Газета Спорт-Экспресс № 276 (5153) от 7 декабря 2009 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

7 декабря 2009

7 декабря 2009 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ТУРНИР НА ВОЗДУШНЫХ КРЫЛЬЯХ

Т ем, кто поедет летом на ЧМ-2010, надо быть готовыми изрядно поколесить по стране. Если, конечно, не собираться осесть в каком-то одном месте. Но ведь болельщиков интересует прежде всего своя сборная. Значит, толпы фанатов понесутся по громадной стране, территория которой составляет 1,22 миллиона квадратных километров, что примерно равно площади Франции, Германии и Италии, вместе взятых.

На чемпионатах Европы соблюдается по мере возможности принцип географической компактности - команды одной группы играют в паре городов. Так, в Австрии в прошлом году российская сборная добиралась на игры автобусом. В ЮАР же всем придется летать.

Команда Словении, на месте которой условно можно представить сборную России, вступает в борьбу в Полокване на самом севере страны, потом играет в Йоханнесбурге, что в трехстах километрах, и, наконец, в Порт-Элизабете. А до него, между прочим, от главного экономического центра тысяча километров. Расстояние между Йоханнесбургом и Кейптауном - 1300 км. А сборная Англии, к примеру, будет базироваться в районе Рустенбурга, где проводит первую игру, но ей предстоит совершить марш-бросок и в Кейптаун, и в Порт-Элизабет.

На чемпионатах мира перелеты на дальние расстояния начались в 1994 году в США. Но там еще все-таки соблюдалась некая географическая системность. Зато начиная с Франции-98 все сборные стали гонять по всей стране. Французы тогда говорили, что родимую сборную хотят видеть не только в Париже, и звезд из, допустим, Бразилии - тоже. Матчи одной из групп перестали проводить в одном и том же месте. И сейчас в ЮАР нигде нет повторения, кроме Йоханнесбурга, и даже матчи с участием бразильцев и аргентинцев, которым посчастливилось дважды играть в этом городе, разведены по разным стадионам.

И во Франции, и в Японии, и в Германии есть чудесные скоростные железные дороги, на которых часто удобнее добираться, чем самолетом. Еще неизвестно, на чем быстрее со всякими регистрациями получится, а комфорт тот же. В ЮАР этого нет, и почему, спрашивается, было не вернуться к более простой схеме. В конце концов, убедить ФИФА, если та возражала. Но в стране присутствует социальный подход. Футбол популярен прежде всего у темнокожего населения, а у него в подавляющем большинстве нет средств для туризма, и похоже, что стремление показать как раз южноафриканцам разные команды, - из той же области, что и льготные и бесплатные билеты для местных граждан. По крайней мере одно другому соответствует.

Железная дорога есть. Заготовлено дополнительно 60 поездов и 2000 вагонов. Говорят, удобных. Но трястись по просторам саванны придется отнюдь не считаные часы.

К поездам имеются вопросы по безопасности - потому в ЮАР разработаны планы цеплять к ним специальные вагоны, оборудованные как полицейские участки: с офисом для составления протокола, парочкой тюремных камер. Так что злоумышленники рискуют прибывать к месту назначения, уже схлопотав какой-то приговор - скажем, штраф.

В стране, конечно, осознают транспортную проблему и немало делают, чтобы ослабить тяготы для гостей. Курсировать между городами, принимающими ЧМ-2010, будет дополнительно 200 самолетов. Для фанов обещаны бесплатные автобусы.

Однако журналисты смотрят на проблему со своей колокольни. Если арендовать автомобиль и порулить полсуток или сутки, то когда же работать? Можно даже посочувствовать коллегам, которым придется следовать неотступно за своими сборными, если те не возьмут в самолет.

Пять лет назад мне довелось брать интервью у Мишеля Платини, приезжавшего на Кубок Содружества вместе с президентом ФИФА Йозефом Блаттером. Выборы страны - организатора ЧМ-2010 еще не состоялись, но было уже известно, что миру предстоит африканский чемпионат. "Той стране, которая его получит, надо не гнаться за Германией, а провести турнир на свой африканский лад", - заметил будущий президент УЕФА. Угнаться за немецкими железнодорожными экспрессами, как, впрочем, и за французскими TGV с японскими "синконсенами", заведомо не получится.

Александр ПРОСВЕТОВ