Газета Спорт-Экспресс № 2 (5175) от 11 января 2010 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

11 января 2010

11 января 2010 | Биатлон

БИАТЛОН

КУБОК МИРА

СУМАТОХА

Заключительный день соревнований в Оберхофе успеха нам не принес. Лучшими из россиян в масс-стартах были Ольга Зайцева, которая финишировала шестой, и Евгений Устюгов, занявший четвертое место и вернувший американцу Тиму Берку желтую майку лидера общего зачета Кубка мира.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Оберхофа

Начиналось в воскресенье все ужасно - туманом, из-за которого впору было всерьез задуматься об отмене гонки. Но за считаные минуты до начала женского забега туман вдруг прямо на глазах стал рассеиваться. Старт - и первая мысль: не зря Светлана Слепцова считается самой надежной эстафетной стартующей. Любая толпа для нее - родная стихия. Вот и вчера: не прошло нескольких секунд, а спортсменка в цветах российского флага уже была впереди всех.

Первая же стрельба Светлану, правда, подвела. Еще было невозможно предсказать, каким получится итог гонки, но можно было заметить, что "ногами" Света чувствует себя значительно увереннее, чем на стрельбище. И не только она. По два промаха получилось на первом рубеже сразу у четверых - Слепцовой, Булыгиной, Богалий-Титовец и Медведцевой.

На втором рубеже иллюзии Слепцовой были развеяны окончательно. Три промаха к двум первым - серьезный балласт для того, чтобы продолжать работу с прежним энтузиазмом.

Одним из основных ньюсмейкеров первой половины дистанции смело можно было считать любимицу местной публики, "солнечную" девочку немецкой команды и победительницу спринтерской гонки Симону Хаусвальд. После второй стрельбы при двух промахах она проигрывала лидеру - Торе Бергер - всего 18,2. Но третий рубеж перераспределил все роли: Хаусвальд промахнулась еще два раза, а гонка обрела свою трагическую героиню - Дарью Домрачеву.

Это было каким-то иезуитским дежавю: 2009 год, Оберхоф, масс-старт, Домрачева на сумасшедшей скорости первой приходит на второй рубеж, встает на крайнюю установку и начинает стрелять, совершенно не слыша истерично вопящего стадиона: "Ложись! Ло-ожись!!!"

Тот случай Даша назвала после гонки уроком на всю жизнь. Призналась, что испытала сильнейший шок, когда уложила все пять патронов точно в цель, бросила взгляд на соперниц перед тем, как отправиться на дистанцию, и увидела, что они стреляют лежа. Да и потом, пересматривая собственное выступление в записи, долго не могла избавиться от жгучего чувства стыда.

Урок, как выяснилось вчера, был усвоен непрочно: Домрачева пришла на рубеж первой, опережая Бергер на 28,1. И… послала первые три пули в чужую мишень. Потом спохватилась, не понимая, почему черные глазницы отказываются закрываться, изменилась в лице, но поправлять ситуацию было уже поздно. В результате из двух оставшихся выстрелов точным получился лишь один.

С семью промахами в общей сложности белорусская биатлонистка все-таки "забежала" в десятку благодаря второму времени "ногами" (самой быстрой оказалась Анна-Карин Олофссон-Зидек, но шведка успешно "нейтрализовала" это преимущество восемью промахами).

Из российских спортсменок в первую десятку попали Зайцева и Богалий-Титовец. Остальных значительно серьезнее подвела стрельба: 5 промахов у Булыгиной, шесть - у Слепцовой, восемь - у Медведцевой. На общем фоне Хенкель, Юнссон и Бергер, поровну набравших шесть неточных выстрелов на троих, можно было смело причислять к категории снайперов.

КАК ПОЙМАТЬ БАЛАНС?

Мужская гонка началась сюжетным повторением женской. Иван Черезов столь же лихо, как и Слепцова, вырвался в лидеры, протащил за собой весь биатлонный паровоз до огневого рубежа и... откатился на дальние позиции благодаря двум промахам. Вся гонка напоминала азартный, веселый и жестокий одновременно деревенский кулачный бой "стенка на стенку". Он получился в меру "кровавым", хотя это слово больше всего подходило победителю - Бьорндалену. Почувствовав слабину соперников, тот превратился в беспощадного зверя, хищного и цепкого. И было понятно по выражению его лица, что своего норвежец уже не отдаст.

Российские выступления оставили сложные чувства. Так суматошно и бестолково не стреляют, когда с функциональным состоянием все в порядке. Скорее это выглядело как отчаянная попытка компенсировать потери скоростью. Секунды российских "ног" впечатляли: Устюгов, Чудов, Черезов летели по лыжне неудержимо, показав первый, второй и четвертый беговой результаты, но кто теперь возьмется сказать, не обернутся ли эти достаточно бессмысленные в общем контексте сверхусилия ранней усталостью уже в ближайшем будущем?

Первая половина дистанции прекрасно удалась Николаю Круглову. По одному промаху на каждом из рубежей - вполне допустимый показатель для тех погодных условий, которыми вчера развлекал биатлонистов Оберхоф. Но на третьем круге Николай стал терять скорость - тоже, кстати, один из показателей, что функциональная готовность еще не пришла в норму.

Впрочем, поймать баланс между скоростью и стрельбой - задача настолько непростая, что общих выводов и рекомендаций быть просто не может. Естественно, российские болельщики лелеяли мечту, что победитель спринтерской гонки и лидер общего зачета Евгений Устюгов окажется в масс-старте как минимум на пьедестале. Красноярский биатлонист и так сделал почти невозможное, сократив 33,1 отставания от Томаша Сикоры после четвертой стрельбы до 8,6 на финише. Считать это неудачей? Что же тогда говорить о трехкратном чемпионе мира Эмиле Хегле Свендсене, начавшем гонку быстрее всех, а завершившим ее на 23-м месте с девятью промахами? А ведь норвежца часто называют "тенью Бьорндалена" - настолько тщательно Свендсен старается копировать как подготовку, так и манеру выступлений лидера своей команды.

Как бы то ни было, остается констатировать: первый соревновательный этап олимпийского года на одном из самых непредсказуемых стадионов мира завершен. И если подводить общий итог, не таким уж безрадостным оказался он для России.