Газета Спорт-Экспресс № 73 (5246) от 6 апреля 2010 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ФОРМУЛА-1
ПОЧЕМУ ПЕТРОВ ОПЯТЬ НЕ ЗАКОНЧИЛ ГОНКУ?
Окончание. Начало - стр.1
- Какое впечатление произвела сама гонка на вас?
- Были положительные моменты, были и промашки. Петрова позвали на пит-стоп раньше, чем Кубицу. Я сейчас выражаю исключительно свое мнение, но, думаю, его стоило оставить на трассе подольше. Виталий стартовал на мягкой резине и вполне мог еще на ней продержаться. Когда ему поставили более жесткую, результат оказался хуже. Заметно это стало сразу: он выехал из боксов, оказался на хвосте у Нико Хюлькенберга, а тот от Виталия просто уехал.
- Так зачем случился столь ранний пит-стоп?
- Рассчитывали опередить на нем Дженсона Баттона. Просто механики замешкались, и на этом были потеряны 2 секунды, которые все и решили.
- Но сражение с Льюисом Хэмилтоном все-таки было!
- Это был удивительный эпизод. Например, французское телевидение в своих новостях из Малайзии сообщило следующее: гонка была невеселая, обычно в Малайзии под дождем все гораздо интереснее, но есть два положительных момента. Первый - Хэмилтон, второй - Петров. И если телевизионщики из 24 пилотов для сюжета выбрали этих двоих, значит, что-то в этом есть. Однако скажу, что к разным пилотам у руководителей гонки разное отношение. Повторюсь, это мое личное мнение, но когда мы подали протест на опасные действия и маневры Хэмилтона, его не удовлетворили.
- Тем не менее Хэмилтона предупредили.
- Это малое наказание. Ведь он нарушал правила: траектории можно перекрестить один раз, Хэмилтон же сделал это трижды, почти четырежды.
- Раз чемпион мира был вынужден так сражаться против Петрова, это показатель класса россиянина.
- Безусловно. Эта дуэль была невероятно важна для самоутверждения Виталия. Пусть он говорит, что ему все равно, кто перед ним на трассе: Михаэль Шумахер или кто-то другой, но это, безусловно, не так! Да, в первый момент Виталий действительно не знал, кто перед ним, но потом же понял! Почему же он должен был уступить ему только потому, что тот чемпион мира? На сегодняшний день у "Макларена" более высокий уровень подготовки автомобиля, и потому дуэль с Хэмилтоном говорит о "зубастости" Петрова. О том, что он настоящий боец.
- Наверное, многие внутренне пасуют перед чемпионами?
- А нечего перед ними пасовать! Это похоже на ситуацию, когда неопытные водители чрезмерно боятся представителей ГИБДД. У них опускаются руки, от страха сами собой нарушаются правила. Надо не бояться и сражаться за каждую позицию. Что Виталий и делал.
- Петров сейчас только ищет свое место в "Формуле-1". "Гран-при Малайзии" - большой шаг в этом направлении?
- Каждая гонка - это шаг. Но опыта у Виталия еще очень мало, и это сказывается. Разница в две секунды с Кубицей говорит о классе пилотирования. Виталий учится, процесс идет, и мы не можем его ускорить. Я уже говорила: "Формула-1" - технический вид спорта, требующий больших умственных и психологических затрат. Мозг должен все время быть в напряжении, нужно постоянно анализировать ситуацию, принимая моментальные решения. А в условиях жары это делать в десять раз сложнее. Погода в Малайзии была жуткая! На солнце более 40 градусов и высочайшая влажность. Люди в обморок падали.
Мне очень понравились слова Роберта Кубицы: "Новый день - новый урок". И ведь это сказал 25-летний молодой человек, мальчишка по большому счету. Весь вопрос в том, как ты учишь этот урок, что из него выносишь. Я вижу, что Виталий прилагает максимум усилий для того, чтобы все уроки выучить. Он сейчас невероятно много работает, перед его упорством можно снять шляпу. Приходит на трассу ранним утром и сразу после быстрого завтрака идет к инженерам, выходит на короткое интервью и возвращается к инженерам. Он все время с ними сидит… Я видела, как они разбирали малазийскую квалификацию. Это продолжалось несколько часов. Думаю, именно сейчас Виталий накапливает опыт, о котором мы говорим.
- Виталию бы после трех "Гран-при" еще несколько дней тестов.
- О да! Сейчас в "Формуле-1" наблюдается политика сокращения расходов. Это замечательно, но молодежи нужен накат. В противном случае "Формула-1" превращается в своеобразную школу, в одном классе которой занимаются, условно говоря, десятиклассники и первоклашки. Шумахер эту школу уже закончил, Петров и другие дебютанты еще только пробиваются через подготовительные курсы в первый класс. И в такой ситуации правильно поступают организаторы некоторых автоспортивных чемпионатов, когда разыгрывают по итогам сезона номинацию "новичок года". С другой стороны, "Формула-1" - это взрослый вид спорта для "не мальчика, но мужа".
- Где новичков бросают в воду и те выплывают?
- Совершенно верно. Цепляются зубами и учатся, учатся. Еще раз убеждаюсь, имея в виду команду "Рено", что Виталий оказался в нужном месте. В команде не столь высокого уровня он к нынешнему моменту набрал бы гораздо меньше опыта. В "Рено" Петров работает уже над очень тонкими вещами и таким образом растет быстрее.
- Пилоту накануне гонки дается командой какое-то задание?
- Скорее это выглядит примерно так: "Давай, парень, вперед, все в твоих руках". Перед началом квалификации инженеры могут сказать: "У нас достаточно хорошо подготовленный автомобиль, поэтому у тебя есть все шансы пробиться во вторую часть заездов".
- Кстати, о квалификации в Малайзии…
- 11-е место - это результат правильного решения инженера Виталия, Марка Слейда. Обладая колоссальным опытом, он сразу сказал: мы ничего не будем ждать, не будем стоять в боксах. Виталий был первым, кто отправился на трассу, и правильно сделал. Вторая часть квалификации стала ударом ниже пояса. Это была погода Виталия, и он был уверен, что легко попадет в десятку. Тем более после того, как туда не попали две "Феррари" и Хэмилтон, а Баттон оказался выключенным из борьбы. Но случилось недопонимание во время переговоров с инженером…
- Жаль, ведь Виталий был так быстр.
- Смотрите, мы уже недовольны 11-м местом! Такую позицию, кстати, будет крайне сложно подтверждать в других гонках. Не забудьте, что сзади осталась четверка сильнейших пилотов "Формулы-1".
- Каковы дальнейшие планы Петрова?
- Сразу после гонки он улетел в Италию, в город Вьяреджо, где находится физиотерапевтическая база "Рено". Там у него состоится встреча с новым тренером и физиотерапевтом Саймоном Фитчеттом, известным специалистом, который долгое время работал с Дэвидом Култхардом. Первые "Гран-при" прошли в условиях высокой температуры, теперь нужно восстанавливаться. Да и вообще после трех гонок, которые завершились для Виталия сходами, нужно как можно быстрее переключиться на другую работу и сконцентрироваться на будущем.
Лина ХОЛИНА