Газета Спорт-Экспресс № 44 (5217) от 2 марта 2010 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

2 марта 2010

2 марта 2010 | Олимпиада - Ванкувер-2010

VANCOUVER -2010

ХОККЕЙ

КАНАДСКАЯ ПЯТИЛЕТКА

Слава МАЛАМУД

из Ванкувера

Начнем издалека. В те лохматые годы, когда ваш будущий корреспондент, наблюдая по телевизору за Мальцевым и Третьяком, был твердо уверен в том, что канадцы играют в белом, а наши - в темно-сером, родоначальники хоккея имели в его не замутненном жизненным опытом сознании весьма четкий образ. Канадцы, гласил озвученный в школьном дворе официальный канон, жуют жвачку и дерутся. Этим их вклад в мировоззрение советских мальчиков, собственно, и ограничивался.

Я и мои современники страшно удивились бы, узнав, что в США стереотипный канадец считается застенчивым, робким и болезненно вежливым. Точно так же, как удивились американцы, услышав о девизе специальной пятилетней программы по подготовке олимпийской сборной Канады к Играм в Ванкувере. Звучит он так: Own the Podium! Что означает: "Завладеем пьедесталом!" При желании девиз можно перевести и в менее невинном оттенке, заменив приставку "за" на "о".

По-французски, кстати, звучит даже более задорно, но ничуть не менее повелительно: "А ну ле подиум". Действительно, почему бы и не а ну? Разве только потому, что на канадцев это действительно не похоже. О том, как они выражали свое стремление к вершинам раньше, вам все скажет фраза главного тренера сборной Канады по сами знаете какому виду спорта Майка Бэбкока: "Да, я все-таки немного деревенщина и поэтому считаю, что мы лучше всех в хоккее".

Раз уж мы об удивлении, нельзя не упомянуть и о том, что амбиции канадского НОК оккупировать все пеньки, под которые были сработаны в Ванкувере пьедесталы, изумили и самих туземцев. Во всем, что не касается клюшек и шайб, канадцы - народ действительно скромный, не привыкший давать обязательств, воздвигать монументы и вообще лезть на передний план. Все это он с удовольствием оставляет братскому американскому народу.

Поэтому в начале Игр, когда процесс овладевания пеньками шел у хозяев ни шатко ни валко, канадцы начали бурчать. Не на спортсменов и тренеров, не дававших центнер с гектара, а на авторов амбициозной программы. Я сам присутствовал при разговоре в баре, где обсуждалось то, что надо с хвастунами сделать. Предлагалось самое суровое из допустимых в Канаде наказаний: публично назвать дураками, а идею их немедленно забыть.

Между тем идея, представленная в громком лозунге, не столь уж и оригинальна. Own the Podium - не просто красивое выражение, а целая общенациональная программа превращения Канады в одну из главных спортивных держав мира. Программа, отлично смотревшаяся бы в Китае (где весьма похожая уже есть) или вот даже в России (где если что и есть, то нам неведомо, что именно), но для либеральной страны в Северной Америке более чем смелая. Канадцы попросту решили собрать в одну вязанку все организации, занимающиеся финансированием олимпийских видов спорта. Собрать, привести к общему знаменателю, расположить под одной крышей и заставить заниматься одним делом - вкачивать деньги в медальные виды и гнать стране валовой продукт наград.

Вкачивание осуществляется по-разному, причем капиталистическая и близкая к самодостаточным Соединенным Штатам страна Канада не гнушается и государственной поддержкой. И даже более чем: государство является главным спонсором программы, выписывая ей ежегодный чек достоинством в 47 миллионов долларов, из которых 36 миллионов уходят в летний спорт и 11 - в зимний. Остальное берут на себя корпорации, самая щедрая из которых платит около 15 миллионов.

Создали программу, как вы уже знаете, пять лет назад и придумали такой план: сначала три года развивать спортивные организации, учить тренеров и работать со спортсменами, потом два года заниматься на уже готовых объектах Ванкувера, потом начать Олимпиаду и убрать всех в одну калитку. Это последнее надеялись достичь, завоевав в Ванкувере первое место по общему количеству медалей, которых должно было быть штук этак 35. На летние Игры в Лондоне эта же программа с той же бухгалтерской точностью ставит задачей обеспечить сборной место в первой "двенадцатке". Это, значит, ответ на вопрос "зачем".

Есть еще вопрос "как". Тут канадцы тоже подошли к делу с нехарактерной всеохватностью. А именно, разбили сверхзадачу на три составляющие - тренеры, технология с медициной и инфраструктура. Для тренеров (причем исключительно тех, кто работает с потенциальными медалистами) устроили специальные курсы повышения квалификации. Потом сколотили "команды" персонала поддержки спортсменов, состоящие из психолога, фармаколога, биомеханика, врача, а также специалиста по новым технологиям. А еще основали по всей стране специальные спортивные центры, где спортсмены могли бы получить доступ ко всем этим делам. В общем, основательно.

И, что главное, необходимо. До внедрения программы средний канадский тренер не мог зарабатывать себе этим на жизнь, получая нищенские 20 тысяч долларов в год (средняя зарплата канадского бухгалтера - около 50 тысяч). Теперь у федераций есть возможность нанимать лучших иностранных специалистов. Программа помогает спортсменам с бытовыми расходами (плата за жилье, уход за детьми и т. п.), чтобы они могли спокойно тренироваться и не думать о хлебе насущном.

При этом контроль над расходами и результатами осуществляется строжайший, а прозрачность царит полнейшая. Любой желающий может зайти на веб-сайт программы и узнать, что в прошлом году на хоккей, например, было выделено 2,5 миллиона долларов, а на прыжки с трамплина - около 80 тысяч. Более того, вы будете проинформированы и о том, какая часть суммы ушла непосредственно на сборную, а какие - на тренеров, администраторов и обслуживающий персонал.

Все это было замечательно, и внедри нечто подобное в России - подозреваю, что о лучшем нельзя было бы и мечтать. А вот канадцы почувствовали себя неудобно. Перспектива большого медального улова их прельстила, спору нет, а вот бескомпромиссность, с которой Own the Podium шел к своей жестко сформулированной цели, - уже не очень. Одно дело - платить матери-лыжнице за то, чтобы кто-то посидел с ее детьми, и совсем другое - не давать друзьям-американцам тренироваться на своем конькобежном овале. Это, сочли канадцы, уже как-то не по-канадски. А когда в первые дни Олимпиады медальные планы начали потихоньку рушиться, граждане северной страны и вовсе стали возмущаться вслух. За что, спрашивали они, мы продали медальному дьяволу свою чистую душу? И не находили ответа. Некоторое время. Потом нашли.

О том, как должен вести себя настоящий канадец, всему миру было продемонстрировано, когда Джон Монтгомери, рыжий детина с лицом и фигурой дровосека, выиграл золото в скелетоне. О том, что верхнего пенька пьедестала ему не избежать, Монтгомери понял, когда латыш Мартинс Дукурс закончил свой заезд, отстав от канадца на 0,07 секунды. Джон начал прыгать, смеяться и громко кричать, то есть вести себя так, как непременно повел бы каждый из нас, став олимпийским чемпионом. Вот только Монтгомери, слегка поостыв, счел нужным искренне и пространно извиниться перед Дукурсом. Канадскому богатырю было неловко из-за того, что он как бы праздновал не свой триумф, а неудачу латыша.

Чуть позже Монтгомери шел по Уистлеру в окружении фанатов и что есть мочи орал канадский гимн. К нему подбежала какая-то женщина и всучила в руки огромный кувшин с пивом. Скелетонист одним духом облегчил его где-то наполовину и продолжил свое триумфальное шествие. Так за считаные минуты здоровяк из Калгари превратился в ходячий символ своей непосредственной, расслабленной и совершенно нечванливой страны. Которой удалось наконец совместить все эти качества с поднятием национальной гордости за счет олимпийских побед.

Канадский путь к переосмыслению себя, как нам известно, в итоге завершился триумфально. По общему числу медалей они лишь третьи, но по золоту действительно убрали всех. И, что главное, при этом умудрились не воспринимать чужие победы как личное оскорбление, не глумиться над проигравшими и оставить у всех соперников прекрасное о себе впечатление.

Золотой рекорд Канады побить вполне можно, а это вот достижение поди-ка повтори.