Газета Спорт-Экспресс № 32 (5205) от 15 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

15 февраля 2010

15 февраля 2010 | Олимпиада - Ванкувер-2010

VANCOUVER-2010

КОНЬКИ

Первую медаль - бронзовую - в копилку российской команды принес конькобежец Иван Скобрев, ставший третьим на дистанции 5000 м .

26 ЛЕТ СПУСТЯ

Лев РОССОШИК

из Ванкувера

Всю обратную дорогу - от Олимпийского овала в Ричмонде до главного пресс-центра в Ванкувере - я размышлял о том, что эту скобревскую бронзу нам пришлось ждать больше четверти века. С тех самых пор, когда в Сараево-1984 свердловчанин Игорь Малков завоевал золото на "десятке" и серебро на "пятерке", об олимпийских медалях на стайерских дистанциях оставалось лишь мечтать.

Нет, вы только задумайтесь: на комбинезоне Малкова красовались тогда четыре буквы - USSR, а проходили те Игры в Югославии. Вот как давно это было. Вечность назад...

В ПОИСКАХ СПАРРИНГА

Сказать по правде, итоги предыдущего, предолимпийского сезона оптимизма не вселяли: хабаровчанин Ваня Скобрев был, конечно, претендентом на место в олимпийской сборной, но никак не на медали. Специалисты отмечали его потенциал, боевитость, спортивную упертость - но этим и ограничивались. Парень, конечно, прогрессировал, но совсем не так, как хотелось. Прежде всего - самому Скобреву.

Выход он видел один - надо готовиться к Играм за границей. Вновь и вновь повторял: "К несчастью, в России у меня нет достойного спарринга. Не с кем тренироваться, не на кого равняться. А без постоянной конкуренции на тренировках высокие результаты в соревнованиях показать невозможно".

Но кому захочется воспитывать конкурента? Обратились к норвежцам с просьбой о том, чтобы Скобрев позанимался бок о бок с неоднократным призером многих турниров Ховардом Бокко. Те ни в какую. Не согласился иметь рядом такого партнера и знаменитый голландец Свен Крамер, о чем Ваня (то ли в шутку, то ли всерьез) признался уже после "пятерки" на пресс-конференции.

Спасибо генеральному секретарю Союза конькобежцев России Александру Кибалко - он договорился с итальянским специалистом Маурицио Маркетто, который более двух десятилетий руководит сборной Италии и подготовил двукратного олимпийского чемпиона Турина-2006 Энрико Фабриса.

В олимпийском сезоне россиянин стал тренироваться вместе с тем же Фабрисом и французом Алексисом Контеном. Это было как раз то, что нужно. 26-летний спортсмен (27 ему исполнилось уже в Ванкувере - 8 февраля) от старта к старту бежал все быстрее и чувствовал себя в компании сильнейших все увереннее.

НОРВЕЖСКОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ

В пресс-ложу Олимпийского овала мы поднялись часа за полтора до старта первой пары, но свободных мест на оранжевых трибунах почти уже не было. Оранжевых - потому что подавляющее большинство болельщиков было голландцами, и все они пришли, чтобы стать свидетелями триумфа их любимца - Крамера. Почтенную публику, как и на многих других турнирах, "заводил" духовой оркестрик. Естественно, тоже оранжевый. Когда Крамер вышел на короткую разминку, ему устроили такой прием, словно он уже выиграл золото. Но Крамер никак на все это не прореагировал (может, заранее запасся берушами?) и вскоре отправился в раздевалку, уступив место на льду первой, не самой сильной группе участников.

Моим соседом оказался немолодой норвежский журналист. Узнав, что я из России, он тут же спросил: "За медалью приехали?" И продолжил: "Почти не сомневаюсь, что Скобрев сегодня поднимется на пьедестал. Хотя реально за награды будет бороться человек восемь, не меньше. А медалей-то всего две". Я попытался было возразить, что их три. На что норвежский коллега заметил: "Неужели вы верите, что Крамера кто-нибудь обгонит?"

Насчет восьми я немного засомневался, и мы вместе стали по стартовому протоколу считать реальных претендентов на серебро с бронзой. Из первых семи пар, которые должны были выйти на лед до заливки льда, выделили еще голландца Яна Блокхуйзена, успешно "сыгравшего" на недавнем чемпионате Европы (как позже выяснилось, он действительно показал лучшее время среди 14 стартовавших первыми участников). Стали смотреть дальше. В 10-й паре жребий свел француза Контена с норвежцем Хенриком Кристиансеном. Следом - с самим Крамером! - бежал не менее знаменитый темнокожий американец Шэйни Дэвис (чемпион Турина-2006 на "тысяче"). Потом еще один олимпийский чемпион Турина, но на "десятке", Боб де Йонг из Голландии с корейцем Ли Сеун Хуном. Скобрева и Фабриса - как будто нарочно, чтобы поиграть на нервах у нас и Маркетто, - жребий свел в одном забеге. А завершала этот парад имен последняя пара - Бокко и триумфатор Игр-2006 именно на "пятерке" Чед Хедрик из США. Сколько получилось? Даже не восемь, а девять, если не брать во внимание корейца.

Хотя - почему не брать? В своем предновогоднем интервью нашей газете Скобрев называл это имя! И отметил тогда, что парень невероятно быстро прогрессирует. Так получилось десять соискателей всего двух наград.

КОРЕЙСКИЙ ВЫСКОЧКА

Пока шла заливка льда, я пообщался с одним из наших тренеров - Владимиром Филипповым.

- Жеребьевкой довольны?

- Разумеется. Это же здорово, что, соперничая с самим Фабрисом, можно ориентироваться на время Крамера, который побежит раньше.

- А почему результаты у уже стартовавших участников не очень-то "олимпийские"?

- Похоже, качество льда не очень хорошее. Более ничем объяснить нельзя - к Играм все спортсмены подошли в оптимальной форме.

За ориентир взяли время Блокхуйзена, лучшее в первой группе, - 6.26,30. Но Контен с первых же метров показал, что готов на куда более современный результат. Француз ровно крутил круги и, если бы не сбой на пятом витке, мог пробежать и быстрее. Увидев на табло 6.19,58, мой норвежский сосед поторопился с утверждением: "Это почти наверняка медаль".

Тут пришел черед Крамера. Бегом лидера можно было любоваться - и в техническом, и в тактическом плане он долгое время выглядел безукоризненно, каждый круг у него был быстрее 30 секунд. Но на трех последних 400-метровках голландец стал сдавать: было видно, что он устал и концовка дается ему с трудом. Тем не менее получилось 6.14,60 - новый олимпийский рекорд, на шесть сотых лучше прежнего достижения его соотечественника Йохема Ютдехааге, который восемь лет назад победил в Солт-Лейк-Сити. Но ведь каток-то в американском штате Юта высокогорный и самый быстрый в мире, а в Ричмонде - равнинный и совсем не скоростной! И как тогда быть с "небыстрым" льдом?

Невероятно интересным оказался забег опытного де Йонга с "выскочкой" Ли Сеун Хуном. Маленький кореец мчал по матовому льду словно заведенный и на последних кругах (что удивительно!) был даже свежее, чем на первых. 6.16,95 против 6.19,02 у де Йонга. Это была уже твердая заявка на медаль. И где там француз? И где норвежский коллега?

Пришел черед Скобрева с Фабрисом. Тут, кстати, стоит рассказать одну любопытную историю. Поначалу вести россиянина, подсказывая ему с тренерской "биржи", планировал Маркетто, но НОК Италии запретил ему это делать: зачем до такой степени помогать конкуренту? В тот момент никто и предположить не мог, что судьба сведет двух друзей в одном забеге.

Иван и Энрико катили нога в ногу. Так продолжалось до отметки в 3 км: 3.47,11 у Скобрева против 3.47,12 у итальянца. А знаете, сколько на этом отрезке было у корейца? 3.48,56! Чуть ли не на полторы секунды хуже, чем у нашего парня! Более того, Скобрев еще прибавил. Три следующих круга: 29,95 - 29,87 - 29,55. Показатели Ли на тех же отрезках: 30,06 - 30,02 - 29,51. Но...

Устал Скобрев. И на двух последних 400-метровках его скорость стала падать. Перед заключительным кругом он еще опережал график корейца ровно на секунду - 5.46,69 против 5.47,69, но потом, как говорят конькобежцы, встал и, по собственному признанию, доехал до финиша на деревянных ногах. Завершающую 400-метровку кореец преодолел за 29,26 (!), а Скобрев - за 31,36. Получился третий результат дня.

СМЕХ И СЛЕЗЫ

Радости было море. У Крамера и Скобрева. Оба и лед целовали, и всех вокруг благодарили, и носились по катку как угорелые. Плюс наш спортсмен успел посидеть на плечах одного из тренеров - Дмитрия Дорофеева - и пробежал босиком по льду через весь овал принимать поздравления от любимой девушки.

Я же тем временем сумел пообщаться с Контеном, которого врачи чуть не силком тащили на допинг-контроль.

- Вы могли предположить, что Скобрев выиграет у Фабриса?

- Вполне, ведь они спортсмены одного уровня. Иван заслужил эту медаль своим трудом.

- А если бы на месте Фабриса оказались вы?

- Это еще может здесь, в Ванкувере, произойти. В любом случае я, как и Фабрис, боролся бы до конца. Мне вообще нравится соревноваться с Иваном. Он классный парень.

Фабрис прошел мимо - туча тучей: глаза в пол, ноль внимания на окружающих.

А Скобрев говорил без умолку:

- Этот самый Ли пришел из шорт-трека. Он там не пробился в олимпийскую команду, вот и решил попробовать себя на большом катке. Что из этого получилось, вы видели. Перед забегом я думал, что мы с Фабрисом поделим серебро и бронзу, но жизнь распорядилась иначе. С Энрико еще не говорил - он пока не отошел от борьбы. Только пожали друг другу руки. Меня ведь изначально рассматривали Фабрису в качестве спарринг-партнера, а не как человека, который будет у него выигрывать, да еще на Олимпийских играх. Перед забегом мы договорились, что побежим на максимуме, что я и сделал. Так сильно не начинал даже на самых быстрых катках мира. А на последнем круге вообще ничего вокруг не видел, хотел только добраться до финиша… Мысль в голове была одна: "Я обыграл Фабриса!" Взойти на олимпийский пьедестал было мечтой всей моей жизни. И вот она осуществилась.

Далее последовали хвалы Богу, который не забыл Ивана в этот день, а еще - всем тренерам, которые ему помогали все эти годы, руководству отечественного спорта и конькобежного союза.

Хороший парень Скобрев! Ему теперь "десятку" бежать - так пусть Ване сопутствует удача. Аппетит ведь приходит во время еды, согласны?