Газета Спорт-Экспресс № 33 (5206) от 16 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 3

16 февраля 2010

16 февраля 2010 | Олимпиада - Ванкувер-2010

VANCOUVER -2010

ЛЫЖИ

Вчера первые олимпийские гонки - 10 и 15 км свободным стилем с раздельного старта - выиграли шведка Шарлотта Калла и швейцарец Дарио Колонья. Лучшими из россиян стали Евгения Медведева (7-е место) и Максим Вылегжанин (9-е).

РОЛИ ВТОРОГО ПЛАНА

Сергей БУТОВ, Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Уистлера

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ ПРЕДСТАВЛЕН ГЛАВНЫМ ТРЕНЕРОМ

Чтобы заранее узнать прогноз погоды на вчерашнее утро, спецкорам "СЭ" не нужно было включать телевизор или лезть в интернет, рискуя быть введенными в заблуждение противоречивыми данными. Следовало просто набрать телефонный номер главного тренера сборной России по лыжным гонкам Юрия Чарковского. Для него погода - та профессиональная база, вокруг которой тренерский штаб выстраивает стратегию забега для каждого спортсмена, останавливая свой выбор на соответствующих мазях и парафинах.

Чарковский с большим удовольствием опроверг появившийся в середине прошлой недели прогноз, согласно которому погода утром понедельника должна была бесстыже вилять туда-сюда в районе нулевой отметки, омрачая и без того беспокойное и нервнозатратное бытие работников смазочной бригады. "Никаких "туда-сюда" не будет. До полудня продержится минусовая температура", - отрезал главный тренер, и мы успокоились. Во всяком случае, появилась хоть какая-то определенность.

Звонили мы Чарковскому, разумеется, не только для того, чтобы расспросить про "виляния". Интересовали и более приземленные вещи - здоровье спортсменов, результаты последних прикидок, общее настроение и наличие боевого олимпийского настроя. В ответ мы получили исчерпывающие сведения, которые, впрочем, не прояснили ситуацию ни на йоту. Что в общем-то совершенно нормально, так как ясность, если верить группенфюреру Мюллеру, является одной из форм полного тумана. В особенности на соревнованиях уровня Олимпийских игр.

Итак, что же удалось разведать. Во-первых, травм, болезней и несчастных случаев среди гонщиков за последние дни зафиксировано не было. Тренеров беспокоил разве что месячный соревновательный простой самой опытной лыжницы в составе российской сборной - двукратной чемпионки мира Ольги Завьяловой. Тем не менее вопрос об ее участии в коньковой разделке был решен положительно после того, как на это дал свое добро старший тренер женской команды Виктор Смирнов.

Во-вторых, все россияне, за исключением 19-летнего Петра Седова - многократного чемпиона мира среди юниоров, включенного в заявку на разделку в качестве эдакого "рояля в кустах", были отправлены в сильнейшую группу. Это означало, что все фавориты, к коим, хотелось верить, относились и россияне, должны были стартовать примерно в одно и то же время, оказавшись в равных условиях. Седов, чье психологическое состояние вызывало у нас определенные опасения (дебютант, как-никак!), по свидетельству очевидцев, накануне старта выглядел спокойным, расслабленным и готовым к драке.

В-третьих, никаких контрольных тренировок, как это сделали биатлонисты накануне спринта, лыжная сборная перед своим олимпийским дебютом не проводила. Здравый смысл подсказывал, что, наверное, могла, но просто не сочла целесообразным. Что косвенным образом должно было свидетельствовать о примерно одинаковом уровне подготовки каждого лыжника. Каким в итоге окажется этот самый уровень - другой вопрос, рассуждать о котором до гонки смысла не имело.

В-четвертых, резкое похолодание в ночь с воскресенья на понедельник позволило организаторам немного перевести дух, и они дали торжественное обещание подготовить самую жесткую трассу, на которую только способна их инженерная мысль. Что ж, уже неплохо. Ведь все последние тренировочные дни покрытие трассы из-за непрекращавшегося дождя напоминало манную кашу, а ее состояние в какой-то момент, по словам Чарковского, и вовсе было критическим.

Таковы были предстартовые расклады. Пора на лыжню.

ПОРАЖЕНИЕ С ПРИЦЕЛОМ НА ЭСТАФЕТУ

Первым номером лыжной программы была назначена женская "десятка". Россиянки стартовали в сильнейшей группе довольно кучно: Завьялова - 19-й, Наталья Коростелева - 20-й, Евгения Медведева - 22-й, Ирина Хазова - 29-й. После Хазовой расположились все те, от кого следовало ожидать самых больших "пакостей" - норвежка Кристин Стейра, шведка Шарлотта Калла, финка Айно-Кайса Сааринен и полька Юстина Ковальчик. Пристальное внимание следовало обратить и на действующую олимпийскую чемпионку в этой дисциплине эстонку Кристину Шмигун-Вяхи, вернувшуюся в спорт после рождения дочери, а также на стартовавшую прямо перед Хазовой многократную чемпионку мира норвежку Марит Бьорген.

Расклад сил в принципе стал более или менее ясен с самого начала. И расклад этот никаких особенных дивидендов россиянкам не сулил. Уже на отметке 1,3 км показали зубы Шмигун-Вяхи и Калла. Миниатюрную 22-летнюю шведку рассматривали как готовую для больших побед спортсменку и раньше, а уж после ее победы на этапе Кубка мира в канадском Кэнморе чуть более недели назад - вовсе записали в стан главных претенденток на победу. Тем более что в Кэнморе фактически репетировали олимпийскую "десятку", пробежав ее коньком. Лидер мирового сезона Ковальчик визуально смотрелась тяжеловато, однако держала контакт с группой лидеров.

Олимпийская чемпионка Турина Медведева на финиш первого 5-километрового круга пришла на высоком пятом месте, причем ее 12-секундное отставание от будущей победительницы Каллы совершенно не выглядело безнадежным. В том же Кэнморе Медведева, на которую перед Играми обрушилось тридцать три несчастья в виде болезней и болячек, могла показать очень приличный результат, но обидно упала на спуске, отчего на финише по-девичьи расплакалась.

Завьялова, вокруг которой было столько опасений, смотрелась на общем фоне вполне прилично, но все же недостаточно амбициозно с точки зрения медальных амбиций. Несколько озадачили невнятным началом Коростелева и Хазова. Правда, насчет последней особенных тревог до конца стартового круга не возникало - Ирина и в Кэнморе, где в условиях жесткой конкуренции она заняла на уже упоминавшейся "десятке" третье место, стартовала относительно медленно.

Окончательно спортсменок по местам расставила отсечка 7,3 км. Она же лишила Россию последних надежд на награды. Калла и Шмигун-Вяхи отъехали от всех настолько, что всем осталась одна забава - разыгрывать бронзовую медаль. Поучаствовать в ней могла разве что Медведева, но получилось у Евгении не очень. Завьялова, Коростелева и Хазова завязли в песках второй десятки, выбраться из которых уже не сумели. Третьей же на финиш пришла Бьорген, подтвердившая свою олимпийскую "невезучесть". Маститая норвежка завоевывает медаль на третьих подряд Играх - и всякий раз эта медаль сделана не из золота. Нашим бы такую "невезучесть", впрочем…

В общем, оснований прыгать до потолка от результатов первой гонки у нас нет, но невозможно пройти мимо того факта, что Россия оказалась единственной страной, лыжницы которой в полном составе расположились в первой двадцатке. Боеспособная эстафетная команда у нас, кажется, есть.

МЕДВЕДЕВА ДОВОЛЬНА

Евгения Медведева после гонки не выглядела разочарованной.

- Вы стали сегодня лучшей из российских гонщиц...

- Я бы не ставила так вопрос. Медалей не добыли, вот что главное. Хотя настраивались. Могу сказать, что очень довольна своим самочувствием. На сегодняшний день это моя лучшая гонка в сезоне. Раньше были большие проигрыши в коньке, а сейчас немножко подкорректируем - и можно сражаться.

- Что именно подкорректируете?

- С ходу и не скажешь. Сегодня все было идеально: лыжи, трасса... Не то что у биатлонистов накануне. Старты начались - уже хорошо. Через гонки форму лучше набирать.

- Если бы попали в призы сегодня, это стало бы для вас неожиданностью?

- Почему, я настраивалась на медали. Но соперницы оказались сильней.

- С высотой угадали при подготовке к Играм?

- Да, никаких неприятных моментов. Здесь 900 метров, для кого-то очень коварная отметка. И для меня тысяча с небольшим лучше переносится. Но не настолько, чтобы говорить о неудобствах. Если форма набрана, бежится везде хорошо.

- Сегодня ночью в Уистлере наконец подморозило.

- Это большой плюс, ход был намного легче.

- Биатлонистов вам не жалко было, выступавших в снегопад?

- Мы всех наших смотрим, за всех болеем. Больше всего жалко было Альберта Демченко. Видно, что человек расстроен.

- Знали ситуацию на трассе?

- Мне говорили, что борюсь за шестое место.

- Дистанцию по отрезкам ровно прошли?

- Завала не было, по-моему, ни на одном отрезке. Единственное, сонливость какая-то чувствовалась. Два предыдущих дня вообще вставала вся разбитая по утрам, ноги ныли, сил совершенно не было. Наверное, небольшая акклиматизация после того, как из Кэнмора с 1400 метров спустились. И из-за погоды еще. А сегодня проснулась, сделала зарядочку, чувствую - все в порядке. Хорошо, что начали бегать, наконец. Уж так долго эту гонку ждали!

- Муж с вами на Играх?

- Конечно. Здорово помогает, спасибо ему.

ЗАВЬЯЛОВА МЕЧТАЕТ О МЕДАЛИ

- Особо не расстроилась, хотя хотелось бы большего, - призналась Ольга Завьялова. - Долго стартов не было, в последний раз бежала на Tour de Ski 10 января. Я сама так захотела. А в Кэнморе было самочувствие плохое, не вышла на гонку. Ладно, продышалась сегодня, дальше будет полегче.

- Говорят, у вас проблемы с акклиматизацией были?

- Очень тяжело перенесла. И тошнило меня, и кружило.

- Трасса сегодня ваша была?

- Скорее для Жени Медведевой. Поворотов много, спусков, отдохнуть негде.

- Случайностей не произошло при распределении мест?

- Не думаю. Разве что Сааринен без медалей осталась и Ковальчик. Юстине, наверное, все-таки надо было готовиться к этим стартам, а не все подряд бегать.

- Можно ли сказать, что ваша цель на этих Играх - эстафета?

- Вы смеетесь надо мной, да?

- Нет, мы просто помним, что в Турине-2006 вы не попали в эстафетную гонку и расстроились.

- Нет, цель не эстафета. Медаль хоть какую-нибудь взять бы в Ванкувере!

В ОЖИДАНИИ МАСС-СТАРТОВ

В перерыве между "десяткой" и мужской коньковой гонкой на 15 км мы встретили вице-президента ОКР Владимира Логинова, возглавляющего лыжную федерацию. Он по горячим следам устроил начальственную планерку с участием нынешнего и бывшего главных тренеров сборной, Чарковского и Александра Кравцова, ныне руководящего Центром спортивной подготовки.

Коктейль из эмоций, легко читаемых на их лицах, мы описали бы, как контролируемое разочарование, скрытое под маской умеренной жизнерадостности. Логинов посетовал на то, что из Москвы спустя всего несколько минут после окончания гонки посыпались звонки - "не проявили волю", "не выручили" и так далее, и тому подобное. "Как будто другие спортсмены не готовятся к Олимпиаде", - резюмировал Логинов. Хотя чему тут удивляться? Готовятся-то все, но золотых медалей в стране все-таки ждут от своих. А не от Анастасии Кузьминой, при всем к ней уважении.

Незадолго до начала мужской гонки, закончив разбор полетов, руководители отправились на разные участки трассы готовиться к выполнению непосредственных обязанностей на ближайшие полтора часа - кричать во все голосовые связки и гнать своих спортсменов вперед.

Сергей Ширяев, Максим Вылегжанин и Александр Легков ушли на дистанцию практически одновременно. Седов, как уже говорилось выше, в "красную" группу не попал, получив 44-й стартовый номер. Легков со свойственной ему прытью (от которой Александр порой страдает, частенько доезжая до финиша на зубах) рванул со старта и на первой отсечке 2,3 км показал третье время - пропустил вперед лишь чеха Лукаша Бауэра и шведа Маркуса Хельнера. Увы, никто другой из россиян на экранах мониторов не показался, что ничего хорошего не предвещало.

Легкова хватило ненадолго. Как позже выяснилось, у него начало сводить ногу, и к отсечке 8,7 км Александр приехал 9-м с почти полуминутным отставанием. Ширяев (еще на втором километре у него сломалась палка) и Вылегжанин показали там же соответственно 11-е и 15-е время. На финише сумел прибавить разве что Вылегжанин, грамотнее других разложивший силы по дистанции: в итоге он стал 9-м. Тогда как Легков опустился на 15-ю позицию.

Сенсационно слабо смотрелся трехкратный чемпион мира-2009 и самая яркая звезда современного лыжного спорта норвежский вундеркинд Петтер Нортуг. Правили же вчерашним балом те самые люди, что и на "репетиции" в Кэнморе. Тем самым они в очередной раз подтвердили, что чудеса в лыжах случаются редко. Швейцарец Дарио Колонья и итальянец Пьетро Пиллер Коттрер с пьедестала почета в Кэнморе перешагнули на куда более престижный пьедестал, пригласив в свою компанию Бауэра, который перетерпел Хельнера в борьбе за третье место.

Нам же (как и хваленому Нортугу, в итоге проигравшему Колонье более двух минут) остается радоваться тому, что индивидуальных гонок в оставшейся олимпийской программе больше не значится. В масс-стартах россиянам должно быть попроще.