Газета Спорт-Экспресс № 255 (5132) от 12 ноября 2009 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ
ЧМ-2010. Стыковые матчи. 14 ноября РОССИЯ - СЛОВЕНИЯ
"СЭ" продолжает вести дневник о подготовке сборной России к стыковым матчам за выход в финальную часть ЧМ-2010.
ТЯГАЧЕВ ПРЕДСКАЗАЛ ПОБЕДУ РОССИИ
Юрий ГОЛЫШАК |
из Grand Marriott |
Репортеры подремывали в холле роскошного отеля. Новостей к обеду набралось немного: разок по холлу прошлись Торбинский с Ребко, а один отважный коллега, дозвонившись до Жиркова, разбудил того в половине первого пополудни. Журналистские планы об интервью летели к черту по воле Гуса Хиддинка, устроившего незапланированное собрание по рабочим, как уточнили осведомленные, вопросам. Впрочем, и после него если кто из игроков и показывался в холле, от диктофонов бежал, как от свиного гриппа. Промолчал, улыбнувшись одними глазами, словоохотливый Семак. Даже охранник, до странного похожий на Хуанде Рамоса, смотрел на корреспондентов с печалью. Агенты и люди, близкие к агентам, переходили на драматичный шепот: их рассказы не для наших ушей.
* * *
В сторонке увидел профсоюзного деятеля Владимира Леонченко. Порадовался: сколько же неравнодушных к делам сборной. Леонченко был приветлив, но говорить о делах отказался, пообещав к вечеру прислать подробности письмом. Серьезные люди всегда конспираторы. К вечеру действительно прислал письмо с бодрящим названием: "11 шагов навстречу футболу". Открыл я, прочитал последнюю строчку: " По мнению игроков и тренеров, основная сила, тормозящая развитие футбола, коррупция..."
Закрыл.
* * *
Странная женщина образовалась перед корреспондентами:
- Вы насчет воскресенья?
Мы задумались, наморщили лбы. Кто-то среагировал:
- Это спорно. Скорее насчет субботы.
Человек еще более странный признал вдруг в коллеге Борисе Левине шахматного специалиста. Тряс руку со значением.
Чем-то озадаченный менеджер сборной Виктор Вотоловский проплыл через холл, не отрывая глаз от планшета. Возможно, на собрании вопросы к нему были самыми рабочими. Если бы не менеджер и его костюм, о сборной и "матче жизни" в этих стенах ничего не напоминало бы.
* * *
Впрочем, четверти часа не прошло, стали по одному появляться футболисты. Все до единого с телефонной трубкой у уха. Шли будто через смешанную зону. И поражались, должно быть, что никто не дергает за рукав. Первый - Сычев, следом - Акинфеев.
Корреспондентам же было уже не до них: отыскали забаву, обнаружив вывеску "Русский Погребок":
- Эх, поставить бы под нее Погребняка да сфотографировать.
Погребняка, однако, не было.
Другой энтузиаст нашел альтернативную дощечку - "Grand Alexander". И проводил чудесную параллель:
- Она на втором этаже, "Погребок" - на первом. Значит, шансы Кержакова выйти с первых минут выше как минимум на этаж.
* * *
Предложил я высказаться Александру Бородюку - тот шарахнулся от диктофона как черт от ладана.
Кто-то сочувствующий прошептал:
- Вчера-то Александр Генрихович анекдоты травил. Есть у него такая отдушина.
А Погребняка, мастера живого слова, все не было. Количество репортеров, ждущих именно его, росло от часа к часу. Впору было записываться - как к терапевту-чародею.
Зато появился на пороге бывший футболист Александр Точилин с режущим глаз красным свертком. Репортеры накинулись на бедного экс-капитана "Динамо". И в лучшие-то игровые времена такой славы защитник не знал.
- Вы уж прямо в окружение взяли, - смутился. - Люди подумают: какая-то звезда.
Сверток предназначался, оказывается, Колодину, который разговаривать с кем-то, кроме старины Точилина, отказался. Нырнул в лифт - и был таков. Зато его бывший одноклубник ответил за всех. Усмехнувшись первому вопросу:
- Когда последний раз сами играли за сборную?
- Ох, давно. Очень плохо сыграли с албанцами в Шкодере, проиграли 1:3.
- Что было в пакете для Колодина?
- Друзья попросили мячик передать, чтоб сборная автографы поставила. Воспользовался служебным положением.
- На футбол пойдете?
- Пока не знаю. Хотя билеты уже есть. Но, может, их, как и мячик, передам друзьям.
- Что думаете о Словении?
- Соперник серьезный, хотя гораздо лучше, чем Украина, например. Играть словенцы будут от обороны. И пусть - нападающие у нас классные. Хорошо бы все вопросы решить в Москве.
* * *
Среди десяти диктофонов, устремленных к Точилину, заметил телефон, протянутый чьей-то могучей рукой. Узнал: массажист сборной Михаил Насибов, знатный конезаводчик.
- Для газеты пару слов скажете?
- Не могу, горло болит, - прохрипел артист Насибов. - 19-го смогу. Обращайтесь.
- Подойду, - пообещал я.
- 19 декабря, - нормальным голосом добавил Насибов.
Молнией мелькнул Хиддинк. Интересно, чувствовал ли он спиной сотни взглядов, которые приковывает одним появлением? Впрочем, спиной Гус чувствовал, должно быть, только внушительную сумку.
"Где же Корнеев?" - подумал я.
Корнеев не заставил себя ждать. На репортерские приветы не отвечал, в ответ не расшаркивался. Смотрел немигающим взглядом на стоявших на пути. В руках раскрытый ноутбук. Кому-то ответил едва слышно:
- Работать будем.
Видимо, и у Гуса в сумке была не закуска.
* * *
Насибова тем временем окружили японцы. Кто-то кланялся, сложив руки у лица, кто-то заглядывал в глаза, кто-то просил дозволения сфотографироваться. Массажист величаво позволял. За кого его приняли? И о чем они говорили?
- О лошадях, наверное, - предположил кто-то рядом.
Снова и снова набирали номер Погребняка - тот молчал.
Зато без устали чихал один из японцев, надышавшись московскими ветрами. Подумалось: может, и к лучшему, что Погребняка здесь нет?
Зато появился заспанный Алексей Ребко и не успел увернуться от моложавого корреспондента с анкетой. Ухом я выхватил обрывок разговора:
- К какой стране в средние века относилась Словения?
- К Югославии, - ответил Ребко.
Продолжение обещало быть еще занимательнее, но ждать я не стал, увидел, как идут к дверям трое с очень знакомыми лицами. Имя одного мне было известно: Леонид Тягачев, президент Олимпийского комитета России.
- В этом отеле сборная живет. А вы - какими судьбами?
- Что сборная живет, это очень хорошо. Но здесь остановились мои друзья - бывший президент Молдавии Петр Лучинский и Александр Дзасохов, в прошлом президент Северной Осетии. Очень теплая получилась встреча. Говорили и о футболе: кто будет играть со Словенией, как. Общались как болельщики. Ни один руководитель не имеет права вмешиваться в работу главного тренера. К Анатолию Тарасову в хоккейной сборной СССР никто подойти с наставлениями не смел. И ко мне, когда я тренировал национальную команду по горным лыжам, тоже.
- Пойдете на субботний матч?
- Непременно! Я на все игры хожу. Между прочим, я чемпион Советского Союза по футболу.
- Вот так новость.
- Да. Только чемпионат проводился среди сельских команд. Наше "Останкино" в финале выиграло у "Кубани". В моей команде выступал отец Александра Мостового. Вячеслав Иванович Колосков очень за меня болел. Но такого отношения к футболу, как сейчас, при советской власти не было. Потому он и растет. Только играй и играй. На меня даже обижаются борцы, чемпионки по синхронному плаванию: почему у них таких условий нет? Такого отношения?
- С Хиддинком общались?
- Общаемся. Но сегодня не успели.
- Как относитесь к требованию Дмитрия Медведева, чтобы госфункционеры больше не руководили спортивными федерациями?
- К заявлениям президента нашей страны я отношусь всегда положительно и сверхсерьезно. В данный момент очень важно, чтобы министры возглавили попечительские советы и политически влияли на помощь каждой федерации. Министру тяжело выезжать на международные заседания. Тренеру или бывшему профессиональному спортсмену это делать легче. Поэтому идет переизбрание. Игорь Левитин, например, очень много сделал для развития настольного тенниса, Сергей Лавров - для гребного слалома.
- Виталий Мутко пока не объявлял о своем уходе.
- Мы с Виталием Леонтьевичем на второй уже день обсуждали вопрос по всем федерациям. Он объявит.
- У РФС тоже будет попечительский совет?
- Обязательно. Я бы поддержал кандидатуру Бориса Грызлова на роль его председателя. Отличный руководитель, знает футбол, сам играет сильнее всех в Госдуме.
- Кто сегодня кандидат на пост руководителя РФС?
- Даже если бы знал, не стал бы это обсуждать. Много кандидатов, желающих принести пользу футболу. Это вопрос голосования. Свой голос я бы отдал человеку, который принесет пользу не только футболу, но и Олимпийскому комитету.
- На прогноз в играх со Словенией не решитесь?
- Наши выиграют в один мяч и дома, и на выезде. Точно говорю.
* * *
Я и знать не знал, что на улице такое оживление - все подходы к отелю оккупировали девицы с блокнотами, молодые люди. Проведали, в котором часу сборная отправится тренироваться в Лужники. Не один Тягачев готов был в этот вечер предсказать сборной России победы. Пусть и в один мяч.