Газета Спорт-Экспресс № 32 (5205) от 15 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

16 февраля 2010

16 февраля 2010 | Олимпиада - Ванкувер-2010

VANCOUVER-2010

БИАТЛОН

В субботу наша соотечественница Анастасия Кузьмина, выступающая ныне за Словакию, стала олимпийской чемпионкой в спринте .

ЧУЖАЯ НАСТЯ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Уистлера

Забавна человеческая природа. Год назад, когда масс-старт на чемпионате мира в корейском Пьонгчанге выиграла Ольга Зайцева, радости у нас было выше крыши. Законной, кстати. И Анастасией Кузьминой, ставшей тогда второй, мы позволили себе слегка погордиться с высоты своего положения. Из наших ведь, из тюменских, хоть и представляет Словакию. Молодец, Настя, - растет!

И вот Настя выросла. В субботу она стала олимпийской чемпионкой. А у нас к гордости за нее примешалось щемящее чувство, о котором в Корее по понятным причинам и речи не было, - досада. Упустили, прохлопали звезду! Отдали словакам как ненужную, не слишком перспективную, а она возьми да и взлети на самый верх пьедестала ванкуверского спринта, где не оказалось ни одной из россиянок!

Что имеем - не храним, потерявши - плачем...

Настя действительно наша. Она даже победную пресс-конференцию давала на русском. (Хотя могла бы, как сама призналась, и на хорошо освоенном ею словацком). Дочь мастеров спорта по лыжам и биатлону, старшая сестра гонщика российской сборной Антона Шипулина, воспитанница тренера этой же сборной Леонида Гурьева, пестовавшего ее шесть лет, и тюменского специалиста Сергея Шестова, выпускница юридического института.

В 2005 году во время торжественного вечера, посвященного уходу Галины Куклевой из большого спорта, Анастасия (тогда еще Шипулина) получила в наследство винтовку знаменитой гонщицы. Затем вышла замуж за израильского лыжника Даниэля Кузьмина, родила сына Елисея, перебралась в словацкую Банску-Быстрицу и с 2008 года выступает за сборную этой страны. А могла бы выступать за Россию...

Могла ли?

Решение о переходе под чужие знамена Настя принимала самостоятельно. Убедила родителей, которые поначалу были против, что лучше словацкая синица в руках, чем российский журавль в небе. Удержать ее насильно в нашей сборной - или на подступах к ней - не могли. Другое дело - и не пытались.

Четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов обронил во время спринтерской гонки в Уистлере любопытную фразу. Когда стало ясно, что Кузьмина выиграла, бывший президент Союза биатлонистов России, с которым мы стояли рядом на тренерской бирже, сказал негромко: "Это ведь я ее отдавал. Всех спрашивал: "Нужна?" Отвечали: "Не нужна". Раз так, думаю, пусть уходит".

История занятная. Из тех, кого опрашивал Тихонов, ни один, полагаю, сегодня в содеянном не сознается. Существует, кстати, и другая версия. Мол, Тихонов разрешил Насте сменить спортивное гражданство своим, а не коллегиальным решением. В общем, дело темное, концы нынче вряд ли найдешь. Однако так ли важно, если разобраться, кто отпускал, по сравнению с тем, кого отпустили?

На момент перехода в словацкую сборную Кузьмина была двукратной чемпионкой мира среди юниоров и двукратной победительницей чемпионатов Европы. И вот такая оказалась нам не нужна?! Это очень сложно понять, ей-богу. А кто нам тогда нужен? Исключительно чемпионки Вселенной и окрестностей?

В Словакии Настя тренируется под руководством мужа Даниэля и президента ассоциации биатлона страны Юрая Санитра. Известные тренеры? Ну, если только в узких кругах. А вот поди ж ты, сумели сделать из молодой мамы, чуть больше месяца назад сломавшей две плюсневые кости на левой руке, олимпийскую чемпионку.

В нашей же биатлонной сверхдержаве - не только сами не сумели, но еще и отпустили гонщицу на все четыре стороны. Хотя всего-то и требовалось в свое время - заинтересовать спортсменку. А если точнее - захотеть заинтересовать, потому что никаких скрытых талантов при таких регалиях разглядывать в ней уже не нужно было.

И заинтересовать не обязательно деньгами, хотя это тоже очень важно. Перспектива быть востребованной, возможность попасть в сборную - вот что могло удержать Настю в России. Увы, в праве на такую перспективу ей было отказано. Желающих работать с будущей олимпийской чемпионкой у нас в стране не нашлось.

Сейчас победу Кузьминой можно трактовать по-разному. Порадоваться, например, за космополитизм и глобализацию спортивного мира, подарившего России Холдена и Кавагути, а Словакии отдавшего Кузьмину. Или, напротив, обозленно заподозрить небескорыстие тех, к кому словаки обращались с просьбой разрешить забрать Настю. Ведь ходят же слухи о сложившихся тарифах за российских борцов, которым тесно в наших южных регионах, зато очень просторно и во всех отношениях комфортно во многих других сборных мира.

А можно просто поздравить Настю с большой победой. Что и сделали в субботу в Уистлере полтора десятка российских журналистов, стеной обступивших Кузьмину после пресс-конференции. Минут через пять разговора откуда-то сбоку нами были услышаны, наконец, слабые протесты двух или трех словаков: "Дайте же наконец и нам задать вопросы! Она завоевала медаль для Словакии, это наша гонщица!"

Ваша, ваша. Чья же еще...

О мужском спринте - стр. 16