Газета Спорт-Экспресс № 86 (5259) от 21 апреля 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3
ХОККЕЙ
КХЛ
В то время как в финале Кубка Гагарина ХК МВД и "Ак Барс" определяют лучший клуб КХЛ, за кулисами лиги развернулось едва ли не более напряженное противостояние. Его участники - клубы, представленные объединением работодателей, и профсоюз игроков. Спор идет о том, какие изменения будут внесены в регламент будущего сезона.
ДРАКА ЗА ЗАРПЛАТУ
О бе стороны на протяжении долгого времени не могут прийти к компромиссу по ряду ключевых вопросов, касающихся зарплат хоккеистов. Но если поначалу ситуация, как казалось, не грозила серьезным конфликтом, то сейчас эмоции выплеснулись наружу.
Первым на публичный демарш решился лидер профсоюза Андрей Коваленко, по сути, отстраненный от переговорного процесса объединением работодателей. Коваленко, напомним, недавно на страницах "СЭ" заявил о том, что договориться с клубами без помощи президента КХЛ Александра Медведева он не сможет - слишком глубоки разногласия в позициях сторон. И даже пригрозил забастовкой хоккеистов.
Представители противоположного лагеря не остались в долгу - тем более что после заявления Коваленко они заподозрили главу лиги в чрезмерной лояльности к профсоюзу. Возможно, именно возникшая "ревность" (в НХЛ, напомним, боссы лиги всегда занимают сторону клубов) и привела к новым резким высказываниям.
В понедельник в Москве прошло расширенное заседание правления Межрегионального отраслевого объединения работодателей профессионального хоккея (МООРПХ). По его окончании председатель правления этой организации, президент "Локомотива" Юрий Яковлев заявил:
- Одна из основных задач объединения работодателей - отработка и подписание коллективного соглашения с профсоюзом игроков. Но, к сожалению, сейчас ситуация сложилась так, что мы вошли в серьезное противоречие с позициями профсоюза и президента КХЛ Александра Медведева.
Как мне кажется, у всех сторон должна быть одна задача - сделать хороший продукт, но с минимальными затратами. Только вот вся беда в том, что клубы сегодня зарабатывают максимум 10 процентов от тех средств, которые тратят. Соответственно мы должны очень строго относиться к расходам. В том числе - зарплат хоккеистов.
Зарплаты эти уже неразумно подняты: за два года существования КХЛ зарплаты игроков выросли втрое. Однако профсоюз требует еще большего их увеличения, что в нынешних экономических условиях, считаю, ненормально. Если до создания лиги фонд зарплаты составлял 300 миллионов долларов, то сейчас - 900 миллионов, что не может устраивать владельцев клубов.
А потому члены объединения работодателей сегодня единогласно приняли решение о том, что мы однозначно отвергнем любые предложения профсоюза или лиги, прямо или косвенно направленные на повышение зарплат.
- Означают ли эти ваши слова, что ситуация может завершиться объявлением локаута?
- Вариантов развития событий несколько, и один из них - локаут.
* * *
Тут следует сделать отступление. Вчера Александр Медведев, комментируя в интервью "СЭ" конфликт клубов и профсоюза, а также высказывания Яковлева, подчеркнул: те цифры, которые озвучивают представители МООРПХ, не соответствуют реальному положению дел. На самом деле ни о каком тройном увеличении фонда зарплат речь не идет.
Официальные данные таковы: в прошлом сезоне совокупная зарплата игроков лиги (за вычетом хоккеистов, имеющих статус звезд) составляла 8,3 миллиарда рублей. С учетом звезд - 9,4. В текущем сезоне соответственно 7,9 и 9,2 миллиарда. При этом "Локомотив" занимает седьмую строчку в платежной ведомости лиги, а в десятку самых высокооплачиваемых легионеров КХЛ входят три игрока ярославской команды.
Что же касается непосредственно финансового спора между клубами и профсоюзом, то, как сообщил Медведев, в следующем сезоне планируется изменить систему оплаты. 70 процентов зарплаты игрок будет получать в ходе регулярного сезона и 30 процентов - по мере прохождения раундов плей-офф. Другими словами, во всех командах, за исключением тех, кто будет играть в финале Кубка Гагарина, произойдет автоматическое снижение зарплаты. При этом речь идет о тех игроках, которые подписывают новые контракты.
- Были разные мнения, - уточнил Медведев. - Профсоюз настаивал на соотношении "80 на 20" или даже "85 на 15". Клубы со своей стороны предлагали "50 на 50" и "60 на 40". В итоге - "70 на 30", и это, на мой взгляд, нормальный компромисс. А со временем мы должны прийти к тому, что, как и в НХЛ, зарплата будет выплачиваться лишь за регулярный чемпионат.
Со следующего сезона клубам будет разрешено по договоренности снижать зарплату хоккеистам. Если какой-то игрок на такое снижение не согласится, то приобретет статус свободного агента. Одновременно будет определен уровень минимальной зарплаты. Объясните мне, почему всем этим недоволен президент "Локомотива"?
- Одни вас критикуют за то, что вы, будучи президентом лиги, не учитываете интересы клубов, другие - что игнорируете интересы игроков.
- (Улыбается.) Всем не угодишь. Но к чему все эти угрозы локаута или забастовки? Делать такие заявления - значит, не понимать, что такое хоккей в России. Если бы хоккей у нас был просто бизнесом, то забастовки и локауты стали бы одним из инструментов управления процессом. Но у нас абсолютно другие реалии!
Да, мы категорически против эскалации гонки бюджетов. Но с другой стороны, те игроки, которые этого заслуживают, должны получать высокие зарплаты. Вообще-то я подозреваю, чем вызвано нынешнее недовольство. Мы регламентируем финансовую деятельность, и это мешает использовать серые схемы при выплате зарплат. А также откатные схемы, когда игрока (чаще всего не слишком известного) вынуждают делиться частью своей зарплаты с агентом, менеджером, а то и с тренером.
Считаю главным достижением нашей лиги, что мы если и не искоренили эти схемы, то резко сузили возможности их использования. Некоторым товарищам это очень не нравится. Очень надеюсь, что Яковлев представляет интересы не такого рода менеджеров, а здоровых сил.
Дмитрий КУЗНЕЦОВ, Владимир ЮРИН
Окончание - стр. 8