Газета Спорт-Экспресс № 33 (5206) от 16 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
VANCOUVER -2010
Юрий БАШМЕТ: "А ВЕДЬ МОГ БЫ И В ЦИРКЕ ВЫСТУПАТЬ"
Лев РОССОШИК |
из Ванкувера |
Меня представили маэстро за несколько минут до начала концерта. Я с ходу попросил об интервью. Башмет, не раздумывая, согласился поговорить после выступления.
Представление в одном из лучших залов города - театре "Орфей", которое было посвящено открытию "Дней Сочи-2014 в Ванкувере-2010" (в нем приняли участие всемирно известный альтист Юрий Башмет с оркестром и выдающаяся балерина, солистка Мариинки Ульяна Лопаткина с кордебалетом), прошло на ура. Это был единственный концерт замечательных артистов в столице Белой олимпиады-2010. Уже на следующий день утром маэстро Башмет улетел в... Сочи.
* * *
- Вы носите почетное звание "посол Сочи-2014". Что это для вас значит?
- Аналогичный вопрос мне задали сразу после того, как я обрел статус посла. Поначалу даже дернулся: а собственно, что я должен делать? Сразу ответа не нашел. Но постепенно привык к этой "должности", и она мне очень нравится. Понимаете, благодаря своей новой миссии открыл в себе совершенно новые качества - сочетание музыкальности и спортивности, так скажем. Интересно, что прежде об этом просто не задумывался.
А ведь на самом деле пути спорта и искусства постоянно пересекаются. Пример? Будьте любезны. Совсем недавно прошел мой конкурс - международный конкурс альтистов в Москве, уже шестой по счету. Четыре тура. И вот представьте: в первом из них молодой участник прекрасно выступает и получает высший балл, опережает всех; во втором играет ниже среднего, в третьем туре - более или менее сносно, в четвертом - опять лучше всех. И он не получает первую премию! Разве это не спорт!?
- А что - лучшего определяли по сумме баллов?
- Именно так. Вот если бы в последнем туре он сыграл гениально и это бы признали все члены жюри, тогда, наверное, вообще не стали бы считать баллы. Плюс кроме техники учитывался и стиль исполнения. В спорте же точно так же. Это же не просто техника и сила воли, но еще и характер, грациозность, элегантность, красота. Все находится в гармонии.
Я благодарен своей маме, которая прекрасно понимала, что ребенку нельзя все время проводить со скрипкой. Она заставляла меня откладывать инструмент и отправляла кататься на велосипеде, приговаривая при этом: "Поезди, сынок, проголодаешься - вернешься. Поешь - еще позанимаешься".
- Вот это мама! Здорово, что она вас так понимала.
- Действительно, понимала - может быть, потому, что к музыке отношения не имела. В Одессе есть уникальная музыкальная школа имени Петра Столярского. Это был замечательный педагог. Именно ему принадлежит гениальная, на мой взгляд, фраза: "Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы". Кстати, в этой школе учился сам Давид Ойстрах.
- Вы меня предупредили, что времени на интервью совсем немного и что вам рано утром улетать в Сочи. А что там будет? Концерты?
- Третий международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Вообще Ванкувер возник неожиданно. Так что пришлось попросить моего старого знакомого, артистического директора итальянца Марио Брунелло (он знаменитый виолончелист и когда-то выиграл конкурс имени Чайковского), чтобы, не нарушая контракта, сдвинуть на день концерт в Европе. Так высвободилось время прилететь на день сюда, в Ванкувер.
- Сочетание классики и балета в одном концерте - это для вас впервые?
- На самом деле это третье выступление в таком формате. У меня бывали концерты с драматическим театром, с представителями разговорного жанра. А вот с Ульяной Лопаткиной мы вместе вышли на сцену в третий раз. Причем вскоре нам предстоит и четвертый концерт. Знаете где? Опять же в Сочи! У нас, как мне кажется, получилось очень красивое шоу - мой оркестр и наша самая-самая прима-балерина и киевский кордебалет.
- Какую роль сыграл, а может, и продолжает играть спорт в вашей жизни? Про велосипед мы уже знаем.
- Кстати, про велосипед. Однажды в пионерском лагере в Закарпатье я на простом дорожнике обыграл всех, даже тех, кто выступал на спортивных вело. Но это так, к слову. Я, поверьте, здорово гонял, причем и задним ходом - запросто мог бы в цирке выступать. Представляете, какой был бы номер - на велосипеде задним ходом и при этом играю на скрипке. По-прежнему иногда веселю детей моих друзей, выполняя такой трюк: ведь навык езды остался. Велосипед теперь, конечно, виляет, но пока я не упал ни разу.
Какое-то время занимался водным поло. Но там была опасность вывихнуть палец, принимая мяч. Были еще и прыжки в воду. Но выше пятиметровой вышки не забирался - побаивался. А с метра и с трех выделывал всякое. И все же самым серьезным спортивным увлечением было фехтование. Даже разряд имел и мог бы, наверное, и мастером спорта стать. Но тут опять вмешалась мама: ей кто-то сказал, что можно кисть повредить, и она настояла, чтобы я оставил спорт. Но до сих пор помню все позиции защиты - если потребуется, смогу показать. Когда сыну было лет 12, предложил ему попробовать ударить меня палкой. Он, конечно, поначалу опасался сделать мне больно, но быстро понял, что просто не в состоянии вообще добраться своим "оружием" до моего тела.
- Вы будете следить за происходящим в Ванкувере?
- По мере возможности, разумеется. Важно, чтобы наши ребята больше побеждали. Особенно буду переживать за хоккеистов - мне кажется, в этом виде у нас есть шансы на золото. А из летних видов привлекает, разумеется, фехтование, а еще - легкая атлетика, борьба. Очень любопытным представляется современное пятиборье.
- Спасибо. Не смею вас больше задерживать, маэстро.
- Я действительно очень тороплюсь. Но напоследок расскажу одну занятную историю, связанную с Олимпиадой в Сочи. У моего камерного оркестра был юбилейный тур. И один из первых концертов проходил там, в Сочи. И присутствовали конкуренты нашего города из Зальцбурга и Пьонгчанга.
- То есть это было еще до выборов в Гватемале?
- Да, еще до выборов. Но незадолго. Был успешный концерт, а потом, как положено, банкет. Присутствовали, помню, Слава Фетисов, Ира Роднина и Миша Швыдкой, в то время министр культуры. И Михаил Ефимович произнес тост. Смысл его сводился к следующему: если Сочи проиграет в конкурсе олимпийских городов, то во всем обвинят культуру. И предложил выпить за то, чтобы культура не была виновата.
А через полтора-два месяца была Гватемала - и победа Сочи. Думаю, что наша культура сыграла в этом успехе не последнюю роль. С того момента и было решено проводить в Сочи фестиваль моего имени.
- Получается, опять своеобразная эстафета "Ванкувер - Сочи". Успешной работы вашему фестивалю. И до встречи на Олимпиаде через четыре года!
- Это-то обязательно. А может быть, дороги сведут нас еще раньше? В Лондоне, например. На летних Играх. Почему бы и нет?