Газета Спорт-Экспресс № 88 (5261) от 23 апреля 2010 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
ОЛИМПИЗМ
"СЭ" продолжает обсуждение проблемы оздоровления российского спорта, актуальность которой подтвердило наше провальное выступление на Олимпиаде в Ванкувере.
Валерий СЫСОЕВ: "БЕРИЙ В НАШЕМ СПОРТЕ ХВАТАЕТ. ОСТАЛОСЬ НАЙТИ КУРЧАТОВА ИЛИ КОРОЛЕВА"
Валерий СЫСОЕВ
Родился 1 июня 1942 года в Москве.
Окончил Кунцевский радиомеханический техникум, Московский областной пединститут имени Крупской.
Мастер спорта по велогонкам на шоссе и треке.
Прошел путь от рядового инструктора по спорту до одного из виднейших деятелей советского спортивного движения.
Был председателем ЦС "Динамо", возглавлял федерацию велоспорта СССР и Международную федерацию любительского велоспорта, а затем и Международный союз велосипедистов. Входил в руководство Олимпийского комитета СССР. Являлся главой координационного совета по физической культуре и спорту при правительстве РФ. С 1992 по 1994 год - председатель Госкомспорта России.
Генерал-майор запаса.
В настоящее время - вице-президент Всероссийской ассоциации летних олимпийских видов спорта, член Совета содействия ОКР.
НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Наша встреча состоялась по обоюдной инициативе. Причем готов к ней мой собеседник оказался лучше. Я всего лишь составил список вопросов, в то время как Валерий Сысоев - обширную программу преобразований, давно назревших в российском спорте.
- Заполнил тезисами, как видите, полблокнота, - объяснил Сысоев. - А когда закончил, сам себе написал на полях: "Ты думаешь, это кому-то нужно?"
Мы проговорили почти три часа. Точнее, говорил в основном мой собеседник. Свои вопросы я в итоге так и не задал, найдя на них исчерпывающие ответы в монологах спортивного чиновника.
От себя хочу добавить: после Олимпиады в Ванкувере все мы были свидетелями череды увольнений и грозовых совещаний, многочисленных клятв перестроиться и перестроить, приглашения иностранных консультантов, высочайших указаний взяться за ум и нижайших встречных заверений в совершеннейшем почтении. Не было пока лишь самого главного - конкретных идей и попыток что-то предпринять.
В программе, предложенной Сысоевым, есть и идеи, и технологии, способные в корне изменить то странное состояние, в котором российский спорт пребывает в настоящее время. Какими бы спорными ни показались некоторые из этих инициатив, выношу их на ваш суд.
ОБ ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ
- Это лишь на первый взгляд отвлеченная тема. А на самом деле - основополагающий вопрос.
Кубертеновские времена давно в прошлом. Они несли в себе определенные идеи, но сменились эпохи, и сейчас "О спорт, ты - мир!" скорее красивый лозунг, чем реальное наполнение международного олимпийского движения. Между тем других идей пока не придумано. В мире просто нет внятной концепции развития олимпизма, она размыта.
Поясню. Олимпиады - это шоу высочайшего уровня с мощным бизнес-наполнением. Непосредственно олимпийского в них - церемонии открытия и закрытия, где действительно есть и олимпийский дух, и олимпийская буква. Остальное, если называть вещи своими именами, - это много чемпионатов мира, проводимых в одном месте и в одно время.
Вот в Сингапуре в августе состоятся первые юношеские Олимпийские игры. Там не будет флагов стран-участниц, появятся межконтинентальные делегации. Мероприятие окажется ближе к фестивалю, чем к тому, что мы привыкли видеть. Быть может, это обкатка будущей модели Олимпиад?
Второй момент - экономика. В какое еще мировое явление точечно вкладываются "заряды" мощностью во много миллиардов долларов? Ни в какое. Следовательно, это предмет обсуждения не только МОК, но и политиков, глав ведущих мировых держав. Одни страны вообще никогда не смогут позволить себе принять Игры, другие ведут за них непримиримую борьбу с использованием могучих теневых рычагов. Разве это не нужно регулировать?
Я не ревизор, чужие деньги не считаю. Говорю лишь о том, что олимпийское движение сегодня - это реальный бизнес. Сами соревнования на Играх проводят международные федерации. А задача МОК - выгодно продать права, извлечь доход и провести две церемонии.
Но если все это зиждется на труде спортсменов, не нужно ли организовать для них сеть международных реабилитационных центров? Не разработать ли программы адаптации к послеспортивной жизни? И не заняться ли всем этим именно МОК, создавшему огромную олимпийскую империю?
Международное олимпийское движение стало обрастать коммерческими организациями. Там и товары спортивного назначения, и туризм, и организация соревнований… Баснословные деньги! Когда я возглавлял Международный союз велосипедистов (UCI), у нас в штате было 5 человек. Сейчас там 118 сотрудников, которых надо как-то кормить. И международные федерации, ориентируясь на топ-программы МОК, начинают вводить похожие коммерческие системы у себя.
Что это значит? А вот что: если Россия, к примеру, захотела бы провести чемпионат мира по гонкам на шоссе, ей нужно было бы выложить UCI 5 миллионов евро и не получить взамен никаких телевизионных и коммерческих прав. Именно поэтому национальные федерации сейчас почти не участвуют в организации крупных турниров, а тот же UCI нанимает специальную контору по их проведению!
Все эти и многие другие проблемы постепенно проецируются на национальный уровень, порождая те же процессы в отдельных странах. В том числе в России, которая впитывает всю эту неразбериху, но на сами процессы в МОК никак не влияет. Почему? Потому что наши ведущие компании должны быть на том же уровне, что Samsung, Coca-Cola, Canon и так далее. Но нас там нет. Мы этажом ниже - и на реальные олимпийские процессы не воздействуем.
Обратный пример - США. Вы думаете, Америка и Чикаго проиграли Рио-де-Жанейро борьбу за Игры-2016? Америка выиграла! Все равно проводить Олимпиаду будут они. Безопасность, технологии, трансляции - все их. США не потеряли деньги, а нашли их. И вдобавок обрели возможность политического влияния в сложной Латинской Америке. Фактически - создали там плацдарм.
ОБ УТРАЧЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Перейдем к нашим проблемам. Высоких чиновников в России сначала назначали главами федераций, потом запретили ими быть. Сейчас им позволено возглавлять попечительские советы. Но какой статус у этих образований? Контролирующие они, финансирующие или надзирающие?
Помню, как все начиналось. В конце 1992 года, когда я возглавил Комитет по физической культуре, было решено чуть ли не все спортивное имущество и инфраструктуру раздать федерациям, то есть общественным организациям. Потом возникла стихийная Партия спорта, быстро угасшая, к счастью. Затем Госкомпорт чуть ли не каждый год переименовывали, реорганизовывали, трансформировали, объединяли с молодежью и туризмом. Прогремело несколько аппаратных войн. И ведь все было по законам, просто сами законы не отличались совершенством: тут государство, там общественные организации, здесь министерство… Баланса - ноль. Ну как это все могло не сказаться на состоянии спорта в стране?
И у каждой структуры свой интим. Финансирование непрозрачно, кадровые решения не комментируются. У стола с пирогом хотят быть все. Но как только пирог подгорел, виноватого не найти.
После Ванкувера стало окончательно ясно: мы приехали не туда. Однако даже сейчас имели место лишь публичные порки, а до обсуждения технологий выхода из кризиса дело так и не дошло. А ведь нельзя терять ни дня - не за горами Лондон-2012. Причем важен он не сам по себе. Главное - выстроить управленческую модель, чтобы обкатать ее на Лондоне и двигаться дальше. Но вместо этого - тревожная пауза. Спорт по-прежнему управляется у нас несистемно - он отдан на откуп отдельным людям, причем люди эти, как правило, политики.
В принципе это не так уж плохо. Вот возглавит, к примеру, ОКР Александр Жуков, уважаемый человек с большими полномочиями. Но мне не дает покоя вопрос: а кто скважину бурить будет? Жуков ведь не бурильщик, он начальник отрасли! А бурить должны профи.
Россия входит в число немногих стран, расходующих на спорт огромные бюджетные деньги. Но получается так, что расходы эти малоэффективны. Мы оплачиваем труд, обесцененный с точки зрения его качества.
Свежий пример - за два месяца до Ванкувера всю спортивную медицину, все физкультурные диспансеры распоряжением правительства передали из Минспорта в Минздрав. Позвольте, но в любой отрасли своя медицинская специфика, у космонавтов и пенсионеров разные врачи! А чем спортсмены не космонавты в наше время? В социальной медицине не хватает лекарств, большие организационные проблемы. Со временем Минздрав вполне может сказать: "Да подождите вы с вашим спортом, и так голова кругом идет!"
Жизнь заставляет нас выстраивать спортивную бизнес-модель с четким разделением на политиков, менеджеров, которых в России почти нет, тренеров, спортсменов. С ясным консолидирующим началом. Руководить всем должен человек, умеющий выслушивать других людей, делегировать права, воспринимать мнение профессионалов, не замыкать все на себя, доверять специалистам. Он должен знать и любить спорт, но быть при этом в первую очередь классным администратором.
Как будет называться структура, которую возглавит этот человек? Думаю, не ОКР. Олимпийский комитет не стоит перегружать несвойственными ему функциями. А вот государство подобный орган сформировать может и должно. Используя для этого в первую очередь платформу министерства спорта.
Сегодня этот департамент сконцентрирован на слишком мелких делах, на частностях вперемешку с представительскими функциями. Нет четкой долговременной программы. Знаю, что определенный перспективный план создал Михаил Прохоров, однако не слышал, чтобы в министерстве спорта этому документу были даны какие-то оценки, пусть даже отрицательные. Там считают, что должны идти своим путем, но никто этого пути не знает!
Нет у министерства созидательного куража. Зато есть осознание собственной власти, данной господом Богом и правительством. При таком подходе конкретных дел обычно бывает не много. Вместо энергетики - лекция общества "Знание" на тему "Есть ли жизнь на Марсе". И скованность в поиске, в праве на ошибку, хотя руководитель обязан рисковать, если хочет сдвинуть дело с мертвой точки.
А ведь вокруг - не жулики с обманщиками, хотя кому-то иной раз хочется представить дело именно так. Есть много людей, которые хотят и могут заниматься оперативной работой. Той самой, которой не должен заниматься министр. Помню, Марат Грамов, председатель Госкомспорта и НОК СССР, докладывал в свое время на заседании Верховного совета, сколько произведено лыж, трусов и тапочек. Его вежливо прерывали: "Это не ваша задача. Отчитайтесь за состояние физкультуры и спорта, а за тапочки отчитается легкая промышленность".
С тех пор мы полностью утратили технологию руководства спортом. Даже язык, на котором обсуждаются спортивные вопросы, перестал быть профессионально-спортивным: сегодня он административно-командный.
А ведь кроме управленческих технологий существуют еще и производственные. Спорт сегодня - это нанотехнологии! Если вы не можете дать спортсмену и тренеру все самое современное, включая методики, чего вы требуете от него на выходе? Вот миллион, иди побеждай. Лошадь не кормите месяц, а перед забегом дайте мешок овса - да она с копыт свалится через сто метров. Миллион у нас есть, а методик под него - днем с огнем. И заменяют их многие в результате уколами и таблетками.
В Питере была знаменитая легкоатлетическая школа Алексеева, готовила метателей. Так там не только функционал закладывали, но еще и объясняли биомеханику, динамику полета снаряда. Спортсменов активно подталкивали к техническому образованию, чтобы тренировки усваивались не только через мышцы, но и через голову.
А взять знаменитого велотренера Александра Кузнецова? Сложный человек, а кто простой из великих? Зато у него несколько десятков спортсменов высшего класса, и ни один никогда не был замечен в допинге. Это хитрость? Нет, это методики.
Отсюда вывод: если министерство спорта возьмет на себя ответственность за подготовку национальных команд, это будет очередной ошибкой. Оно должно находиться над схваткой и заниматься только стратегией развития спорта в стране, решать политические вопросы. Если министерство сейчас зациклится только на сочинских медалях, какой-то урожай мы через четыре года соберем. Ну а дальше-то что? Сменится министр - кто останется? Аппарата, настроенного и запрограммированного на решение базовых задач, у нас нет - вот что страшно.
О ГОСКОРПОРАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ
Как же все обустроить? В одиночку государство не потянет финансирование всего спорта в стране, это могли себе позволить только СССР и Китай. Значит, министерство обязано придумать, как соединить бюджет и бизнес, госденьги и спонсоров. И не стихийно, как сейчас, а на постоянной основе.
Что для этого нужно? Естественно, не скомандовать бизнесу, как это все чаще случается, и не подмять его, а сделать партнером. Только министерство способно пролоббировать такие льготы, налоги, законы, условия, при которых бизнесу станет выгодно вкладывать деньги в спорт. Потому что министерство - это и есть государство, оно для этого создано. Заявления про то, что законы будут изменены, мы слышали, но живого организма, объединяющего государство и бизнес на спортивной почве, до сих пор нет.
Помните такую структуру - Национальный фонд спорта? Она себя скомпрометировала, возврата к ней быть не может. Но почему так произошло? Да потому что НФС не давал возможность заработать бизнесу на себе с выгодой для спорта, а сам зарабатывал на спорте с выгодой для себя. Фонд не кормил, а кормился!
Я был однажды в НФС США. Четыре ангара. "Это - фонд?" - думаю. Оказалось, что у них после Лос-Анжелеса осталась прибыль в два миллиона долларов, которую они и вложили в создание этой структуры. Затем какой-то пацан прислал им 50 центов. Они ему - кружку на память. Другой пожертвовал 100 долларов. Ему - майку. А в конце года - открытая публикация, кто сколько внес. И ведь насобирали денег! Понятно, что программа была основана на американских ценностях, но она работала, вот что главное.
Что-то похожее мы создали затем в "Динамо" - фонд Яшина. Общество было самоокупаемо. Но грянула очередная реструктуризация и - все.
Кто сегодня мировые спортивные инвесторы? Производители товаров народного потребления. Adidas, Puma, лыжи, спортивные снаряды. Эти деньги ликвидны, они никуда из отрасли не уходят. У нас ничего этого нет. Почему? Что мешает тем же "Ростехнологиям" создать конкурентоспособные производства? Где наши массовые спортивные велосипеды?
Когда-то ворошиловградский завод "Динамо" производил лучшие в мире фехтовальные клинки, которые у нас закупали все. Сейчас ни один наш спортивный товар не пользуется зарубежным спросом. Значит, ситуацию надо менять. Прав Прохоров, нужно завоевывать рынки в расчете на "длинные деньги". Быстро они не вернутся, но пользу впоследствии принесут огромную.
При этом стандарты качества обязательно должны быть высокими. А государство поможет ограничением ввоза китайского ширпотреба, прибыль от ввоза которого сейчас идет вовсе не на спорт, и другими сопутствующими мерами. Какой бизнесмен откажется от прибыльного производства при соответствующих госгарантиях?
Сейчас мы бизнес доим: "Дай!" А его надо заинтересовать и стимулировать. После чего объединить потоки в одном месте.
В каком? Знаете, когда был издан указ о создании госкорпорации по строительству олимпийских объектов в Сочи, ваш покорный слуга подготовил ряд служебных записок, с просьбой немедленно создать еще одну госкорпорацию - по подготовке спортсменов. Там даже изобретать ничего не надо, просто поменять в том же указе некоторые слова. Форма-то одна и та же!
Создав такую госкорпорацию, мы получили бы аналог центра по подготовке к полетам в космос. Такой центр существует. Почему же нет центра для спортсменов, если они сегодня в известном смысле мало чем отличаются от космонавтов? Именно эта госкорпорация стала бы центром оперативной и финансовой работы. А контрольные и надзорные функции пусть будут у министерства, какие проблемы? Причем не только у Минспорта, но и у Минфина - в первую очередь. А параллельно - полная открытость и прозрачность деятельности, чего сегодня в России, к сожалению, нет.
Фондов, попечительских, экспертных, координационных и прочих советов у нас целая прорва. И ничего не работает. Но среди всего этого многообразия один фонд стоит особняком. Называется "Фонд поддержки олимпийцев России". Возглавляет его президент страны, а в списке учредителей - все наши богатейшие люди. Они уже там, их никуда больше собирать не надо: Абрамович, Дерипаска, Лисин, Потанин, Авен, Алекперов, Вексельберг, Евтушенков, Усманов… В положении о фонде прописаны не только машины и стипендии - там полный спектр спортивных инвестиций. Так почему бы не направить эти транши в единую госкорпорацию, чтобы использовать их разумно и максимально эффективно?
Если кому не нравится приставка "гос" - нет проблем, главное - функции этой структуры. Нескромно так говорить, но создать ее можно за два дня. Потому что есть база - центр спортивной подготовки сборных команд министерства спорта. Если его отпочковать, добавить новых функций и сделать ядром взаимодействия всех структур, дело пойдет.
Полезные субфонды оставить, а расплодившиеся фонды - свернуть, многие из них давно работают только на себя. Ввести олимпийский налог, если необходимо. И обязательно подтянуть институты физкультуры. У нас их 14, больше только в Китае - 16. Но эти заведения абсолютно не участвуют сейчас в подготовке топ-спортменов. Ни одна кафедра не задействована!
А во главе всего нужно обязательно поставить грамотного человека. Нашему спорту необходим свой Келдыш или другая глыба того же масштаба. В конце концов, создание атомной бомбы поручили Берия, но не он же лично ее создавал, а матерый профи Курчатов! И не Хрущев готовил запуск Гагарина, а Королев.
Кураторов у нас сейчас хватает. Конкретного исполнителя, к сожалению, не видно. Того самого, который должен сказать: нужно то, то и это. Государство обязано эти ресурсы предоставить, а Королев пусть делает дело.
Мне нынешняя ситуация в спорте напоминает 41-й год. Паника, отступление, никто не знает, что делать. Сталин приезжает к Жукову. И слышит: "Иосиф Виссарионович, вы пока езжайте к себе. А мы тут разберемся и потом доложим, как будем действовать". Это же классика!
Глубоко убежден: Хиддинками и Адвокатами дело не спасешь. Это все этапные, "рваные" вещи. А нужна система. И глубокое очищение от шабашников, которые заполонили наш спорт снизу доверху.
Как бы я назвал госкорпорацию по подготовке спортсменов? "Олимпийская честь России".
О ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Есть еще несколько мер, способных оздоровить ситуацию в нашем спорте. Часть из них уходит корнями в советские времена. В частности, необходимо резко поднять персональную ответственность.
Скажем, в Москве есть центр Ирины Винер. Почему бы в таком случае не поручить Юрию Лужкову отвечать за результаты в этом виде? Что вам нужно, Юрий Михайлович? Часть налогов в бюджет не заплатить? Пожалуйста. Только отчитайтесь потом предметно и за результат будьте готовы ответить. Точно так же можно было бы озадачить другие регионы, крупные госкорпорации и ведомства.
Или взять Плющенко. Он проиграл и пожаловался, что финансирования ему не хватало. А можно было спросить заранее: сколько нужно? Столько-то? Пожалуйста, беспроцентный кредит. Проиграл - расплатись, выиграл, мы тебе кредит погасим, да еще и премию дадим.
Примеры утрированные, но они подчеркивают главное: сейчас за вложенные в спорт деньги никто не несет ни малейшей ответственности.
Следующий важный момент: обязательно нужен экспертный совет. Сейчас иной раз происходит, как в анекдоте. Врач говорит: "Завтра оперируем больного". - "А что с ним?" - "Да хрен его знает, все тело болит".
Без диагноза нам никуда. В России 50 кавалеров Олимпийского ордена, включая вашего покорного слугу. Думаю, что некоторые из них еще сохраняют здравость суждений. Почему бы не использовать их опыт и знания?
Взамен мы зовем американских экспертов. Они могут быть сколь угодно подкованными, но им не постичь с ходу нашу систему координат! То, что на поверхности, ухватят, и советы такие же дадут - неглубокие. Или мы хотим всего лишь освоить деньги, выделенные на импортных консультантов?
Эти "гешефтные" дела вообще здорово мешают любому прогрессу. Взять трассу в Парамонове. Она получилась не санно-бобслейной, а просто санной. Хотя канадцы, с представителем которых я беседовал, были готовы построить действительно качественное сооружение. Но не сошлись с заказчиками в хорошо известном вопросе. В нашей стране известном по крайней мере.
Подводя итог, хотел бы еще раз обратить внимание на три очень важных момента, мешающих нашему спорту не то что развиваться - существовать.
Первый - в российском спорте очень много случайных и лишних людей.
Второй - для этих людей спорт стал средством обогащения, а не деловой отдачи.
Третий - наш спорт утратил профессиональную чистоту рядов.
Не претендую на истину в последней инстанции, хотя концепция того, о чем мы говорили, в письменном виде у меня есть, и я готов ее в любой момент кому угодно представить. Претендую лишь на диалог, которого нам очень не хватает. Чем шире и жарче будет обсуждение, тем больше шансов на возрождение российского спорта.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ