Газета Спорт-Экспресс № 275 (5152) от 5 декабря 2009 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

6 декабря 2009

6 декабря 2009 | Биатлон

БИАТЛОН

На вопросы специального корреспондента "СЭ" в шведском Остерсунде ответил главный тренер сборных России по биатлону .

Владимир БАРНАШОВ: "ДЕРЖАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
О ДОПИНГ-ПРОБАХ В ЗАГАШНИКЕ НЕПОРЯДОЧНО"

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Остерсунда

ЗРЕНИЕ ПРИ СТРЕЛЬБЕ - ФАКТОР ВТОРИЧНЫЙ

Слово "главный" в названии должности Барнашова подразумевает верховное руководство всеми процессами, в которые вовлечены мужская, женская и молодежные российские сборные. Между тем в строящейся ныне отечественной биатлонной структуре есть президент федерации, исполнительный директор, семь членов правления СБР и столько же вице-президентов, совет СБР, насчитывающий 48 человек, старшие тренеры каждой из команд, тим-менеджеры и так далее. Какое именно место в этой иерархии отведено Барнашову? И каким он видит будущее своего вида спорта в России?

В ходе нашей беседы, состоявшейся в остерсундском отеле Scandic City, где квартирует наша сборная, ее главный тренер охотно ответил на эти и другие вопросы. Прокомментировав предварительно первые старты сезона.

- Мы довольны тем, как девочки прошли индивидуальную гонку. И прежде всего - скоростью. Пять наших гонщиц, кроме Бурдыги, вошли бы в первую десятку, промахнись они на раз-другой меньше. Когда вся команда "бежит", это обнадеживает. Да, Олофссон-Зидек "привезла" всем немало секунд. Но здесь ее родные трассы, это объяснимо. А вот отстрелялись мы не очень. Волнение, ожидание, первые старты... И все равно такие мастера, как Зайцева и Булыгина, должны были справиться. Трагедии нет - есть понимание проблемы. Будем работать.

- Слепцова сильно расстроилась из-за упущенной бронзы?

- Второе и четвертое места - самые плохие, как известно. Но по Свете не было видно. Подвозил ее в гостиницу, она призналась, что в глубине души не рассчитывала на столь резвое начало.

- Аня Булыгина промахнулась 6 раз. Правда, что у нее не стопроцентное зрение?

- Это не имеет большого значения. Промахи получаются вовсе не оттого, что спортсменка не увидела мишень. Качество стрельбы определяется в первую очередь мышечной и тактильной концентрацией и лишь потом - зрением. Если сфокусироваться на нем, теряется контроль за всем остальным.

- Первые два места в среду заняли шведки. Годовой бюджет всей шведской сборной - 400 тысяч евро. Российской - в десятки раз больше. Можете как-то объяснить несоответствие вложений результатам?

- Попробую. Олофссон потому и бегает в свои 36, что находится в особой весьма ограниченной группе спортсменов элитного уровня, под которых заточено все. Что такое 400 тысяч? Если эта сумма потрачена на четырех человек, ее достаточно. Если на главные, молодежные, юниорские команды, как в России, на тренировочные центры и проведение соревнований, то это крохи. Конечно, чувствуется у шведов профессионализм и тренеров, и спортсменов. А еще - большая личная ответственность за потраченные деньги. Вот здесь нам есть над чем работать. Мы привыкли все время говорить "дай, дай, дай". И слава богу, что руководство СБР нам дает. Но ведь оно потом и спросит!

- Если Юнссон или Ферри, к примеру, попадутся на допинге, то денежные поступления в шведскую федерацию сократятся в разы. А в России - не сократятся. Вы это имеете в виду?

- Приблизительно. Речь не обязательно о допинге, но в вопросах личной ответственности нам есть над чем подумать - вот что главное.

ЗА ВСЮ СТРАНУ ГАРАНТИИ ДАТЬ НЕ ГОТОВ

- Скажите, в российской сборной не ощущается некоторой напряженности из-за того, что результаты вскрытия наших февральских и мартовских проб этого года до сих пор не опубликованы?

- Есть немножко. Мы с ребятами разговаривали на эту тему, они в курсе ситуации. Но я хотел бы сказать о другом. Знаете, все это напоминает инструмент в руках IBU, с помощью которого Международный союз биатлонистов может воздействовать на национальные федерации нужным ему способом. Если есть желание бороться с допингом, возьмите пробу и опубликуйте результат в единые для всех сроки. Через неделю, через месяц, наконец. Виноват? Получи. А держать заключение в загашнике, чтобы извлечь его оттуда в удобный момент, просто непорядочно. Кроме того, это создает у спортсменов ненужные иллюзии, принижает и размывает фактор неотвратимости наказания.

- Не пытались возмутиться?

- Этот вопрос нужно решать на более высоком уровне и не одной только нашей федерации. Правила игры должны быть едины хоть для Бьорндалена, хоть для кого угодно.

- Перед Ванкувером все чаще поднимается тема о гарантиях чистоты спортсменов со стороны федераций. Вы готовы дать такие гарантии нашим спортивным властям?

- Я готов гарантировать, что в сборной все процессы, в которые вовлечены спортсмены, кристально чисты. Но вокруг каждого биатлониста есть десятки людей, не имеющих отношения к команде. Это и его фанаты, и люди из регионов, и те же личные врачи с массажистами. Как я могу ручаться за то, к чему не причастен? Пообещать за всю страну? Это неправильно. За свой участок - пожалуйста.

- Вы являетесь главным тренером российских сборных более полугода. Все ли вас устраивает в структурном и организационном плане?

- Далеко не все. Модель надо выстраивать, но за 8 месяцев до Олимпиады начинать серьезную перестройку было невозможно.

- Что именно требует новых подходов?

- Вся система подготовки, начиная от юношей и заканчивая основным составом. Сейчас в регионах работают кто во что горазд, в меру возможностей и таланта. Нет единства. Хотя юноши, например, должны выходить на определенный объем стрелковой и беговой работы, на определенную интенсивность. И переходить из возраста в возраст. Тогда к основе станут подходить люди, перед которыми будет стоять не задача обучения, а вопросы тренированности и профессионализма.

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВРАЧАХ

- Как вы относитесь к идее индивидуальной подготовки биатлонистов? Ведь по своей специфике, согласитесь, они куда ближе, скажем, к одиночникам-теннисистам, чем к командникам-футболистам.

- Этот подход может себя оправдать, если у спортсмена есть соответствующие возможности. То есть он может нанять тренеров, массажистов, психологов и так далее. Есть у него деньги - пожалуйста. Его может и регион финансировать, но в таком случае появляется зависимость от различных структур. Биатлон действительно индивидуальный вид спорта, но он не настолько богат, чтобы спортсмены могли позволить себе индивидуальную подготовку. В теннисе другой уровень доходов. А сама идея - хорошая.

- Бьорндален по уровню обеспеченности - "теннисист"?

- Он тоже не полностью обособлен. Просто коллективная подготовка у норвежца занимает меньше времени - 8, 10, 12, 15 дней. Это Европа, собраться и разъехаться здесь не проблема. А мы вынуждены делать длинные сборы. Собрать всех от Красноярска до Москвы очень непросто. Именно поэтому нужна единая структура и система на местах. Фактически это будет модель индивидуальной подготовки. Но в данный момент мы далеки от этого.

- Однако у многих наших гонщиков, насколько мне известно, индивидуальные врачи. Получается, в этом вопросе централизация не нужна?

- Врачи сборной как раз централизацией и занимаются. Работают с командой в течение сезона, отслеживают фармакологию, восстановление и все остальные процессы. Конечно, у ребят есть личные врачи. Как правило, работающие на местах, там, где живут спортсмены. И это на самом деле хорошо. Хороший доктор - подспорье, а не помеха. Другое дело, что должен присутствовать обязательный и плотный контакт личных врачей с врачами сборной. Причем инициатива должна исходить как раз от личных докторов, поскольку большую часть сезона их подопечные работают со специалистами из сборной.

- На сегодняшний день такие контакты налажены?

- Пока не полностью. Но работа идет: на нас через своих представителей выходят врачи из Ханты-Мансийска, из Тюменской области. Мы это приветствуем.

- Если я правильно понимаю, в такой ситуации на врачей сборной ложатся дополнительные функции по контролю за спортсменами, пользующимися услугами личных врачей?

- Безусловно. Отслеживается и восстановление, и перечень принимаемых препаратов. Нам нужна уверенность.

- Кстати, о восстановлении. В Европе ему уделяется колоссальное внимание. А у нас?

- Если говорить о едином прекрасно оборудованном центре, как в белорусских Раубичах, такого у нас нет. В регионах же в том или ином виде восстановление возможно. Именно поэтому в концепции развития биатлона до 2020 года присутствует задача оборудовать наши тренировочные центры всем необходимым для восстановления. Чтобы не нужно было всякий раз таскать с собой тренажеры, роллеры, медицинскую аппаратуру и так далее.

С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОЛНЫЙ ПОРЯДОК

- Новый тренер по стрельбе Александр Куделин не будет ездить на этапы Кубка мира?

- Он не тренер по стрельбе. Мы его пригласили как бывшего стрелка, одного из конструкторов тренажера "СКАТТ". Раньше он занимался только стрелковой подготовкой, теперь строит биатлонный тренажер. Ему тоже нужно было понять нашу специфику: пять мишеней, темповые нагрузки... Куделин общается с очень многими стрелками мира, потому что его тренажеры пользуются спросом повсюду. В стрельбе это специалист высокого уровня. Он сразу сказал спортсменам: "Не собираюсь ни учить вас стрелять, ни тем более переучивать. В биатлоне своя специфика. Моя задача - максимально подробно и доходчиво довести до вас базовые моменты, характерные для любого стрелка и очень важные".

- В чем принцип работы его тренажеров?

- Датчики реагируют на каждое твое движение в процессе подготовки выстрела, на каждую реакцию организма. И выдают все это на компьютер. Таким образом, процесс подготовки к выстрелу можно оттачивать, понимая, что именно ты делаешь не так.

- Со стороны штатных тренеров по стрельбе ревности к Куделину не замечали?

- Женский состав воспринял его очень хорошо. И сами спортсменки тоже. Ждали его в Раубичах, охотно работали. Тренеры мужчин поначалу отнеслись к Куделину очень настороженно. Но постепенно моменты эти сгладились. Особенно когда стало ясно, что его занятия вызывают у ребят неподдельный интерес.

- С психологами сборникам тоже нравится работать?

- Я бы назвал тех, кого мы приглашали на сборы в Ханты-Мансийск и Уват, психоаналитиками. Тут все сугубо добровольно: никого не заставляем, поскольку и сами хотим убедиться, что от такого сотрудничества есть польза. Процентов пятьдесят женской команды пользовались услугами психоаналитиков. В мужской - поменьше.

- С материальным обеспечением сборной как обстоят дела?

- Грех жаловаться - все вопросы решаются очень оперативно и в полном объеме.

- Процесс перехода на новые лыжи прошел удачно?

- Этот процесс - явление рабочее и постоянное. "Фирмачи" подвозят, спортсмены выбирают, тестируют. Не так, что старые выбросил, на новые встал - и поехал. Хорошую пару иногда находят одну из 30, а то и больше предложенных. В то же время мы знаем, что Магдалена Нойнер, например, в определенную погоду часто надевает лыжи, которые Fisher изготовил еще три года назад.