Газета Спорт-Экспресс № 225 (5102) от 7 октября 2009 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1
ФУТБОЛ
ЧМ-2010. Отборочный турнир
Группа 4
До матча РОССИЯ - ГЕРМАНИЯ - 3 дня
НЕМЦЫ ОТКРЫЛИСЬ НЕ НА 15, А НА ЦЕЛЫХ 23 МИНУТЫ
Вчера корреспондент "СЭ" побывал на первой тренировке сборной Германии перед матчем с Россией.
Ефим ШАИНСКИЙ |
из Майнца |
Сахарные улыбки мгновенно превращались в гранитные. Лица охранников каменели всякий раз, как только кто-нибудь из журналистов пытался проникнуть сквозь ворота, от которых шла дорожка к полю с искусственной травой. "Найн. Только в 10.30, никак не раньше", - с непримиримой жесткостью тут же заявляли крепкие мужики в ярко-желтых жилетах, в чью обязанность входило неукоснительное выполнение строжайших предписаний Германского футбольного союза на территории клуба "Майнц".
Нескольким десяткам журналистов, фотографов и телевизионщиков, заранее прибывшим на первую тренировку бундестим перед матчем в Москве, ничего не оставалось, как уложить скарб наземь и осмотреть окрестности. Прежде всего бросался в глаза ярко-зеленый высокий забор вокруг тренировочного поля. Еще накануне это была обыкновенная металлическая сетка, но в понедельник вечером сотрудники "Майнца" заботливо пришпандорили к ней плотный зеленый материал, и она стала оградительной. Дабы ни один чужой глаз, Боже упаси, не увидел, чем там на синтетике занимается бундестренер Лев и его парни! А еще для пущей важности гостеприимные хозяева чуть ли не по всему периметру забора протянули перед ним яркую красно-белую ленту. И чтобы ее с разбегу не порвал какой-нибудь шальной газетчик, всюду расставили крепких "желтых" парней.
ЗАЧЕМ ИМ ЗНАТЬ, КАК БУДЕТ "ЛУНА" ПО-РУССКИ?
Поняв, что раньше времени на синтетику не сунешься, журналисты, естественно, тут же затеяли обмен мнениями. Ко мне подошел телеоператор ZDF (второго государственного телеканала) и, с гордостью сообщив, что летит в Москву, спросил, как сказать по-русски: "Добрый день". Получив ответ, тут же почему-то стал выяснять, как звучит на нашем языке слово "Луна"...
Вообще русские слова в исполнении немцев здесь в последние дни слышны все чаще. Наиболее употребляемое: "Зборнайя". То бишь - сборная. И очень многие уверены, что Хиддинк - это тоже по-русски. Наш тренер, кстати, сейчас у немецких СМИ нарасхват. Бросается в глаза, что на него смотрят не только с большущим уважением, но и частенько заискивающе. Даже знаменитые футбольные личности. В одной из телепередач, на которую пригласили Франца Беккенбауэра, журналисты организовали прямое включение из Москвы Хиддинка. Увидев Гуса, Кайзер расплылся в знакомой уже нам сахарной улыбке, повздыхал, дескать, жаль, что русский голландец так и не работал пока в бундеслиге, а потом, хитро сощурив глаза, спросил собеседника из Москвы: "А помнишь, как мы славно вместе играли в гольф?"
"О, да!" - по-доброму улыбнулся Гус, а затем твердым голосом продолжил рассказ о том, как собирается обыграть сборную Германии.
И еще обратил внимание. Наконец-то немцы стали правильно, не коверкая, выговаривать труднейшие для них фамилии наших игроков. Павльючено стал Павлюченко, Анфейев - Акинфеевым, Аньюк - Анюковым. Прогресс налицо. И, чтоб уже совсем закончить тему "русский для иностранцев", отмечу, что вчера в новостной программе ZDF немецкий ведущий, рассказывая о подготовке сборной России, практически без акцента произнес: "Ну, погоди!" Германской же аудитории объяснил, что такие слова в Москве в преддверии встречи с бундестим сейчас произносят многие.
БОЛЕЛЬЩИКОВ В МАЙНЦЕ НА ТРЕНИРОВКИ НЕ ПУСТЯТ
Но вернемся в Майнц. Ровно в 10.30 заветные ворота отворились, и застоявшаяся журналистская братия рванула к бровке, у которой разрешено было дислоцироваться. Под шумок в общей толпе пытались было затеряться и простые любители футбола, но "желтые" парни их мгновенно вычисляли и с негодованием удаляли. Вообще удивительное для Германии дело: в Майнце запланировано пять тренировок бундестим - и ни одна из них не будет открыта для болельщиков. Это очень убедительно свидетельствует о серьезности мероприятия, задуманного и проводимого Левом в столице федеральной немецкой земли Рейнланд-Пфальц.
Первым из бундестим на искусственной поляне появился помощник главного тренера сборной Германии Ханси Флик, который очень скрупулезно стал расставлять на зеленом газоне желтые "буйки". В 10.40 на синтетику осторожно ступили футболисты. Присели, потрогали руками, потопали ногами, поприседали. Ничего, вроде живы остались. Воодушевленные этим фактом, стали даже жонглировать мячом, делать друг другу передачи. А Йоахим Лев сразу же зашагал к центру поля и там, сложив на груди руки и водрузив ногу на мяч, маршальским взглядом принялся наблюдать за поведением бойцов.
Правда, порой отвлекался: пару раз присел и пощупал пальцами искусственную траву. Да и футбольное сердце - не камень. Бывший игрок, который выступал еще в 1979 году в юниорской сборной ФРГ вместе с Маттеусом, Феллером и Литтбарски против сверстников СССР в Тбилиси, вдруг вышел из маршальского образа и с азартом стал жонглировать мячом. Получалось неплохо. Наверное, даже лучше, чем в 1979-м в Тбилиси, когда его команда уступила нашей - 1:2.
Но о той встрече Лев точно сейчас вспоминать не хочет - не время бередить старые раны. И без этого малоприятного занятия дел предостаточно, а дней для того, чтобы все успеть, - в обрез. Потому уже через восемь минут после начала тренировки стал демонстративно посматривать на часы, прозрачно намекая допущенной на четверть часа прессе, что пора, мол, и честь знать. Но 15 минут - это святое. Даже "желтые" пишущей и снимающей братии не мешали. Тем более что те проявили себя в высшей степени положительно. Когда порывы ветра выносили на идеально гладкий изумрудный ковер золотые кленовые листья (красота-то какая!), кое-кто из журналистов на четвереньках собирал их.
ЛЕВ СТАВИТ НА ПРОВЕРЕННЫХ БОЙЦОВ
Футболисты при всем народе ничего особого не показывали. Разбившись на две группы, совершали легкие пробежки, банальные упражнения на растяжку. При этом определить, где основа, а где "простолюдины", было невозможно. В одной группе - бременская "мафия" Мертесакер, Езил, Марин, а с ними Баллак, Какау. В другой - баварские парни Клозе, Лам, Швайнштайгер, Гомес и примкнувшие к ним Бек, Подольски...
А вот с вратарями все понятнее. Тренер голкиперов Андреас Кепке явно выделял Рене Адлера, с которым вместе бегал, переговаривался. На осиротевших Нойера и Визе порой даже жалко было смотреть. В общем, тут секрета нет никакого - в Москве будет играть Адлер.
Все, повторяю, происходило под присмотром недремлющего ока Лева, который, похоже, в конце концов, решил журналистов "подмазать" - прессе дали работать не четверть часа, а целых 23 минуты! А на 24-й бундестренер предложил подопечным новое упражнение. Вот тут-то нас и попросили. Вежливо, но очень строго. Если кто-то из журналистов мешкал, перед ним тут же возникали "желтые".
Но, наверное, с нашим братом так и надо. Вот, например, чуть ли не все немецкие газетчики громко требуют: "А подайте-ка нам в сборную леверкузенца Кисслинга!" Парень-то в бундеслиге 6 голов забил - больше, чем Клозе, Гомес, Подольски и Какау, вместе взятые. Но Лев в этом вопросе - скала с вежливым лицом. Мол, да, хороший парень, с перспективой, держим на карандаше. Но брать - не берет.
Даже при том что все другие его форварды далеко не в порядке. По-прежнему же полное доверие Клозе, Польди и Гомесу. Кстати, многие профи эту политику бундестренера поддерживают. И Беккенбауэр, и даже спортивный директор "Байера" Феллер. Авторитеты соглашаются: вот пробьемся в ЮАР, тогда Кисслинга и уважим. А сейчас ставка - на проверенных бойцов: перед матчем в Москве не до экспериментов.