически это 2000 рублей.
Причем это именно минимум. Который для многих наших соотечественников, что должны будут составить основной костяк зрителей "Гран-при России", превышает всякий разумный максимум. Добавьте сюда дорогу до трассы, недешевые кофе-бутер-броды, обязательную сувенирную майку с логотипом "Мерседеса" и надписью "Михаэль Шумахер" за 60 евро или красную бейсболку с логотипом "Феррари" за 40. Вы считаете, что в Сочи или в Москве, куда давно сватают российскую трассу, цены будут ниже? Ха-ха!
Разумеется, не в одной только России автоспорт слабо развит. Аналогичные сомнения почти наверняка терзали тех, кто давал добро на строительство автодромов, скажем, в Бахрейне, Сингапуре и Малайзии (последний, к слову, совсем недавно был подвергнут Экклстоуном критике за малую посещаемость, вызванную не чем иным, как высокими ценами на билеты). Но автодромы там возвели, и гонки "Формулы-1" уже вовсю проводят, поэтому России хорошо бы сначала изучить их опыт, перед тем как разворачивать стройку самим.
Очевидно и другое. Популярность "Формулы-1" в России и появление этапа чемпионата мира в нашей стране напрямую зависят от дальнейших выступлений Виталия Петрова. Станет он "русским Алонсо" в плане результатов, подтянется за ним в "Формулу-1" другой отечественный пилот (или пилоты) - субкультура "Формулы-1" разрастется до нужных размеров и у нас в стране.
Вот тогда, очевидно, заунывная песня, с которой я начал этот репортаж, покажется вам бессмысленной и лишенной аргументов.
ШУМАХЕР СНОВА В ЛИДЕРАХ
От размышлений - к описанию вчерашних тренировочных сессий. Их можно рассматривать двояко: отталкиваясь от февральских тестов команд в Барселоне либо не отталкиваясь вовсе. В первом варианте сразу бросается в глаза серьезный прогресс "Рено". В феврале команда здесь, мягко говоря, не блистала. Вчера же пилоты этой команды, в особенности это относится к поляку Роберту Кубице, смотрелись куда более конкурентоспособно.
Но наиболее правдив все-таки второй вариант. Какая по большому счету разница, что там было в феврале, когда с тех пор боевые болиды всех без исключения команд подверглись серьезным изменениям? Правда, сравнивая протоколы вчерашних сессий с февральскими, обнаружилось, что расклад сил (если вынести за скобки прогресс "Рено") в общем и целом не изменился. По-прежнему в полном порядке "Ред Буллы" Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера. Во второй сессии Феттель вообще оказался единственным, кто разменял 1.20, показав лучшее время дня - 1.19,965, а Уэббер был вторым.
В первой сессии точно так же предсказуемо солировали "Макларены" Льюиса Хэмилтона и Дженсона Баттона. Некоторым сюр-призом (да и то с большой натяжкой) можно признать третье время в обеих сессиях Михаэля Шумахера. Выходит, не зря руководство "Мерседеса" рапортовало об успехах в настройках машины в перерыве между этапами первенства-2010. Да и Шумахер смотрелся в боксах орлом. Особенно, когда туда нагрянул его родной брат Ральф, который своим присутствием навел шороху среди телевизионщиков.
Случились вчера и два инцидента. Один - относительно серьезный, другой - относительно нет, но напрямую нас касающийся. Во второй сессии "поздоровался" с отбойниками Нико Хюлькенберг из "Уильямса". Пилот не пострадал, но красные флаги были выставлены, а стюарды еще долго чистили трассу от мелких осколков сначала ногами, а потом швабрами.
Под занавес тренировок тот же самый трюк едва не проделал Петров. В одном из скоростных поворотов Виталий не справился с управлением, однако, вылетев с полотна, успел затормозить - разве что поднял над собой фонтаны гравия и пыли. Машина осталась целой, и Петров вернулся на трассу, чтобы проехать еще несколько кругов. Однако его время во второй сессии так и осталось 16-м, что российского пилота совершенно точно не обрадовало.
Сегодня - квалификация, цель в которой Петров обозначил давно: попасть в первую десятку. От этого напрямую будет зависеть исход воскресной гонки. В Барселоне много обгонов не бывает.
"Гран-при Испании". Свободные тренировки
1-я сессия. 1. Хэмилтон (Великобритания, McLaren) - 1.21,134. 2. Баттон (Великобритания, McLaren) - 1.21,672. 3. Шумахер (Германия, Mercedes) - 1.21,716. 4. Уэббер (Австралия, Red Bull) - 1.22,011. 5. Феттель (Германия, Red Bull) - 1.22,026. 6. Росберг (Германия, Mercedes) - 1.22,070. 7. Кубица (Польша, Renault) - 1.22,202. 8. Алонсо (Испания, Ferrari) - 1.22,258. 9. ПЕТРОВ (Россия, Renault) - 1.22,397. 10. Кобаяси (Япония, BMW Sauber) - 1.22,492. 11. Буеми (Швейцария, Toro Rosso) - 1.22,588. 12. Масса (Бразилия, Ferrari) - 1.22,975. 13. Ди Реста (Великобритания, Force India) - 1.23,030. 14. Альгерсуари (Испания, Toro Rosso) - 1.23,110. 15. Лиуцци ( Италия , Force India) - 1.23,284. 16. Баррикелло (Бразилия, Williams) - 1.23,312. 17. Хюлькенберг (Германия, Williams) - 1.23,471. 18. Ковалайнен (Финляндия, Lotus) - 1.25,329. 19. Трулли (Италия, Lotus) - 1.26,244. 20. Глок (Германия, Virgin) - 1.26,340. 21. Ди Грасси (Бразилия, Virgin) - 1.26,694. 22. Клин (Австрия, HRT) - 1.27,250. 23. Сенна (Бразилия, HRT) - 1.27,752. 24. Де Ла Роса (Испания, BMW Sauber) - без результата.
2-я сессия. 1. Феттель - 1.19,965. 2. Уэббер - 1.20,175. 3. Шумахер - 1.20,757. 4. Алонсо - 1.20,819. 5. Хэмилтон - 1.21,191. 6. Кубица - 1.21,202. 7. Росберг - 1.21,271. 8. Масса - 1.21,302. 9. Баттон - 1.21,364. 10. Сутиль (Германия, Force India) - 1.21,518. 11. Де Ла Роса - 1.21,672. 12. Лиуцци - 1.21,904. 13. Кобаяси - 1.21,931. 14. Буеми - 1.22,184. 15. Баррикелло - 1.22,192. 16. ПЕТРОВ - 1.22,435. 17. Альгерсуари - 1.22,449. 18. Хюлькенберг - 1.22,765. 19. Трулли - 1.24,209. 20. Ковалайнен - 1.24,894. 21. Ди Грасси - 1.25,066. 22. Чандхок (Индия, HRT) - 1.25,972. 23. Сенна - 1.26,152. 24. Глок - 1.26,596.