Газета Спорт-Экспресс № 34 (5207) от 17 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

17 февраля 2010

17 февраля 2010 | Биатлон

VANCOUVER-2010

БИАТЛОН

ТЕПЕРЬ У НОЙНЕР ЕСТЬ ВСЁ

Вчерашние гонки преследования выиграли немка Магдалена Нойнер и швед Бьорн Ферри, впервые ставшие олимпийскими чемпионами. Среди россиян лучшими были Анна Булыгина и Иван Черезов (у обоих - 6-е место).

Сергей БУТОВ, Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Уистлера

Извиняемся за назойливость, но начинать рассказ о женской олимпийской гонке преследования опять придется с погоды.

Вчерашнее наше пробуждение в Уистлере было ознаменовано радостным событием: выпал снег. Ну как снег... Снежок. Канадских мальчишек радостный народ никакой лед коньками не резал, и краснолапый гусь тяжелый ни на какое лоно вод не падал, конечно. Но в целом смотрелось все живенько, беловато.

Непосредственный контакт с земной поверхностью, однако, заставил сделать вывод: чуден канадский снег не в любую погоду. Вчера, в частности, он оказался мокр и противен.

Мы бодро доковыляли до журналистского автобуса-шатла, расселись по местам и тронулись. Водитель - пожилой афроканадец - решил сделать нам приятное и включил печку. Минуты три нам это действительно нравилось. Потом захотелось расстегнуться. Затем - снять с себя все и еще чуть-чуть.

Шофер этих пустяков совершенно не замечал. А может, они навевали ему ностальгию по родине предков. Его приятная медитация, однако, довольно скоро была прервана диким криком какого-то канадца, включившего свою пароходную сирену: "Выключи чертову жару, драйвер!"

Призыв нашел отклик в сердце шофера. Печку он отключил и тут же получил побочный эффект в виде насмерть запотевшего лобового стекла. Наш температурный баланс нормализовался, зато стало страшно за собственное будущее. Водителю, казалось, не было видно ни зги.

Угробить он нас в итоге не угробил. Но поворот на Зимний олимпийский парк проехал. То ли сослепу, то ли закемарил. В этот момент совершенно некстати вспомнился анекдот про тост на поминках сотрудника автотранспортного предприятия:

- Выпьем за Михалыча. Умер как мужик - во сне. Не то что эти обделавшиеся пассажиры.

И все же судьба нам вчера благоволила. До биатлонного стадиона мы добрались хоть и слегка вспотевшими - причем не только от печки, - зато бодрыми и предельно мобилизованными. Зашли в пресс-центр. Оккупировали свободные места. И поимели от Олимпиады очередной сюрприз.

У журналистского пресс-центра прохудилась крыша. Тентовый шатер потек, не выдержав испытания уистлерским снегом. Что в общем-то объяснимо: на зимних Олимпиадах снег - большая редкость, так ведь? Поэтому делать крышу непромокаемой канадцам не было никакого резона. Затратно, да и трудоемко. А вот накрыть тысячи розеток кусками полиэтилена за ночь, что и было осуществлено в нашем случае, - в самый раз.

В общем, сейчас, когда мы пишем эти строки, крупные редкие капли смачно обрушиваются на клавиатуры наших ноутбуков. И это вовсе не пот, выделяемый изнуренными журналистскими организмами. Это наш пресс-центр плачет вместе с канадской погодой, проклиная свою мокрую планиду. Так что вероятность никогда не прочесть эти заметки у тебя, читатель, довольно велика. Достаточно одной тяжелой кап...

Впрочем, давайте все же о гонке. Перед женским спринтом мы очень хотели изловить в биатлонных "паддоках" кого-нибудь из тренеров российской сборной и плотно поговорить с ними о стратегии гонки. Штука это сложная, заключающаяся вовсе не в верном выборе стартовых номеров, а еще и в мельчайших узкоспециальных деталях. Например, в том, какой из кругов дистанции делать ударным, а какой - релаксационным, если так можно выразиться. Или - на каком пульсе подходить к огневому рубежу. Или... Да много чего еще включает на самом деле индивидуальная и командная стратегия гонки.

Изловил один из нас в итоге руководителя комплексной научной группы женской команды Николая Загурского. Который сказал:

- Стратегия одна - бежать быстро, стрелять точно.

В случае со спринтом - шифровался, уверены на сто процентов. А вот по отношению к гонке преследования его слова - в самое яблочко. "Беги, Лола, беги" и "Бей первым, Фредди" - лучше, чем названиями этих кинофильмов, стратегию и тактику преследования никак не описать.

ВНОВЬ БЕТОННАЯ ПЛИТА

Выстрел стартового пистолета показался нам, как обычно, залпом российских надежд. 12 секунд отставания у Булыгиной, 48 - у Слепцовой - это ли печали, по большому счету? И больше отыгрывали, причем намного больше!

Покатили плотно. И в совершенно равных погодных условиях на этот раз. Кузьмина и Нойнер лидерство свое после спринта вполне оправдывали, никого не подпуская и следя друг за другом. Однако интересовали всех в первую очередь, разумеется, рубежи, злое сито которых готово было пропустить через свои ячейки далеко не всех.

Немка и словачка (всякий раз, когда пишем такое про Кузьмину, испытываем сложные чувства) на первой "лежке" отработали чисто. Так же как и Булыгина с Зайцевой и Медведцевой. У Слепцовой случился один промах. Всю эту замечательную информацию мы охотно приняли к сведению, понимая: последующие рубежи будут показательнее в плане психологии и нервной устойчивости. А также, возможно, - физики, вопросы к которой после спринта у нас остались серьезные и пока что неразрешенные.

В то же время скоростные отсечки на первых кругах пищу для размышлений давали скупую. Видно было, скажем, что все россиянки, за исключением Слепцовой, ходом в начале гонки лидерам немного уступают. В то же время сама Слепцова вполне могла оказаться не основательно, базисно быстрой, а просто "рванувшей на пять, как на пятьсот". В спринте мы видели, что из этого получается.

Вот так и наблюдали за гонкой, размышляя, гадая, надеясь, предполагая... До тех пор, пока наши не начали мазать.

Булыгина не попала на второй "лежке". Зайцева - там же и в первой "стойке". Слепцова помимо первого рубежа не закрыла две мишени на четвертом. Наконец, Медведцева в стрельбе из положения стоя суммарно набрала три промаха.

Кузьмина и Нойнер по-тихому разыгрывали первое и второе места. Француженка Брюне подкралась и заглотила в борьбе за третье место француженку Дорен. И ни разу, к сожалению, во всей этой пьедестальной возне не мелькнули наши. По ходу гонки они лишь претендовали на то, чтобы подняться выше. Но не поднимались.

А потом наступил эффект последнего круга. Точнее, не наступил, а упал сверху бетонной плитой.

После четвертого рубежа Булыгина и Зайцева вырвались на оперативный простор четвертой и пятой соответственно. Без шансов на медали, это надо признать. Разве что на деревянные. Однако тут уж стали интересными не только соревновательные, но и аналитические моменты. Тем более что проявить интерес другого рода нам в Ванкувере возможностей пока предоставляется немного.

Так вот последний круг все четыре наши женщины прошли так, что стало ясно: проблемы у них вовсе не с лыжами, не со смазками, не с психологией и не со стрельбой. Они просто так готовы в настоящий момент. Или не готовы - это уж с какой стороны посмотреть.

Булыгина и Зайцева пропустили вперед себя Анну-Карин Олофссон-Зидек и Тору Бергер. Аня прошла последний отрезок хуже Нойнер почти на 14 секунд. Оля - на 17. Света Слепцова - на 15, Оля Медведцева - на 14. Да, Нойнер есть Нойнер, но мы ведь сюда не с японками и американками соревноваться приехали, а как раз с той же Нойнер! Кроме того, Олофссон-Зидек и Бергер каким-то образом сумели отыграть у немки на последнем круге 4 и 10 секунд соответственно! А мы-то что ж? Да вот то ж...

"КУЗЬМИНОЙ НАМ СЕЙЧАС НЕ ХВАТАЕТ"

Сразу после окончания гонки российская сборная в полном составе отправилась на закатку, поэтому появилась в смешанной зоне нескоро. К репортерам вышел главный тренер сборной.

- С Анной Булыгиной на втором рубеже произошло то, что не должно происходить с профессионалом: она не дослала до конца обойму в винтовку и выполнила два холостых выстрела, - первым делом объяснил Владимир Барнашов непонятную задержку на стрельбище лучшей по итогам гонки россиянки.

- Есть ли, с вашей точки зрения, какие-то положительные итоги гонки?

- Есть. Девчонки в один голос отметили, что сегодня четыре круга из пяти им удалось пройти в хорошем темпе. Остается надеяться, что в ходе индивидуальной гонки им удадутся все пять кругов. Могу сказать, что ее обязательно побежит Богалий-Титовец. Кто из нынешней четверки окажется в запасе, решим немного позже. Будем сегодня встречаться с тренерами, изучать протоколы. Анализировать чистый ход, прохождение рубежей.

- Нам не хватает сейчас такой биатлонистки, как Кузьмина?

- (Улыбается.) И Нойнер тоже.

А затем на вопросы "СЭ" ответила также многократная олимпийская чемпионка Кати Вильхельм из Германии.

- Кати, что вы думаете о выступлении Нойнер и Кузьминой?

- Оно получилось настолько уверенным, насколько это было необходимо для золота и серебра. Особенно у Магдалены. Она сейчас очень сильна, причем, не только физически, но и психологически. Разумеется, преследование невозможно рассматривать просто как отдельную гонку, без учета результатов спринта. Но в целом она и сегодня все сделала отлично.

- Какие мысли в преддверии дуэли Россия - Германия в эстафете?

- Знаете, я бы не стала говорить об эстафете как о противостоянии лишь двух команд. Мы, сборная Германии, очень серьезно настраиваемся на золото, но даже если получим любую другую награду, будем испытывать удовлетворение.

ПОКА ТОЛЬКО ОТЧАЯННО ЗАВИДУЕМ

Возвращаясь к нашим многострадальным надеждам: следует признать, что перед мужским преследованием их было значительно меньше, чем перед женским. Во-первых, премного уважаемые российские догоняльщики расположились не на четвертых-шестых местах, а на 10-м, 15-м и 30-м. Во-вторых, их отрывы от лидеров были суровыми, как уистлерские скалы: начиная от 1.18 у Ивана Черезова и заканчивая 2.11 у Максима Шипулина. В-третьих, самих преследователей на сей раз оказалось трое, а не четверо - Максим Чудов в гонку не попал, заняв в спринте 63-е место.

И этот был именно тот случай, когда отряд заметил потерю бойца. А уж собирался ли он при этом "Яблочко"-песню петь до конца и до чьего, собственно, конца, представлялось абсолютной загадкой.

Тем не менее, бежать все равно надо было. Точно так же, как и Оле Эйнару Бьорндалену (1.41 отставания), Микаэлю Грайсу (1.48), Томашу Сикоре (2.08), Доминику Ландертингеру (2.16) и Мартену Фуркаду (2.18). Всех великих слякотная спринтерская пороша загнала в какой-то невероятный олимпийский отстойник, из которого им надлежало выкарабкиваться. И россиянам вместе с ними. Доказывая тем самым, что и мы - великие.

На первом рубеже с доказательствами получилось не очень. Промазав по разу, Черезов откатился на 16-е место, Устюгов стал 18-м. Шипулин, правда, приподнялся на 24-е, но отрыв свой сохранил в точности таким, каким он был на старте.

Рубеж номер два: Черезов не промахивается, вернувшись в свою очередь на первоначальные позиции, Шипулин и Устюгов мажут по разу. Ситуация калейдоскопическая и в чем-то даже любопытная, если бы речь не шла об Олимпийских играх. На которых перемешивание слоев воды на средних глубинах мало кого интересует.

В лидерах тем временем по прежнему оставались дерзкий Же и непробиваемый Свендсен. К ним слегка подтянулись два потенциально опасных австрийца Эдер и Зуманн. Все, что удалось после второго рубежа не промахнувшемуся ни разу Бьорндалену, - перебраться с 17-го места на 10-е. И подготовить задел для рубежа номер три.

Норвежец отстрелял на нем чисто, что мигом вознесло его на третье место - вслед за Же и шведом Ферри. Ну а нашим пришел черед уверенно вписываться в общероссийскую канву на ванкуверской Олимпиаде. Черезов - промах. Устюгов и Шипулин - по два. 15-е, 31-е и 34-е место перед последней стрельбой.

От такого расколбаса даже крыша уистлерского пресс-центра течь перестала. Теки, не теки - все едино: у них грудь в крестах, у нас - голова в кустах.

Смотреть остаток гонки не было ни желания, ни смысла. И мысли лезли совсем не финишные. Настроения не исправило даже то, что у самой черты Черезов обогнал Бьорндалена, став в итоге 6-м. Что нужно было сделать с обеими командами - мужской и женской, - чтобы на главном старте четырехлетия они не могли дотянуться до пьедестала? Или - чего не сделать?

Ладно, об этом мы еще поговорим. А пока закончим репортаж констатацией факта: во вчерашней схватке биатлонных "йокодзун" победил швед Ферри. И мы ему - как и остальным победителям Олимпиады-2010 - отчаянно завидуем.

Гонка преследования. Мужчины. 12,5 км

1. Бьорн ФЕРРИ Швеция

33.38,4/1

2. Кристоф ЗУМАНН Австрия

+16,5/2

3. Венсан ЖЕ Франция

+28,2/2

4. Симон ЭДЕР Австрия

+31,0/3

5. Михаэль ГРАЙС Германия

+51,2/1

6. Иван ЧЕРЕЗОВ Россия

+51,2/2

7. Оле Эйнар БЬОРНДАЛЕН Норвегия

+51,4/2

8. Эмиль Хегле СВЕНДСЕН Норвегия

+52,0/4

9. Клемен БАУЕР Словения

+55,4/5

10. Сергей СЕДНЕВ Украина

+1.11,6/0

15. Евгений УСТЮГОВ Россия

+1.29,0/4

20. Антон ШИПУЛИН Россия

+1.56,0/3

Женщины.Гонка преследования. 10 км. Гонка преследования

После спринта

Стрельбы

Финиш

1-я/лежа

2-я/лежа

3-я/стоя

4-я/стоя

1. Магдалена НОЙНЕР Германия

+1,5 (2)

+0,8/0 (2)

11.53,9/0 (1)

18.27,3/1 (1)

24.59,3/1 (1)

30.16,0/2

2. Анастасия КУЗЬМИНА Словакия

- (1)

5.45,9/0 (1)

+23,6/1 (2)

+23,7/1 (2)

+6,2/0 (2)

+12,3/2

3. Мари-Лор БРЮНЕ Франция

+27,7 (6)

+37,7/0 (5)

+40,5/0 (3)

+27,8/0 (3)

+12,8/0 (3)

+28,3/0

4. Анна Карин ОЛОФССОН-ЗИДЕК Швеция

+57,9 (20)

+1.25,5/1 (19)

+1.28,7/0 (16)

+1.04,8/0 (9)

+43,6/0 (5)

+39,4/1

5. Тора БЕРГЕР Норвегия

+1.46,5 (33)

+1.49,1/0 (29)

+1.52,3/0 (27)

+1.24,4/0 (15)

+1.01,9/0 (8)

+51,2/0

6. Анна БУЛЫГИНА Россия

+12,1 (4)

+27,8/0 (4)

+1.20,2/1 (14)

+52,8/0 (5)

+38,4/0 (4)

+52,1/1

7. Ольга ЗАЙЦЕВА Россия

+27,8 (7)

+43,2/0 (6)

+1.11,8/1 (9)

+1.14,3/1 (11)

+47,1/0 (6)

+1.04,3/2

8. Анн Кристин ФЛАТЛАНД Норвегия

+34,1 (10)

+59,9/1 (11)

+1.08,1/0 (6)

+54,1/0 (6)

+51,1/0 (7)

+1.17,3/1

9. Тея ГРЕГОРИН Словения

+33,6 (9)

+46,4/0 (8)

+53,0/0 (4)

+1.03,4/1 (8)

+1.16,8/1 (9)

+1.22,6/2

10. Андреа ХЕНКЕЛЬ Германия

+1.20,1 (27)

+1.47,3/1 (28)

+1.43,9/0 (20)

+1.30,9/1 (19)

+1.22,4/1 (13)

+1.24,5/3

18. Светлана СЛЕПЦОВА Россия

+47,5 (13)

+1.21,1/1 (18)

+1.18,9/0 (12)

+59,1/0 (7)

+1.35,3/2 (16)

+1.50,9/3

20. Ольга МЕДВЕДЦЕВА Россия

+1.06,0 (22)

+1.13,0/0 (16)

+1.16,8/0 (11)

+1.49,6/2 (24)

+2.01,9/1 (22)

+2.15,9/3