Газета Спорт-Экспресс № 71 (5244) от 3 апреля 2010 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

4 апреля 2010

4 апреля 2010 | Баскетбол - Евролига

БАСКЕТБОЛ

ЕВРОЛИГА. Плей-офф. 1/4 финала. Четвертый матч

"БАСКОНИЯ" - ЦСКА - 70:74 (серия 1-3)

ШЕРШЕ ЛЯ ХОЛДЕН

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Витории

В баскетбольном ЦСКА - люди бывалые, восьмым подряд "Финалом четырех" Евролиги закаленные и обветренные. В то же время "Баскония" - команда не выдающаяся. Крепкая - не более того. Победа над ней в иных обстоятельствах стала бы событием рабочим, хотя и приятным.

От выигрыша, добытого в четверг, армейских баскетбольных корифеев конкретно потряхивало. Кто-то безадресно рукоплескал, кто-то подхохатывал, кто-то хвалился отзывами из России: "Люди шлют "эсэмэски": уснуть не могут, дрожь словили". А президент клуба Андрей Ватутин без конца говорил с кем-то по телефону, гуляя перед раздевалками в мокрой рубашке: "Нет, не шампанское - вода. Что было, тем и облили".

Российские баскетбольные журналисты - казалось, тоже народ солидный, поля победных сражений привыкший покидать с достоинством. Но и у некоторых из нас нервная система в четверг пошла в разнос. Так, пока игроки покидали арену, пара моих коллег снимала в ложе прессы взволнованное видео: индийские пляски с элементами румбы и хабанеры. У болельщиков-испанцев при взгляде на это чесались руки: оператора и исполнителя единственной роли им хотелось превратить в жертв корриды. Будь габариты танцора поменьше, попытки сделать это обязательно имели бы место. А один из местных репортеров, склонный, вероятно, к пацифизму, свое отношение к произошедшему выразил иначе: сразу после финального свистка он, не вставая с места и не прерывая радиорепортажа, печально закурил.

Естество корреспондента "СЭ" отреагировало на победу ЦСКА другой странностью: до самой посадки армейского борта в Домодедово он никак не мог перестать мурлыкать дассеновский мотивчик: "Aux Champs Elys? es ". Прицепился - хоть голову перезагружай. И двое из окружавших меня людей выглядели так, словно только что вышли из читального зала библиотеки: Траджан Лэнгдон и Джон Роберт Холден. Они, как известно, всегда так выглядят.

Лэнгдон сыграл полезно, став в ЦСКА третьим по результативности и голевым передачам. То, что сделал Холден, нельзя назвать пользой в привычном понимании этого слова. Джей. Ар. просто выиграл этот матч. Вместе с ЦСКА, понятно. Но и в одиночку. А потом натянул свою черную вязаную шапку, вставил в уши брильянтовую серьгу и наушники, открыл ноутбук - и провалился во все это, как в черную дыру, исчезнув во всех смыслах из поля зрения. Интраверт - что с него взять.

Вот что сделал этот парень в Витории:

а) провел на площадке все 40 игровых минут, что в его 33 года подобно безостановочному заплыву на столько же километров,

б) в первые 30 из этих 40 минут набрал три очка, попав по кольцу лишь однажды из семи попыток с игры,

в) последнюю четверть начал двухочковым попаданием,

г) продолжил проходом под кольцо и неточным броском, который сверху добил Каун,

д) совершил два точных дальних броска подряд, увенчав их еще одним попаданием со средней дистанции,

е) продлил серию еще одним трехочковым - и с фолом. Штрафной реализовал, сократив разницу в счете с 11 очков до символических трех,

ж) на последней минуте при разнице "-1" забил с отклонением невероятный по дерзости и точности мяч через руки Уэртаса.

Итого: 16 набранных очков за последнюю четверть, 19 - за матч. Матч, именно Холденом переломленный и у испанцев экспроприированный.

Не стану приуменьшать заслуг других игроков. Лэнгдона, Хряпы, Шишкаускаса, Кауна. Однако истинную роль Холдена лучше всего сформулировал, пожалуй, Зоран Планинич. Причем в беседе с самим героем матча. После третьей четверти хорват сказал ему что-то вроде: "Бросок у тебя сегодня не идет, парень, но ты продолжай бросать. Это единственный шанс вытащить игру".

И Холден начал бросать! А партнеры, когда у Холдена "пошло", стали искать его на площадке глазами и передачами. Cherchez la Holden - произнесите это с соответствующим прононсом, и получите словесный рецепт попадания ЦСКА в Париж.

Говоря о Холдене, нельзя не отметить вклад в эту победу других людей. Не только игроков, но и президента, и главного тренера. Банальная, в сущности, мысль, однако суть ее - не в соблюдении журналистских приличий, а в отражении роли людей, приведших команду к восьмому подряд европейскому успеху. Вопреки множеству обстоятельств.

Без Смодиша, Морриса, Лорбека. Без Мессины, наконец, променявшего экстремальную Москву с "Финалом четырех" на бесфинальный, как выяснилось, Мадрид. Ватутин и Пашутин вырулили по этому фарватеру, проверяя на прочность не только игроков и болельщиков, но и себя самих.

Проверка состоялась. Они - смогли. Но работать им теперь предстоит еще больше.

Потому что заменить безболезненно любого из первой пятерки сегодня в ЦСКА почти нереально. Новобранец Менса-Бонсу имеет крайне слабое представление о принципах эффективной защиты, из-за чего страхующие его партнеры оставляют соперникам не узенькие тропинки, как при Кауне, а лесные просеки, пригодные для парада бульдозеров. А в случае с ожидаемым возвращением в строй Смодиша придется учитывать не только его собственную адаптацию, но и то, как его воспримет команда. Потому что матчей до "Финала четырех" у ЦСКА будет - раз два и обчелся. И потому что 7 мая армейцам предстоит демоническая "Барселона", отомстить которой за Мессину будет адски трудно.

Даже если повторять на площадке, как заклинание: "Шерше ля Холден".