Газета Спорт-Экспресс № 94 (5266) от 30 апреля 2010 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1
ФОРМУЛА-1
Интервью "СЭ" дал третий пилот знаменитой "Феррари", побывавший с визитом в Москве.
Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА: "НА МЕСТЕ ПЕТРОВА ХОТЕЛИ БЫ ОКАЗАТЬСЯ МИЛЛИОНЫ"
У ПЕТРОВА ОПРЕДЕЛЕННО ЕСТЬ ТАЛАНТ
Представитель прославленной итальянской "Феррари" прибыл в российскую столицу на презентацию новой линейки моторных масел Shell Helix. Физикелла во всех этих маслах толк знает как никто другой. Все-таки за его плечами 14 лет в "Минарди", "Джордане", "Бенеттоне", "Заубере", "Рено" и "Форс Индии". Скажем больше, среди боевых пилотов современной "Формулы" по опыту с Физикеллой могут сравниться разве что Михаэль Шумахер да Рубенс Баррикелло.
- Джанкарло, хочу задать вам, как старожилу "Формулы-1", несколько вопросов, касающихся новичков и их возможных проблем. У России ведь теперь есть свой пилот в "Формуле", знаете?
- Конечно.
- Что для новичка самое главное, а что самое сложное?
- В начале, когда ты молод, кажется, что самое главное - быть быстрым, показать скорость. На самом деле поначалу гораздо важнее быть стабильным, стараться сохранить резину, сберечь мотор. Короче, важно остаться на трассе, а не оказаться на обочине. Все это нужно для того, чтобы проехать как можно больше кругов, что необходимо для улучшения гонщицких качеств, для получения знаний об автомобиле, для повышения уверенности в своих силах, наконец.
- Виталий Петров в первых трех гонках, увы, не завершал дистанцию. Может это привести к каким-либо проблемам с командой?
- Простите, но в последней гонке - на "Гран-при Китая" - он выступил отлично. Какие к нему могут быть вопросы? Что касается сходов, то отнюдь не всегда гонщик покидает гонку из-за собственных ошибок - часто это происходит по техническим причинам. Думаю, именно последний "Гран-при" был для Виталия очень важен. Он получил хороший результат и явно был очень быстр, а ведь гонка проходила в весьма непростых погодных условиях. У вашего пилота, определенно, есть талант.
- Насколько психологически сложно для гонщика не финишировать в "Гран-при" несколько раз подряд?
- Согласен, это тяжело. Но если мы говорим о Петрове, то он не первый год в автоспорте и у него уже есть опыт поражений и сходов. Уверен, что сам он прекрасно понимает, были эти сходы следствием его ошибок или нет. Ведь из сходов тоже можно извлечь уроки, многому научиться. От себя скажу, что в такие моменты важно сохранять мотивацию. Она спасает, когда наваливаются проблемы и усталость. Хорошо, что серия отрицательных результатов для Петрова завершилась, а своим выступлением на "Гран-при Китая" Виталий, думаю, остался весьма доволен.
- Психологически есть разница в том, по какой причине гонщик не завершил гонку: подвела ли техника или была сделана собственная ошибка?
- Безусловно, разница есть. Если была сделана ошибка, это довольно тяжело переживается. Если же произошла какая-то поломка или возникла техническая проблема, пилоту несколько проще смириться, но… Так или иначе ты не завершил гонку, правда ведь?
- Вы сами умудрялись сохранять мотивацию на протяжении 14 лет?
- Стать пилотом "Формулы-1" всегда было моей мечтой. "Формула" - вся моя жизнь. Всякий раз, когда поднимался на пьедестал, испытывал колоссальные эмоции. Это-то и помогало поддерживать мотивацию. Хотя почему я говорю в прошедшем времени? Я ведь хочу заниматься автоспортом еще много лет.
- Что опытные пилоты "Формулы-1" думают о новичках вроде Петрова, когда они, например, позволяют себе агрессивную езду?
- Некоторые гонщики действительно слегка перебирают с агрессивностью. В особенности по молодости. С моей точки зрения, важнее оставаться на трассе, наматывать круги в гоночном режиме, а не геройствовать и в итоге сходить. Надо учиться доезжать до финиша, что позволяет команде оценивать надежность машины и правильность работы над ней. Надо стараться набирать очки, что также крайне важно для команды. Глупо выдать на гора максимальную скорость на протяжении трех кругов и на этом закончить.
- В первый год Петров будет искать свое место в пелотоне, во второй, очевидно, должен будет подтверждать его. Что сложнее?
- Вообще-то сложен каждый сезон, а не только первый и второй. "Формула-1" - это тяжелый спорт, тут каждая гонка важна. Понимаете, в "Формуле-1" всего 24 места, и этим все сказано. Если ты не стабилен, если не можешь справляться со своей работой на протяжении трех-четырех гонок, тебя могут заменить другим пилотом прямо по ходу сезона.
- Гонщики периодически подумывают о такой печальной возможности?
- Это всегда надо иметь в виду.
- Вы сами часто думали об этом?
- Нет. Мне повезло: я работал хорошо, и проблем не возникало. Но каждый раз в пелотоне есть несколько гонщиков, которые в середине сезона начинают беспокоиться и задумываться о своем месте в команде.
- Сейчас в пелотоне есть всего два пилота, для которых английский язык - основной для общения в "Формуле-1" - родной. Я говорю о Льюисе Хэмилтоне и Дженсоне Баттоне. Английский Петрова, насколько мне известно, пока неидеален. Насколько важно для новичка хорошо владеть им?
- Для меня это было настоящей проблемой! В школе я изучал французский. В "Формулу" попал в 23 года, то есть уже не мальчиком, и мой английский был чрезвычайно плох. В итоге решение было таким: я переехал в Оксфорд на один год - жил там и учил язык. Знание английского в "Формуле-1" крайне важно.
- Из-за необходимости коммуникации с другими пилотами или из-за обсуждений техники с инженерами?
- В основном из-за переговоров с инженерами. Общение с прессой, кстати, тоже не последний фактор. Между прочим, сейчас я сам вожу детей в английскую школу.
- Вы сказали, что в "Формуле-1" всего 24 места. Значит ли это, что все они - счастливчики?
- Счастливчики? Безусловно. Но еще они - особые люди. Избранные, если хотите. На месте каждого из них, в том числе Петрова, хотели бы оказаться миллионы, и сотни являются их прямыми конкурентами.
ПРИШЛОСЬ ЛЕТЕТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИМ КЛАССОМ
- Вы уже приезжали в Москву в качестве призового пилота "Рено", сейчас - как тест-пилот и третий пилот "Феррари". Как вам живется в итальянской команде? Комфортно?
- В общем и целом да. Гоняться за "Феррари" было моей мечтой, и в конце прошлого года она стала явью. Это фантастическая команда с фантастической атмосферой. После 14 лет в "Формуле-1" в качестве активного пилота, моя нынешняя позиция в "Феррари" - самый лучший выбор, который только можно было себе представить.
- Третий пилот не столь занятый человек, как пилот призовой, но вы все равно должны быть в отличной форме?
- Естественно, я должен быть отлично подготовлен. Что касается занятости, то в свободное, так сказать, время я принимаю участие в гонках другого чемпионата - в классе GT2 серии Ле Ман. Гоняюсь на "Феррари 430". И в первой гонке на автодроме "Поль Рикар" под Марселем мы финишировали на третьем месте.
- Кто это "мы"?
- Жан Алези, Тони Виландер и я.
- Отличная команда!
- Мы с Жаном всегда были в прекрасных отношениях, и гоняться вместе у нас получается хорошо. Думаем, в следующих стартах дела пойдут еще лучше.
- Насколько много обязанностей у вас сейчас в "Феррари"?
- Очень много работаю с симулятором, поскольку сейчас совершенно запрещены реальные тесты в дорожных условиях. Принимаю участие в различных пиар-акциях команды и наших партнеров, как сегодня в Москве. Ну и, естественно, постоянно тренируюсь для того, чтобы поддерживать форму.
- Вы бываете на всех гонках "Формулы-1"?
- Безусловно.
- Как возвращались в Европу из Китая? У абсолютного большинства команд были на обратной дороге огромные проблемы.
- О, да! Мне очень повезло: я покинул Шанхай после гонки в понедельник вечером и во вторник вечером был дома.
- Совершенно нормальный срок.
- Не совсем. Плюс пришлось путешествовать экономическим классом. Но разве это можно назвать проблемой, если мне удалось вернуться к семье почти в срок? Представляете, некоторые из членов команд вернулись домой буквально пару дней назад!
- Если говорить о вашей карьере в "Формуле-1", какие годы были наиболее успешными?
- 2005 - 2006-й. Мы выступали с Фернандо Алонсо за "Рено". Машина была хороша.
- А какие самые сложные?
- Последние пара лет. 2008 год был первым в "Форс Индии", и это было нелегко. Машина была не быстра, и мы не смогли завоевать очки в зачет чемпионата. Концовка 2009-го тоже была сложной, но в середине сезона у "Форс Индии" дела пошли на лад, и в Спа мы показали фантастический результат - я тогда занял второе место.
- Вернемся в сегодняшний день: довольна ли "Феррари" началом сезона?
- Конечно. В первой гонке Фернандо Алонсо и Фелипе Масса сделали дубль. Были получены очки и в Малайзии. К сожалению, в Китае получилось не совсем то, что мы ожидали. В итоге сейчас "Феррари" на втором месте в Кубке конструкторов. Однако ближайшая гонка будет в Барселоне, на домашней трассе Фернандо, и мы возлагаем на нее большие надежды.
Лина ХОЛИНА